Из заметок о нано-образовании

 

Из заметок о нано-образовании

Цель нано-образования - подготовить современного инженера.

Качества, необходимые современному инженеру:

- глубокие предметные знания, умения, навыки, в том числе в смежных областях;

- умение пройти путь от идеи до ее воплощения, умение выстраивать технологические цепочки (технологическая культура);

- умение принимать нестандартные решения; умение видеть объект одновременно с разных сторон (как стиль мышления), свойства вариативности и взвешенности;

- умение воспринимать новое (критическое мышление);

- умение работать в малых группах (как стиль жизни);

- ответственность перед будущим.

 

Часть этих качеств лучше начинать формировать еще в юном возрасте, часть - в студенческие годы, часть может вызревать только в момент становления инженера во время реальной производственной или научной деятельности.

Большую роль играет престиж профессии инженера, что зависит от позиции общества по отношению к нему и самого инженерного корпуса. Слова героя А.Райкина: «... идет, как простой советский инженер...» должны уйти в прошлое. Исключая отдельные выдающиеся примеры, в среднем «советский инженер» выполнял часто работу уровня техника, а не инженера (выполнение чертежей того, что уже давно отработано), часто выполнял работу администратора, менеждера (даешь план любой ценой), часто инженерный талант сводился к умению нарушать технологию (с целью выполнения плана в срок, показной, эфемерной экономии или покрытия фактов некомпетентности управления, а также фактов хищения сырья или готовой продукции). Отсюда и невысокий престиж профессии инженера в СССР, в отличие, скажем, от Германии.

Инженер - это большая школа и большая культура.

Необходимо отделить профессию инженера от профессии менеджера. Их задачи часто бывают противоположными: гнать план или соблюдать технологию.

Сегодня многие наши вузы работают по программам 30-х - 50-х годов прошлого века. Они решают (если решают) задачу общепредметной подготовки. При этом преподавание ведется во многом архаическими методами. Преподаватель-ментор (как не вспомнить античные времена) начитывает материал, а студент зубрит потом во время сессии, что успел записать на лекции. Многих и многих это вполне устраивает до сих пор (там, где во главу угла ставится знаниевая компонента). А не сумел студент вовремя - пошел вон! Захочет - вызубрит что угодно. Методика выращивания качеств и свойств будущего инженера - ниже достоинства таких преподавателей.

Немногие попытки введения иных методов и форм современной работы со студентами, которые имеют место в России, носят скорее юмористический, нежели обучающий характер. Часто за такие методы хватаются те преподаватели, кто не состоялся в своем главном предмете, те, кто раньше из преподавателей вынужден был уходить заведовать парткомами и профкомами, кто не слишком представляет себе и процесс обучения во всей его полноте. Такой преподаватель-неудачник скорее опорочит новый метод в глазах студентов, чем добьется позитивного результата.

 

Школьное естественнонаучное образование призвано подготовить школьника к получению нано-образования: привить интерес к миру техники вообще и к научно-техническим и инженерным специальностям, в частности; взрастить те качества и свойства, необходимые современному инженеру, которые закладываются в юном возрасте.

Школьное нано-образование  не должно быть уменьшенной или упрощенной копией взрослого нано-образования. Оно имеет свои приоритеты, свои точки роста, свои задачи и методы их решения, в соответствии с возрастными особенностями. Это звено еще ждет своих методистов.

 

Из размышлений о том, что происходит в школьном образовании сегодня.

 

Недопустимо снижать количество часов для предметов естественнонаучного цикла в старших классах основной школы. Если в учебном плане школы в 10 классе, например: физика - 1-2 час в неделю, химия - 0-1 час в неделю, какое тут нано-образование!?

Недопустимо выводить эти предметы полностью на факультативную основу.

Образованный человек понимает, что знание законов природы - такая же составляющая культуры человека, как и знание классической литературы, классической музыки и пр. Интеллектуальная культура. Отношение к самой культуре - ни в какие ворота. Культура – это теперь вроде гармошки в клубе или как говорил герой фильма ЛюГайдая: «Покупайте культурку, вешайте коврики на сухую штукатурку!»

Смыслы и ценности культуры и образования в России несколько иные, чем на Западе. У нас культура и образование - личностеобразующие. Уберите их - и Россия сопьется.

Недопустимо думать, что нам хватит 1-2 элитных школ в наиболее крупных городах, чтобы из их выпускников подготовить необходимое количество инженеров. Инженер - массовая профессия.

Еще не везде окончательно сгнили Дома пионеров, Станции юных техников - вот о чем подумать бы!

Свою роль должны сыграть СМИ и руководство страны. Давно ли мы последний раз в Кремлевком зале награждали инженера за его профессиональные достижения? Давно ли мы видели фильм документальный или художественный о работе инженера? Я имею ввиду новый фильм. Ну, уж это я совсем хватил! Кто же его будет смотреть, кто же будет слушать диалоги о производстве, диалоги о науке! Другое дело - мафия, убийства, проститутки, вот где настоящая жизнь - навязанный нам СМИ образ современной России

 

Смирнов Николай Васильевич,

учитель физики