2013 год-ноябрь. « Лес и его обитатели» (по программе « Начальная школа ХХІ век» , 2 класс, Снисаренко Лариса Ивановна, МОБУ лицей №7, город Таганрог.

2013 год-ноябрь. « Лес и его обитатели» (по программе « Начальная школа  ХХІ век» , 2 класс, Снисаренко Лариса Ивановна, МОБУ лицей №7, город Таганрог.

Цель:  Обобщить  знания  учащихся  о лесных животных и среде их обитания.        

 Задачи :

  1. Развитие умения классифицировать и систематизировать животных по их основным признакам, аргументировать свой ответ, самостоятельно  делать  выводы.
  2. Учить уважительно и доброжелательно относиться к мнению  других участников группы.

Оборудование и материалы:

  • Изображения  дятла , кукушки , совы, жука, бабочки, белки, гусеницы, белки, зайца, медведя.
  • Разрезные картинки для творческого задания.
  • Карточки с буквами для жеребьевки , ножницы, клей (для работы в группах)
  • Компьютер , проектор , экран.
  • Аудиозапись с голосами леса и пением птиц.

                                                          Ход урока.

( Дети входят в класс и занимают любые места за столами .Столы  расставлены для групповой работы.)

 

  1. Орг. момент: приветствие учителя и гостей.
  2. Актуализация знаний

Учитель : - Ребята , прочтите слова и подумайте , нет ли среди них лишних.

         ( слайд 1: птицы, звери, насекомые и растения)

-Почему растения – лишнее слово? Как одним словом  можно назвать оставшиеся?

   - Птицы, звери, насекомые – животные.

- О чем мы говорили на прошлых уроках?

          (слайд 2: животные - лес - Лесной дом )

- Попробуйте назвать тему нашего сегодняшнего урока.

          (слайд 2: Лес и его обитатели)

- Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в лесной дом . Как вы думаете , что нам нужно знать о лесе, чтобы наша прогулка была приятной?

( Выслушиваются ответы детей, формулируются задачи к уроку)

- Будем  распознавать жильцов лесного дома по их основным признакам, вспомним где они живут и погостим у некоторых из них. Надеюсь , что вы будете внимательны , наблюдательны и активны. Покажите  смайликами с каким настроением вы отправитесь на прогулку?

ІІІ. Систематизация  знаний  об отличительных признаках  животных и среде     их обитания.

  1. Учитель: - Угадайте к кому  в гости мы сейчас отправимся?

( Чтение детьми подготовленных загадок о белке, зайце, медведе)

- Как одним словом назвать эту группу животных? Почему?  – Звери т.к. их тело покрыто шерстью.

( Слайд3 )

( Чтение детьми подготовленных загадок о дятле , кукушке, сове)

- Как одним словом назвать эту группу животных? Почему?  – Птицы т.к. их тело покрыто перьями.

( слайд 4)

( Чтение детьми подготовленных загадок о жуке, о бабочке, о гусенице)

-Как одним словом назвать эту группу животных? Почему?  – Насекомые т.к. у них

6 ног.

( слайд5)

- Что общего у всех этих животных? – Все они – лесные обитатели.

- Как называется  наука о животных и люди , которые  ее изучают?

 

  1.  Работа в группах. ( на спинках детских стульев заранее прикрепляются жетоны разной  геометрической  формы  с буквами , обозначающими названия групп )

 

       Учитель: - Все ,у кого на стульях жетоны  со словом  звери , занимают  места за столом  №1;  птицы  « летят на гнездовья»  за стол  №2; насекомые присаживаются за стол №3 ; а за стол №4 сядет группа  зоологов.

 

    Учитель: - Задание для групп связано со знанием  особенностей  разных групп животных. Опираясь на эти знания , группам №№1-3 нужно из  кусочков  сложить представителя своей группы.( На столах разрезанные фотографии. Из всех необходимо выбрать и собрать только одно животное ) .Группе №4 необходимо проанализировать  изображение неизвестного еще науке животного и определить на каких животных  оно похоже.

 

Выслушиваются ответы  ребят . Еще раз проговариваются отличительные черты животных.

(Слайды 6-9)

 

  1.     Учитель: -   Что  мы должны знать, чтобы  попасть в гости к  кому - нибудь?

- Конечно же точный  адрес , номер  квартиры . Итак  совершим прогулку по лесу.

( Рассказ учителя )

 - Как-то на лесной опушке встретила я девочку Настю.

-Что ты тут делаешь?

 - Птичку слушаю. А как её зовут, не знаю.

 - А как она выглядит?

 -Такая серенькая, маленькая.

 - Ну, так не определишь. Вот если бы ты могла поточнее описать её или хотя бы сказать, на каком этаже она живёт, тогда...

 - А разве в лесу есть этажи? Это же не дом!

 

Учитель: - Ребята, помогите Насте разобраться. Есть ли у леса этажи?

 

 - Конечно у леса есть этажи. Ведь это лесной дом для различных птиц и зверей. И каждый из них живёт на своём этаже.

- Самый верхний этаж (третий) - это деревья: сосны, ели, дубы,клёны, осины, берёзы.

- Средний этаж (второй) - это кустарники. А ещё этот ярус называют«подлеском».

- Самый нижний этаж (первый) - это травы, цветы, мхи.Под землейчто-то вроде подвала. Тут прячутся корни зелёных обитателей леса.

4) Групповая работа

Задание: - Давайте расселим  лесных обитателей по этажам. Для этого поработайте в группах.(Состав  групп меняется соответственно форме жетонов, которые дети получили перед началом урока)

    Учитель: - Кого вы видите на рисунке?(  приложение 2 )- Животных.

    Учитель: - На какие группы их можно разделить? – Лесные и не лесные жители.

 

Детям нужно выбрать  животных , назвать их и поселить  :

І группа      - на первый этаж леса и в подлесок,

ІІ группа      - на второй этаж леса ,

ІІІ группа     - на третий  этаж леса,

Іᴠ группа       - отдельно поселят животных , не живущих в лесу.

  ( Дети вырезают нужных животных , их названия и наклеивают на листы соответствующей формы. Можно пользоваться учебником и таблицей- приложение 3. После ответов детей на доске появится дерево из геометрических фигур.)

                             ( приложение 1)

    Учитель: - Почему оставшиеся животные не могут жить в лесу?

Іᴠ. Итог урока в форме игры « Да и нет».

( Используются  сигнальные карточки.)

    Учитель: - Я читаю высказывания , а вы при помощи карточек  соглашаетесь или нет.

  1. В лесу живут звери , птицы, насекомые. ( Да.)
  2. Это все – животные. ( Да.)
  3. Подлесок – это самый верхний этаж. ( Нет.)
  4. В лесном доме 3 этажа. ( Да.)

      ᴠ. Рефлексия.

Учитель: - Ребята, понравилась вам прогулка? Покажите смайликами свое настроение.  Я благодарю всех за отличные знания , за четкую и быструю работу. 

       ˅Ӏ. Д.з. – творческое задание.

- Подумайте к кому из лесных жителей вы хотели пойти в гости и подготовьте небольшой рассказ о нем.

ВложениеРазмер
prilozhenie1.docx26.07 КБ
prilozhenie_2.docx534.53 КБ
prilozhenie_3.docx435.78 КБ
prezentaciya1.ppt19.78 МБ

Комментарии

Информация о пользователе.
28.11.2013 : 18.00

Спасибо за материалы

Была просьба - перед описанием урока представить определение деятельностного подхода, с ориентацией на которое вы проектировали учебную встречу.

Очень важно, чтобы в этом определении было указание на то, как в рамках деятельностного подхода действуют учащиеся. Предполагается ли какая-то детская самостоятельность на уроке и в чем она может выражаться.

Если не сложно, приведите вариант определения деятельностного подхода, на который вы ориентируетесь в своей работе

Информация о пользователе.
10.02.2014 : 13.03

1) Урок соответствует современным требованиям, посредствам использования ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методов групповой работы, способствующей систематизации знаний и развитию коомуникативных навыков в большем объёме.

2) Фрагменты урока использую в своей работе. Спасибо!

3) В ходе урока чётко отслеживаются его этапы.

4) Чётко прослеживается активность и заинтересованность детей.

Информация о пользователе.
10.02.2014 : 13.03

1) Урок соответствует современным требованиям, посредствам использования ИКТ и здоровьесберегающих технологий, методов групповой работы, способствующей систематизации знаний и развитию коомуникативных навыков в большем объёме.

2) Фрагменты урока использую в своей работе. Спасибо!

3) В ходе урока чётко отслеживаются его этапы.

4) Чётко прослеживается активность и заинтересованность детей.