2013 г. - ноябрь_Лес.Тайга («Начальная школа XXI век»)_4 класс_Пономарева Ольга Викторовна_МОБУ лицей № 7_г.Таганрог

IV класс УМК «Начальная школа XXI века» Окружающий мир Тема урока: «Лес. Тайга» Подготовила учитель начальных классов МОБУ лицей № 7 г. Таганрога Пономарева Ольга Викторовна 2013 г. Целевое назначение урока: деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия; содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Тип урока: урок «открытия» нового знания. Планируемые результаты: -демонстрация полученных знаний путем погружения субъекта в рамки квазиреальной ситуации; - осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей; - освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др. с получением информации в открытом информационном пространстве); - развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. Метапредметные результаты: Личностные: мотивация учения, нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей). Познавательные: формирование научной картины мира, овладение способами познания, рефлексии, выдвижение познавательных гипотез (доказательство или опровержение), поиск и выделение информации, установление причинно-следственных связей, формирование абстрактых понятий по теме урока. Коммуникативные: формирование компетенций в общении, умение слушать, вести диалог, объяснять свое отношение к миру (выражать свое мнение, отстаивать свою точку зрения), участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений. Регулятивные: - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей; - различать способ и результат действия. Раздел «Родная страна от края до края» (третий урок в разделе программы «Природа») Тема урока: «Лес. Тайга» Цель урока: формировать: - представления об особенностях природной зоны «Тайга»; -умение характеризовать изучаемую природную зону России по заданному плану; -умение работать по плану; -самостоятельно составлять план действий. Задачи: 1. Создать ситуацию, при которой возникает необходимость формулировать проблему, предлагать пути её решения для получения новых знаний. 2. Обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей деятельности как части целого. 3. Создать условия для развития у обучающихся умения классифицировать информацию. 4. Выявить уровень усвоения материала (рефлексия). Учебно-методический комплект: • Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир, 4 класс»: учебник в 2 частях – М, : Вентана - Граф, 2012 г. • Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир , 4 класс», Рабочая тетрадь, № 1 и № 2– М,: Вентана - Граф, 2013г. • Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир , 3 - 4 классы», методическое пособие для учителя – М,: Вентана - Граф, 2011 г. Оборудование: проектор, экран, презентация, фотографии на тему «Природные сообщества», «Природные зоны», руководство по выполнению исследования для каждой группы, схематические рисунки методов исследования, учебные тексты, приложение 1, приложение 2. I. Организационный момент. Учитель создает положительный эмоциональный настрой, включает детей в деятельность. Учитель: Добрый день! А что это значит? Значит, день был по-доброму начат. А вы как думаете? (ответы детей) II. Актуализация знаний. -Почему на земле в разных местах разные климатические условия? (ответы детей) III. Постановка проблемы. Учитель, обобщая ответы детей, сообщает тему урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема. На доске карточки со словами. Задание - « уберите лишнее слово»: климат пустыня тундра лес сообщество тропики Арктика оазис Перевернув карточки, читаем тему урока: «Тайга – дикий, хвойный, непроходимый лес». 1. тайга 2. дикий 3. хвойный 4.непроходимый 5.лес IV. Открытие нового знания. а) Работа с основными понятиями урока. Слайды – картинки. - Из нескольких картин выбери изображение тайги. (березовый лес, тайга, лесополоса, роща, чаща, смешанный лес) - Объясните понятие «лес». - Докажите свой выбор. (обучающиеся доказывают свой выбор, используя словарь, статью, материал учебника). б) Работа над причинно-следственными связями в природе (по тексту учебника, статьи). -Что узнали о климате, растениях, животном мире, деятельности человека в тайге? в) Мотивирующий прием «Яркое пятно». Рассказ учителя о добыче полезных ископаемых, золоте в тайге. V. Первичное закрепление с комментированием. 1.Обучающиеся опираются на уже пройденный материал, на жизненный опыт, на определенные знания. -Отгадайте загадку: Лежит бревно у речки. Зелёное бревно. Сидеть на нём опасно - Зубастое оно. (крокодил) - Кто такой крокодил? -Какие признаки в загадке помогают догадаться, кто это? -Что вы уже знаете о нем? Учитель предлагает проблемную ситуацию. -Сегодня по телевизору с утра я слышала репортаж о том, что житель города Верхоянска, который находится в тайге, возвращался из Африки из командировки. В подарок в местный террариум он вез крокодила. Из-за пока неизвестных причин крокодил пропал в аэропорту. Наш пассажир в панике: КРОКОДИЛ ПОПАЛ В ТАЙГУ. СМОЖЕТ ЛИ ОН ВЫЖИТЬ В НЕЙ? (Главный проблемный вопрос урока, который записывается на доске или вывешивается по центру. В течение всего урока необходимо возвращаться к нему.) 2. Выдвижение гипотез. (Метод поиска решения учебной проблемы) -Как бы вы ответили на этот вопрос? (Выживет, не выживет, выживет, если…, выживет, но не долго). (должно быть 4-5 гипотез. Приблизительные гипотезы заранее готовятся или пишутся сразу на уроке и вывешиваются на доску.) 3.Совместное «открытие» знаний. Подтверждение или опровержение гипотез (классификация). -Чтобы ответить на главный вопрос, мы познакомимся с текстом «Тайга» и найдем нужную информацию. Работа в группах ( позволяет вовлечь в учебную деятельность всех учеников одновременно, инструктаж: понять задание, осмыслить текст, выслушать мнение в группах, найти общее решение, выбрать выступающего. План работы с текстом составляется заранее заранее: • Кто такой крокодил? • Климатические условия тайги; • Питание (животный мир); • Место обитания (жилище); • Растительный мир; • Враги. После каждого пункта плана возвращаемся к каждой гипотезе. Классификация гипотез на доске в 2 столбика: ДА – НЕТ VI. Первичный контроль. Практикум. Рефлексия. - учащиеся демонстрируют полученные знания за урок в системе. Рефлексия. На столах лежат ватманы, маркеры, и т.д. Всему классу или по группам предлагается задание. -Как нужно измениться крокодилу, чтобы выжить в тайге? Готовые работы вывешиваются. Презентация групп. Вывод: крокодил может выжить, если изменятся его условия существования (попадет в заповедник, произойдет акклиматизация, изменится образ жизни и внешний облик) VII. Итог урока. Учитель подводит итог урока. Проверяет рефлексии деятельности учащихся на уроке -Где можно применить полученные знания в жизни?

Комментарии

Информация о пользователе.
28.11.2013 : 13.44

Ольга Викторовна, спасибо за представленный материал

Замечательно, что в ходе работы дети работали не с одной гипотезой (как это распространено), а с несколькими.

Чего не хватает в описании - это описания реальной работы детей.

В вашем текста сказано:

3.Совместное «открытие» знаний. Подтверждение или опровержение гипотез (классификация).

- Чтобы ответить на главный вопрос, мы познакомимся с текстом «Тайга» и найдем нужную информацию. Работа в группах ( позволяет вовлечь в учебную деятельность всех учеников одновременно, инструктаж: понять задание, осмыслить текст, выслушать мнение в группах, найти общее решение, выбрать выступающего. План работы с текстом составляется заранее: • Кто такой крокодил? • Климатические условия тайги; • Питание (животный мир); • Место обитания (жилище); • Растительный мир; • Враги. После каждого пункта плана возвращаемся к каждой гипотезе. Классификация гипотез на доске в 2 столбика: ДА – НЕТ VI. Первичный контроль. Практикум. Рефлексия. - учащиеся демонстрируют полученные знания за урок в системе.

Если мы разбираемся с деятельностным подходом, если нам важно понять, как у школьников "формируется  умение реализации новых способов действий" - мы должны и посмотреть, а что там в действительности у детей происходит?

Важно понять, как дети в действительности решали предложенную им задачу - что у них получалось, а что - нет, как они смогли самостоятельно преодолеть возникшие трудности, где здесь потребовалась помощь учителя и т.д. Что нужно сделать в будущем, чтобы школьники в большей степени действовали самостоятельно...

Если у вас есть возможность описать работу детей на шаге 3, где происходит совместное открытие знаний - было бы очень хорошо

С уважением, А.Н. Юшков