февраль 2016. Функции частей растений. 2 класс. Богданова Т.В., Куроедова Н.Е., Лакина С.В., Трепалюк С.Б. МАОУ многопрофильная гимназия №13 г. Пензы

МАОУ многопрофильная гимназия №13 г. Пензы

Занятие по курсу «Загадки природы» 2 класс

Тема: «Функции частей растений» 

«Вечнозелёное чудо»

 

I.                Вступительная беседа.

На первом занятии «Загадки природы» после новогодних каникул дети делились впечатлениями.

- Жалко с ёлкой расставаться.

- А мы уже ёлку выбросили. С неё иголки начали опадать.

- А мы с мамой собрали хвоинки на удобрение. Весной мы повезём их на дачу.

- А у нас ёлочка ещё стоит. Я хочу попросить родителей оставить её до следующего нового года.

- Ты что? Она будет похожа на палку.

- А вы не задумывались, почему в лесу ёлочки стоят зелёные, а дома её хвоинки опадают?

-  В лесу она растёт в земле, а домой её принесли без корней.

- А если срубленную ёлочку поставить в ведро с землёй и поливать?

- Что же ей помогает оставаться вечнозелёной?

- А мой папа нёс ёлку и испачкал перчатки смолой. Откуда она взялась на ёлке?

- У меня в комнате до сих пор остался хвойный запах. Почему?

- А на моей ёлке были шишки. Когда папа убирал ёлку, я их снял. Они мне пригодятся.

2. Работа в группах

- Вот  видите, ребята, как много у вас возникло вопросов. Чтобы ответить на них предлагаю работать по группам. Каждая группа будет исследовать функции разных частей растения.

1 группа - корень.

2 группа – хвоя.

3 группа – ствол, смола.

4 группа – шишки, почки.

А 5 группа подумает над вопросом «Жизнь ёлочки после Нового года»

- Что вы хотите узнать о функции этих частей? Задайте интересующие вас вопросы.

1 группа

·       Какие корни у ёлки?

·       Как они впитывают воду?

·       Как они растут?

·       Кто сажает ёлки?

·       Почему ёлки зимой не засыхают, ведь вода в земле замёрзла?

2 группа

·       Почему хвоинки разной длины, цвета?

·       Почему одни мягкие, другие – колючие?

·       Как по хвое отличить ель и сосну?

·       Сбрасывает ли ёлка хвоинки в природе?

·       Вырастают ли новые иголки?

·       Что удобряют хвоей на даче?

3 группа

·       Какой ствол у хвойных деревьев?

·       Что такое смола?

·       Откуда она на ёлке?

·       А на других деревьях есть она?

·       Я читал, что янтарь – застывшая смола. Можно ли самим получить янтарь?

·       Можно ли есть смолу?

4 группа

·       Какой плод у хвойных деревьев?

·       Что внутри шишки? Почему птицы расклёвывают их?

·       Почему шишки разные по форме? Одни круглые, другие овальные, длинные.

·       Зачем собирают шишки? У моей бабушки целый мешок в чулане стоит.

·       А из чего появляется новая веточка?

5 группа

·       Очень жалко выкидывать ёлку после праздника. Может ли она ещё пригодиться людям?

·       Как можно использовать хвою, ствол, шишки, почки, смолу?

·       Подготовьте мини-проект: «Новая жизнь ёлочки»

 

3. Обсуждение гипотез (схемы, рисунки, опыты)

Работа групп в разных направлениях.

Опыты:

1.     Раскроем шишку. Схема строения семени (рисунок).

2.     Рассматривание хвоинок под лупой. Рисунки детей.

3.     Демонстрация сокодвижения при помощи коктейльной трубочки и стакана воды.

4.     Изготовление лечебного настоя из почек.

4. Послесловие.

Работа заинтересовала ребят.  Группы собрали большой материал, который мы решили представить на гимназическом фестивале проектов «Золотой Феникс».

 

 

Дополнительный материал:

Андерсен Г.Х. «Ель»

Мультипликационный фильм «Ель»

Ремезова Г.Л., Эратова М.Е. «Войди в зелёный мир» книга для учащихся. М.: Просвещение.

«Большая детская энциклопедия» М. Эстрель АСТ, 2008

Плешаков А.А. «От земли до неба: атлас–определитель: пособие для учащихся». М. Просвещение, 1998