"Биология медоносной пчелы" г. Пенза-МБОУ ЛСТУ №2, Бородина Жанна Алексеевна

Тема: «Биология медоносной пчелы»

 

Задачи:

1.      Образовательнаяпознакомить учащихся с представителем отряда перепончатокрылых – медоносной пчелой; изучить ее биологию и экологию; выяснить ее роль в природе и жизни человека.

2.      Развивающаяразвивать логическое мышление посредством методов сравнения и анализа; развивать исследовательские навыки; продолжать формирование экологического мышления.

3.      Воспитательная – воспитывать бережное отношение к природе, а также культуру поведения при выполнении лабораторных работ.

 

Тип урока: комбинированный.

Ведущий метод: объяснительно-иллюстративный; дополнительный метод - частично-поисковый.

Оборудование:

                         Для демонстрации: фрагмент фильма «Жизнь пчелиной семьи», таблица «Отряд перепончатокрылые. Медоносная пчела», образцы вощины, кусочек прополиса, коллекция клещей Varroa, электронная презентация по этапам урока;

                         Для лабораторной работы: на каждую парту – коллекция представителей отряда (трутень, рабочая пчела), лупа, препаровальная игла, инструктивные карточки.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                   Проверка знаний

     (4мин)

     (фронтальный опрос)

  1. Дать характеристику класса насекомых.
  2. Дать характеристику отряда перепончатокрылых.
  3. Назвать представителей этого отряда.
  4. Какими признаками характеризуются жалоносные перепончатокрылые? Назовите их.
  5. В чем состоит особенность образа жизни? Поясните на примере муравьев.

II.                Изучение нового материала

(Вводное слово учителя с демонстрацией таблицы) – 5 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Термины на доске:

пчеловодство,

маточное молочко,

прополис,

ученый пчеловод - Прокопович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доска:

 Вопросы к фильму.

 

 

 

Просмотр фильма

(6 мин)

Беседа после фильма с элементами опроса

(5 мин.)

 

 

 

 

 

 

Сообщение учащегося(3 мин).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня мы изучаем представителя отряда  перепончатокрылых – медоносную пчелу. Это общественное насекомое, которое играет огромную роль в природе, но еще более важную роль в жизни человека. От медоносных пчел человек получает ценнейшие продукты, которые использует в пищу и в медицине. Наиболее важный продукт – мед, в котором содержится масса витаминов и минеральных элементов, поэтому его используют также в медицине.

Посмотрите на эту таблицу – вот эти труженицы не покладая своих ног служат нам не одно  десятилетие. Есть специальная отрасль в сельском хозяйстве, которая занимается разведением пчел – это пчеловодство. Великий ученый – пчеловод Прокопович, который всю свою жизнь посвятил изучению пчел, так сказал о них: «Это трудолюбивейшие из земных созданий». Но это не только мед, но и пчелиный яд в медицине, и маточное молочко с омолаживающим эффектом для организма, и ценное вещество прополис, о котором вы  узнаете.

     Медоносные пчелы имеют все морфологические признаки отряда перепончатокрылых. Но члены семьи имеют свои морфологические и функциональные особенности. В пчелиной семье выделяют одну плодущую матку, самцы-трутни (от нескольких десятков до нескольких сотен), до 70 тыс. стерильных особей – рабочие пчелы.

Функция матки – размножение (тело удлиненное, увеличенный яйцеклад). Функции трутней – оплодотворение матки, самостоятельно не способны даже принимать пищу.

Рабочие пчелы выполняют все действия, направленные на поддержание жизнедеятельности семьи – собирают нектар и пыльцу, поддерживают чистоту и определенную влажность в жилище (улье), кормят матку, трутней, личинок, охраняют жилище от врагов, т.е. они могут быть сборщицами, уборщицами, кормилицами, охранниками, разведчицами. Морфологические особенности: хоботок (для сбора нектара), щеточки и корзиночки (для сбора пыльцы). Нектар, высасывается хоботком и помещается в медовый зобик, где смешивается с выделениями зобных желез. Затем он помещается в соты, где дозревает до меда (по мере созревания соты запечатываются восковыми крышечками).

Восковые соты - это уникальные творения природы. У пчел есть восковые железы, с помощью которых они образуют ячейки сот из меда, ячейки шестигранные. (Учащиеся рассматривают образцы восковых сот). Сооружение сотов - явление общественное. Изолированные пчелы ничего не строят. Строительство начинается при наличии определенного минимума пчел и обязательно в присутствии матки.

 Пчелы-разведчицы, прилетев в улей, способны передать информацию о местонахождении цветков, богатых нектаром.  Танец указывает на это, точнее, его конфигурация. Круговой танец  показывает, что источник корма не далее чем в 50-100 м от улья. Длина пробега и энергичность танца сообщают о богатстве источника. Виляющий танец  предназначен для более дальних расстояний и представляет собой восьмерку. Этот уникальный язык пчел был открыт в 20 веке  знаменитым немецким ученым Карлом Фришем.

Пчелы помнят расположение своего улья с точностью до нескольких сантиметров. При первом вылете молодых сборщиц можно наблюдать, как множество пчел несколько минут летает перед ульем, с фотографической точностью запоминая малейшие ориентиры, которые могут им помочь его отыскать. Точность запоминания настолько высока, что достаточно переместить улей на 20 см, чтобы привести в сильнейшее волнение вернувшихся с поля сборщиц, которые будут искать его на обычном месте. Ориентируются пчелы на местности по солнцу. Эту закономерность обнаружил также Карл Фриш.

Прополис – это выделения зобных желез + пыльца + смола древесных растений + иногда дорожная пыль (предназначена для утепления улья на зиму).

Зимнее время пчелиная семья переживает сидя в улье на сотах тесным клубом и питаясь запасенным  медом, за счет этого в организме вырабатывается тепло. Температура в улье поддерживается на определенном уровне (зависит от количества потребляемого меда). На пасеках ульи ставят зимой в специальные помещения – омшаники.

 

  Сейчас вы посмотрите фрагмент фильма о жизни пчелиной семьи и познакомитесь с этими особенностями, а также с биологией пчелиной семьи. На доске записаны вопросы, на которые вы должны будете ответить после просмотра фильма.

  1. Как происходит размножение пчел? Сначала процесс роения или брачный полет? И что такое роение?
  2. В каком случае из оплодотворенного яйца развивается матка?
  3. Что такое партеногенез?

1.Роение предшествует брачному полету молодой самки. Роение – это деление пчелиной семьи надвое во время появления второй молодой матки (старая улетает с половиной рабочих пчел из улья). Затем молодая матка вылетает в брачный полет и в воздухе оплодотворяется трутнями.

2. Из оплодотворенного яйца развивается матка в том случае, если в пище преобладает маточное молочко, в противном случае развивается рабочая пчела.

3. Партеногенез-это развитие из неоплодотворенного яйца, в данном случае трутней.

В последние годы наблюдается снижение численности медоносной пчелы во многих странах мира, причем ужасающими темпами. Например, в Англии ежегодно погибает треть всех пчел. Главная причина этого-клещи Varroa, вызывающие заболевание вароатоз. Десятилетия назад пчелы были более устойчивы к этому виду паразитов. В настоящее время насекомые ослаблены применением пестицидов на полях и, соответственно, легче заражаются клещами.

Еще по одной версии, причиной массовой гибели пчел в США и Европе могут быть радиосигналы сетей сотовой связи. К такому выводу пришли недавно ученые из университета Кобленц-Ландау, Германия.

Немецкие ученые на протяжении длительного времени занимались изучением нарушения ориентации пчел вблизи линий электропередач. В новом исследовании они пришли к выводу, что излучение сотовых телефонов и приемно-передающих устройств нарушает систему ориентации пчелы, она не может найти дорогу обратно в улей и гибнет.

Возможно, причиной массовой гибели пчел именно за последние два года является повышение плотности покрытия больших районов США и Европы сотовыми сетями. Плотность покрытия или мощность сигнала могли превысить некоторый критический порог, что и привело к нарушениям ориентации пчел.

 

 

 III. Закрепление изученного

(лабораторная работа) – 15 мин.

 

Заключительное слово учителя с фронтальным опросом (5 мин.)

 

     Выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке (тема: «Полиморфизм медоносной пчелы»).

    Вывод: На примере медоносной пчелы мы изучили еще помимо муравьев представителей общественных насекомых. И можем с уверенностью сказать, что семья по сравнению с одиночной особью – это  более совершенная структура. В чем ее совершенство, как вы думаете? Правильно, семья более защищена от неблагоприятных воздействий окружающей  среды. И при делении на функции возрастает плодовитость  и собственно продуктивность (то, ради чего их разводят).

А теперь ответьте на следующие вопросы:

1.По каким признакам медоносную пчелу мы относим к классу насекомых?

2.Чем грозит человечеству вымирание медоносной пчелы? 

Существует Всемирный Фонд Охраны Пчел, который занимается этой проблемой. Любой человек может прямо сейчас внести свой вклад в учреждение ВСЕМИРНОГО ДНЯ ЗАЩИТЫ ПЧЕЛ. Голосуйте на сайте www.save-bee.com и получите именной сертификат о Вашей активной поддержке на русском или английском языках.

 

III.             Д/З.  (1 мин.)

Подготовить параграф 18, составить экологическую характеристику медоносной пчелы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа №6

 

Тема: «Полиморфизм медоносной пчелы».

Цель работы: выявить различия рабочей пчелы и трутня в связи с выполняемыми функциями.

Оборудование: раздаточный коллекционный материал (трутень, рабочая пчела), лупа, препаровальные иглы.

Ход работы:

1. Рассмотрите рабочую пчелу, найдите отделы тела, определите размеры.

2. На голове найдите два сложных глаза, а между ними – три простых глазка – органа зрения, найдите органы осязания – длинные изогнутые усики.

Объясните, с помощью, каких органов чувств пчелы отыскивают цветки.

Найдите хоботок, объясните его назначение.

3. Найдите на груди 3-ю пару ног. Затем с помощью лупы рассмотрите щеточки и корзиночки, расположенные там. Объясните их назначение.

4. Рассмотрите трутня, определите его размеры.

5. Рассмотрите голову трутня. С помощью лупы попытайтесь найти ротовой аппарат. Увиденное объясните.

6. Сравните особенности строения рабочей пчелы и трутня. Объясните это с точки

зрения выполняемых функций. Вывод запишите в тетрадь.

ВложениеРазмер
biologiya_medonosnoy_pchely.-g.penza_lstu_no2_borodina_zhanna_alekseevna.doc59 КБ

Комментарии

Информация о пользователе.
11.02.2016 : 23.51

Данный материал иллюстрирует урок по курсу "Биология. Животные."