МАОУ "СОШ № 24 с УИОП" г. Старый Оскол_Национальное самосознание и современная молодежь

Агибалова Лариса Павловна,
учитель истории и обществознания
МАОУ « СОШ №24 с УИОП»
г. Старый Оскол Белгородской области

Тема урока: Национальное самосознание и современная молодежь

Развивать умения:

  • организовать своих знаний и упорядочить их,

  • создавать свои собственные приёмы обучения,

  • принимать самостоятельные решения и выдвигать собственные идеи;

  • отстаивать свои права.

Воспитывать:

  • способность брать на себя ответственность;

  • толерантность в восприятии качеств и черт характера окружающих.

Основные понятия:

  • нация, самосознание, обязанность, права ребёнка.

Литература.

  • Конституция Российской Федерации;

  • Конвенция о правах ребёнка;

  • Всеобщая декларация прав человека;

  • Европейская конвенция о защите прав человека.

Раздаточный материал:

  • кейс с вопросами и материалом;

  • игровое табло (ватман А1)

  • жетоны для распределения по группам ;

  • маркеры – 4 шт.;

  • ватман А3 для экспресс-опроса.

     

Ход урока

1. Организационные моменты.

Учащиеся рассаживаются по группам за столы, на которых лежит выбранный ими кейс, где написано их направление:

Реалисты, пессимисты, оптимисты.

Слово учителя. Эпиграф на доске: Мы с вами распустили нацию. Теперь предстоит тяжелый труд - собрать ее заново. Собрать нацию гораздо сложнее, чем распустить. (М.А. Шолохов )

Сегодня наше занятие посвящено вопросу: возрождения национального самосознания?

Наш класс разбит на 3 группы, у каждой группы есть кейс с разными материалами, которые учащиеся могут использовать в ходе работы. В каждой группе есть лидер, а также мы определили экспертов, которые с помощью жетонов будут определять результативность ответов, контроль за временем и заполнение игрового табло.

Проблемная ситуация:

Социологический опрос начала 21 века, показал ,что своей национальностью гордятся 85 % россиян. Но исследование, проведенное в московских школах, свидетельствует, что только 60% учащихся 9,10,11 классов испытывают гордость за свою национальность.

Во время проведения Всероссийской переписи 2010 был зафиксирован курьезный случай. Николай захотел, чтобы его национальность обозначили как «папуас». В противном случае он отказывается давать какие-либо сведения о себе.

2. Почему молодое поколение категорично относится к вопросу национальной принадлежности? 1 минута.

1 группа: Негативные суждения, которые навязываются СМИ,

2 группа: неэффективное политическое управление (слабая организационная и кадровая политика в области решения национальных вопросов),

3 группа: неуправляемая миграционная политика государство, слабое национальное самосознание.

Если мы заговорили о национальном самосознании проведем экспресс-опрос.

Что включает в себя национальное самосознание? Учащиеся по заданию учителя в течение 1 минуты заполняют лист.

Затем озвучивают ответы по группам, дополняя ответы товарищей, не повторяясь. Счётная группа подсчитывает количество ответов каждой группы и вносит их количество в игровое табло.

3. В чем состоит связь патриотизма и национального самосознания?

Связь заключается в осознании подвигов, которые совершались ради сохранения государства, сохранения нации. (примеры) подвиг Минина и Пожарского. (Вересковый мед)

Рассмотрим наглядный пример проявления национализма и патриотизма. К примеру, каждая семья любит, как свой дом, так и своих родных и близких. Но эта любовь разная. Если семья переедет в другой дом, она не будет так горевать, если умрет кто-то из близких.

То есть патриотизм – расширение определения человеческой любви к своему дому, а национализм – к родным людям.

В патриотизме главным является государство, а в национализме - любовь, иногда слишком фанатичная, к своему собственному народу. Согласно опросу среди детей школьного возраста, формирование патриотизма происходит в:

  1. Знании своей истории, уважении опыта старших поколений, его исторического прошлого.
     
  2. Преданности, как своей стране, так и собственному делу, идеям, взглядам, семье.
     
  3. Защите государственных ценностей, уважении вековых традиций. 

Стоит отметить, что патриотизм проявляется как в уважительном отношении к культурным ценностям своей страны, так и в уважении к соотечественникам. Считается, что воспитание любви к своей Родине должно закладываться еще с раннего детства, но, увы, патриотизм настолько свободное понятие, что оно легко может перейти к расизму или национализму. За последние годы можно заметить широкую популярность различных неофашистских и пр. организаций. Именно в такой обстановке и проявляется проблема патриотизма. Каждому человеку стоит осознавать, что проявление патриотизма – это не фанатичная, дикая любовь, как к своей стране, так и своему населению, но и уважение к другим. Проявляя уважительное отношение к другим национальностям, культурам других стран, человек показывает тем самым, что способен к истинному патриотизму, настоящей преданной любви к своему отечеству.

4. Этническое многообразие - богатство или беда России?

В ваших кейсах есть материалы поданному вопросу , постарайтесь с их помощью сформулировать ответы на вопросы.

Статистика по Белгородской области

Этническое многообразие - историческая предопределенность России. Наряду с русскими в нашем государстве складывались веками десятки этнических общностей, а потому они считаются коренными. Их роль в формировании российской государственности также велика, как и роль русских. Так вправе ли мы говорить: «Россия для русских»?!

Другой стереотип, закрепившийся в сознании состоит в том, что нерусские народы - слаборазвитые народы с низким уровнем образования и культуры, не могут даже создать свою государственность, нуждаются  в постоянном покровительстве и опеке. Этим во многом объяснялась политика русификации, проводимая царским правительством.

Но сама жизнь, история доказали несостоятельность этого стереотипа.

- Приведите примеры, которые доказывают, что не только русские, но и другие народы России добились успехов в спорте, политике, искусстве

Обратимся к военной статистике, в числе Героев Советского Союза 8160 русских, 2069 украинцев, 309 белорусов, 160 татар, 108 евреев, 96 казахов, 90 армян, 90 грузин, 69 узбеков, 15 литовцев, 12 киргизов, а также представители других национальностей. Это был общий вклад в Великую победу.

В настоящее время в России более 100 наций. Есть национальные меньшинства

Я предлагаю посмотреть вам видеосюжет из нашего кейса.  

И каждой команде предложить свои пути возрождения национального самосознания.

Подведем итоги нашей работы по ПОПС- формуле

(просмотр видеофайла)

В ваших кейсах есть материалы поданному

вопросу, постарайтесь на него ответить.

 

Домашнее задание:

Один из сценариев будущего развития цивилизации предполагает формирование Объединенного Человечества. Как вы считаете: будет ли национальность человека играть значение в таком обществе? Обоснуйте свою точку зрения.

ВложениеРазмер
naconalnoe_samosoznanie.ppt158.5 КБ