Е. И. Казакова К вопросу о познавательных проблемах.

 

Если попытаться в одной фразе определить сущность современного подхода к построению образовательных программ и стандартов, то без особого упрощения и преувеличения можно утверждать, что уровень образованности ученика характеризуется классом  познавательных проблем,  которые способен  решить ученик, завершивший тот или иной этап образования.  Такая постановка вопроса требует специального анализа сущности самого понятия познавательной проблемы. Казалось бы “проблеме проблемы” посвящено так много научных исследований и практических изысканий, что осветить этот вопрос можно в стиле строгого справочника. Однако, как это часто бывает в педагогике, простота оказывается лишь кажущейся. Познавательная проблема - понятие столь многогранное, что заставляет нас  обращаться к рассмотрению целой серии логических связей: познавательная проблема как средство мотивации учения; познавательная проблема как подход к структурированию информации; познавательная проблема как способ построения учебного исследовательского диалога; познавательная проблема как способ оценки эффективности процесса; путь интеграции содержания образования    и  т.д.    Важно отметить при этом, что познавательная проблема выступает как явление двойственное по своей природе: его внешняя - объективная сторона  порождается  действительностью (или специально конструируется в учебном процессе в дидактических целях), а внутренняя - отражает то состояние напряжения человека, которое возникает (или не возникает) в момент столкновения с теми или иными противоречиями. Согласно общему пониманию, проблема - это осознание субъектом невозможности разрешить сложившееся противоречие, возникшее в той или иной ситуации, средствами наличного знания или опыта.  Активность человека, направленная на разрешение возникших противоречий, служит, в свою очередь, основанием для  его развития.  Вся наша жизнь, весь процесс становления человека - это путь постижения и разрешения тех или иных проблем, именно поэтому -  овладение учащимися способностью к решению проблем может и должно становиться ключевым звеном образовательного процесса.

            Классическая дидактика гласит  - содержание образования тем прочнее усвоено человеком, чем более  развиты связи нового  со старым, чем более  новый жизненный опыт согласован с имеющимся ранее, введен в систему картины мира. Каждая познавательная проблема может рассматриваться как способ обеспечения этой связи, поскольку по самой своей природе служит определенным мостом между имеющимся и необходимым, между реальным и возможным.

            Таким образом, познавательные проблемы  можно рассматривать:

-  как важнейший показатель естественности процесса обучения;

- как активизатор учебной деятельности, гарантирующий  более высокую степень прочности образовательных результатов;

- как средство формирования познавательного интереса и развития познавательных сил обучающихся;

- как важнейшее интегрирующее начало, порождающее внутреннюю мотивацию к учению,  самостоятельную поисковую активность.

            Что же такое - познавательная проблема? Различные педагогические источники в ответе на этот вопрос предлагают следующий понятийный  ряд: проблема, проблемная ситуация, проблемная задача, познавательная  проблема. Не вдаваясь в тонкости терминологической дискуссии - отметим, что  проблемой является вопрос, задание, ситуация, способ решения которых ученику заранее не известен, но ученик  обладает исходными знаниями и умениями для того, чтобы осуществить поиск этого способа. Таким образом,  в любой проблеме присутствует объективный момент - исходные данные, создающие проблему и позволяющие ее решить; и субъективный момент - готовность студента принять эту проблему на уровне его развития. Вопрос, на который студент заранее знает ответ или  знаком с тривиальным способом его нахождения, проблемой не является. Не является проблемой и излишне сложный вопрос, по поводу которого у студента нет средств решения.

            Можно выделить несколько оснований для построения типологии познавательных проблем.

            В целом проблемы можно разделить на группы в соответствии с объектом неопределенности. Принято считать, что  содержание образования включает в себя четыре основных компонента: систему знаний, систему общих интеллектуальных и практических  умений, опыт творческой деятельности, выступающий  основой для дальнейшего развития культуры;  опыт эмоционально-волевого отношения к миру и к себе. Следовательно,  можно выстроить четыре группы познавательных проблем:

- проблемы, решение которых порождает новое знание;

- проблемы, результатом решения которых может выступать новое умение;

- проблемы, порождающие опыт творчества;

- проблемы, следствием решения которых станет ценностно-эмоциональное отношение.

Проблемы первой группы будут создаваться на основе необходимости в открытии неизвестных ранее фактов,   понятий, законов, теорий, знаний о способах деятельности, оценочных знаний. Проблемы второй группы будут связаны с условием овладения логическими, предметно-типовыми, общеучебными умениями.  Третья группа проблем выступит катализатором процесса освоения опыта творческой деятельности, четвертая - опыта формирования оценочных суждений.

            Другая типология познавательных проблем может быть выстроена по признаку той функции, которую они реализуют в образовательном процессе.   Познавательные проблемы могут создавать условия:

- для постановки цели и организации деятельности;

- организации восприятия, осознания и закрепления первичной информации;

- организации и осуществления усвоения способов деятельности;

- организации и осуществления усвоения способов творческой деятельности;

- обобщения усвоенного и введение его в систему;

- для контроля за результатами деятельности.

            Представляет особый интерес и типология, основанием для которой является степень самостоятельности студента при разрешении проблемы. В этом ряду выделяют: проблемное изложение; частично-поисковый и исследовательский метод.  Суть проблемного изложения в том, что лектор (или учебное пособие) сам ставит и сам решает проблему, но при этом показывает путь решения в его подлинных, но адаптированных для понимания студента противоречиях, студент же  лишь “наблюдает” за ходом решения, сопереживая (или не сопереживая) последнему. Назначение этого метода в том, чтобы показать образцы  решения; студенты получают возможность анализировать убедительность аргументов, осваивать алгоритмы разрешения проблемных ситуаций.  

            Частично-поисковый метод направлен на постепенное освоение учащимися сложных действий по самостоятельному решению познавательных проблем. Реализация этого метода предполагает постановку таких познавательных проблем, при решении которых студентам предлагается самостоятельно выполнить один из поисковых  шагов:

- увидеть в чем состоит сущность проблемы;

- сформулировать гипотезу; предложить путь решения;

- построить доказательство;

- сделать выводы из полученных фактов и т.д. По сути - проблема в данном случае делится на группу подпроблем, из которых выделяются те задачи, решение которых доступно ученикам на уровне их развития. Этот метод может применяться при анализе конкретных ситуаций и разработке заданий для кейс-метода.

            Исследовательский метод направлен на решение таких проблем, в которых обучающиеся могут проявить полную самостоятельность: от постановки проблемы до ее разрешения; при этом учащиеся реализую полный цикл шагов, необходимых для полноценного разрешения проблемной ситуации. Собственно – полноценный анализ конкретной ситуации представляет собой классическое применение исследовательского метода, когда материалом для исследования выступает  конкретная  ситуация, взятая для проблемного анализа. Заметим, что конкретная ситуация, как минимум трижды, создает условия для применения исследовательского метода:

- при ее конструировании (описании, сборе материала);    

- при ее анализе;

- при экспертном анализе полученных решений (материалов анализа).

            Приведенное выше описание типологий закономерно приводит к необходимости предложения еще одного подхода к конструированию проблем. В этом подходе важно ответить на вопросы: Кто формулирует проблему? и Что выступает источником проблем? Здесь можно выделить две большие группы познавательных проблем: в первой источником проблемы выступает учебное пособие  со своим пониманием дидактических и содержательных противоречий; во втором - проблемы формулируются учеником, а источником для них выступает его собственный опыт. Очевидно, что опора в обучении на эту группу проблем естественным образом создает личностно-значимые проблемные ситуации, и, следовательно, гарантировано активизирует процесс обучения. В конечном итоге - именно умение обучающихся  конкретизировать и решать актуальные для собственного и общественного развития проблемы и выступает мерилом качества его образованности. 

Что же может выступать  в качестве источника  проблемной ситуации?  В таковой роли могут работать базовые  дидактические противоречия:

- между известным и неизвестным;

- между знаниями и умениями;

- между сложностью познавательной задачи и наличием способа ее решения;

- между познавательными потребностями и возможностями их реализации.

            Проблемные ситуации  возникают там, где имеется несоответствие между имеющейся системой знаний и новыми требованиями. Примером такого противоречия может служить открытие новых фактов, которые не вписываются в имеющиеся теории; еще более типичный случай этого противоречия -  расхождение между житейскими представлениями и научными знаниями.

            Другим основанием для создания проблемной ситуации может выступать необходимость выбора из совокупности имеющихся возможностей (пути решения, ответа, оценки) одной; такие ситуации усложняются условием аргументации причин выбора, определением критериев осуществления выбора.

            Проблемную ситуацию создают:

- задача поиска новых вариантов  использования имеющихся знаний;

- противоречие между очевидностью  теоретической  возможности решения и отсутствием способа решения;

- сложность перевода модели (схемы, чертежа, алгоритма)  в  реальность;

- противоречие между статикой и динамикой, между тенденцией и фактом;

-  противоречие на уровне объяснения расхождения предполагаемого и реального.

Проще говоря, вопросы и  задания могут приобрести проблемный характер в тех ситуациях, если:

- имеются те или иные  противоречия, которые необходимо разрешить;

- требуется установить сходства и различия;

- важно установить причинно-следственные связи;

- нужно осуществить выбор  на основании “взвешивания” вариантов;

- необходимо обосновать выбор предпочтения;

- требуется подтверждение  закономерностей примерами из собственного опыта и     примеров из опыта - теоретическими закономерностями;

- стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения.

 

            Хотелось бы выделить ряд условий, необходимых для перевода потенциальных познавательных проблем в актуальные, то есть принятые  обучающимся  как личностно-значимые.  Здесь исследователи выделяют тот же комплекс условий, что и при формировании познавательного интереса:

- эмоциональность и яркость изложения;

- прагматическая направленность в область личных интересов учащихся;

- возможность переноса знаний из одной сферы в другую;

- предоставление ученику широких возможностей для самоорганизации и  самореализации;

- использование различных  приемов стимулирования познавательной поисковой активности, в том числе и традиционные рекламные ходы с опорой на побудительные мотивы: признания,  самоуважения,  новизны, разрушения  скуки, занимательности, самосохранения.

            Подведем промежуточные итоги. Какие основные функции выполняют познавательные проблемы в нашем образовательном процессе?

1. Познавательные проблемы дают возможность вовлечь обучающихся  в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний, умений, способов творческой деятельности,  личностных оценок и отношений к действительности. Способность к самостоятельному поиску и самообразованию при этом выступает не только необходимым условием качества образования, но и самостоятельным интегративным показателем его результативности.

2. Предоставление обучающимся  выбора разнообразных познавательных проблем создает условие для качественной дифференциации и индивидуализации образовательного процесса.

3. Решение студентом  познавательных проблем, источником которых выступает его собственный  жизненный опыт, деятельность его коллег, события реальной жизни порождают понимание значимости, важности, целесообразности изучения данного содержания в целом и отдельных его разделов.

4. Познавательные проблемы могут с успехом выполнять функцию своеобразного систематизатора, это происходит когда обучающийся  вовлекается в процесс установления закономерных связей между различными фактами, явлениями, понятиями, закономерностями.

5. Трудный, но посильный характер проблем не только формирует интерес студентов к изучаемому, но и определенную настойчивость в решении познавательных задач.

6. Познавательные проблемы - это и прекрасный способ самопроверки, когда критерием качества образования выступает не процесс (“я учил”), а результат (“я решил проблему”).

7.  Сама природа познавательных  проблем формирует у студентов особое отношение к содержанию образования, которое выступает перед ними не в виде застывших постулатов и догм, а в качестве динамически развивающейся структуры; при этом учащиеся обретают опыт дополнения и обновления этого знания, личностной причастности к этому процессу и, следовательно, ответственности за него.

8. Решение познавательных проблем - это и повод к установлению особых отношений сотрудничества между обучающимися, между тьютором и группой, когда  обучающий и обучающийся  могут поменяться ролями.

9. Качественный образовательный процесс -  это процесс,  обеспечивающий восхождение личности к собственному потенциалу развития за счет расширения поля актуальных и возможных для решения познавательных проблем.   

Комментарии

Комментарии

Информация о пользователе.
10.02.2011 : 21.48

Работа мысль будоражит... Хочется соотнести этапы развития мыслительных навыков с типами познавательных проблем  для каждой возрастной  группы.
 

Информация о пользователе.
27.02.2011 : 21.43

Спасибо, с наслаждением  мысли читаю ваши заметки к материалам портала, просто уже пора знакомиться лично