Занятие по курсу "Загадки природы" "О жизни среди крокодилов"_Казакова Яна Сергеевна_СОШ № 63_Пенза
2013, декабрь. Занятие по курсу «Загадки природы» по теме: «О жизни среди крокодилов»,
Казакова Яна Сергеевна, МБОУ СОШ № 63 , город Пенза
Тема: О жизни среди крокодилов.
Цель.Создать условия для формирования у младших школьников различных компетенций.
Ход занятия.
Дети разделены на 3 группы по совместимости.
Шаг 1.
У: Начинаем занятие с хорошего настроения. Улыбнитесь друг другу и мне.
Сегодня поговорим об одном удивительном животном. Что бы узнать кто это, нужно отгадать загадку: (презентация 1, слайд 1)
Живёт он в реках и болотах,
Зубов так много, что не счесть
И у него одна забота-
Поймать кого-нибудь и съесть.
Д: Крокодил.
Выходит слайд 2 презентации 1.. Появляется картинка бобра. Дети в недоумении. Ищут ключевые слова: кого – нибудь съесть, зубов много, живет на болоте. Делают вывод, что это не бобр, а крокодил. Выходит слайд 3 презентации 1.
У: Верно определили. Мы сегодня погорим о жизни среди крокодилов. Посмотрите видео, и задайте вопросы, которые вас удивили.
(Просмотр эпизода из мультфильма «Бюро находок», 2 серия. Начать нужно с того момента, когда мама – крокодил прибегает в бюро находок).
,,,,,,,,,,,,,,,
Собака: Разве крокодилы несутся?
Мама – крокодил: Нет, мы откладываем яйца в песок. Прогноз погоды неточен, я держала их в корзине.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Д: Крокодилы откладывают яйца?
Д: Зачем мама – крокодил положила яйца в корзину? При чем здесь прогноз погоды?
Д: Может ли крокодил потерять свои яйца?
Д: Может ли кто – то другой быть родителем крокодилят?
Шаг 2.
У: Вы видели настоящих крокодилов? Какие они?
Д: Большие, страшные, вот с такими зубами (показывают).
У: Что знаете о жизни крокодилов? Приготовьте в группе рассказ для всего класса.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
У: Нарисуйте на листе на доске крокодила.
(В группах дети рисуют крокодила на ватмане).
У: Говорят , что крокодилы – хладнокровные охотники. А еще говорят, крокодилы относятся к холоднокровным животным. Это одно и то же, или разное? Обсудите в группах. У кого какие версии возникли?
(Все группы сошлись в том, что понятия разные. Холоднокровные – холодная кровь, хладнокровные – безжалостные).
Шаг 3.
У: Прочитайте в группе тексты о странностях жизни среди крокодилов и отметьте те, которые вас удивили.
- Крокодилы жили еще во времена динозавров.
- «Крокодиловы слезы» — это выражение интересно своим происхождением и обозначает показные угрызения совести. Этот миф появился из-за того, что крокодилы, якобы плачут в процессе поедания людей. Крокодилы на самом деле плачут, когда едят - это их биологическая особенность.
- Челюсть крокодила содержит 24 зуба, но он не может жевать пищу. Поэтому они заглатывают небольшие камни, которые помогают им измельчать содержимое своего желудка. Эти камни помогают крокодилу погружаться в воду. За жизнь крокодил может «сменить» свои зубы до 60 раз.
- Часто крокодилы лежат подолгу с открытой пастью — так они охлаждаются.
- Иногда крокодилы впадают в спячку, это происходит в засуху, когда нет воды и добычи. Крокодил сам себя закапывает в песок.
- Крокодил может плыть со скоростью до сорока километров в час, и находиться под водой до трех часов, и выпрыгивать из воды аж на 2 метра!
- Яйца у крокодилов размером с гусиные.
- У крокодилов обнаружен каннибализм – пожирание мелких особей более крупными.
- Ноздри и ушные отверстия под водой закрываются специальными клапанами.
- Средняя продолжительность жизни крокодила – 50 лет. Могут дожить до 100 лет.
- Крокодил может не есть ничего целый год.
- У крокодилов нет губ и рот полностью у них не закрывается.
- Если добыча велика – зовут на помощь сородичей.
- Перед тем, как вылупиться из яйца, крокодил издает квакающий звук.
- Если температура песка, где лежали яйца крокодила, была больше 33 градусов – вылупятся все мальчики, если 32 – половина девочек, половина мальчиков, если меньше 31 градуса – только девочки.
- Маленькие крокодильчики стараются всюду следовать за мамой, взобравшись к ней на голову или спину.
( Презентация 2 )
1 группа: Очень удивило, что крокодилы плачут.
2 группа: Как дельфины – выпрыгивают из воды на 2 метра.
3 группа: Очень любопытно, что от температуры зависит, кто появится – мальчик или девочка.
Шаг 4.
У: Теперь, учитывая все особенности жизни крокодилов, скажите полная ли у нас картина на доске?
Д: Нет,
У: Дополните ее.
(Дорисовывают то, что узнали).
Шаг 5 .
У: Подготовьте по одному вопросу – недоумению другим группам.
1 группа: Почему вы плачете, когда едите?
Д: У нас много жидкости в организме, потому что мы долго сидим в воде, сначала она испаряется через открытую пасть, а что не испарилась, выходит через слезы.
2 группа: Почему вы квакаете, прежде чем вылупиться из яйца?
Д: Мама зарывает нас в яйцах в песок, и мы, когда приходит пора – кричим, что бы мама нас услышала и откапала.
3 группа: Почему вы выпрыгиваете из воды так высоко?
Д: Если мы увидим вкусную птицу, она думает, что плывет бревно, подпрыгивает и хватаем ее.
Шаг 6.
У: Посмотрите видео о жизни крокодилов.
(Можно посмотреть, если позволяет время)
У: Как вы думаете, все ли мы узнали о странностях из жизни крокодилов?
Д: Конечно нет, наверное, есть еще много удивительного в их жизни.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_1.ppt | 793.5 КБ |
prezentaciya_2.ppt | 6.35 МБ |
Комментарии