Интегрированный урок литературы, истории, географии.МБОУ "Лицей №55"г. Пензы Палаева Г.П., Хонина О.В., Полякова И.В. Тема: Пушкин – историк и создатель повести "Капитанская дочка".
Интегрированный урок литературы, истории, географии.
Учителя: Палаева Г.П., Хонина О.В., Полякова И.В.
Тема: Пушкин – историк и создатель повести "Капитанская дочка".
Цели: создание условий для формирования чувства патриотизма, повышения интереса учащихся к истории России и творчеству А.С. Пушкина, коммуникативных компетенций через восприятие повести, изучение географических особенностей местности восстания Пугачева.
Задачи:
-расширить представление учеников о личности А. С. Пушкина как историка;
-дать анализ восстания как народного, в основе которого лежали непримиримые противоречия между угнетенным народом и господствующим классом;
- развивать навыки анализа текста, монологической речи.
Оборудование:
• проектор
•учебник «Литература» 8 класс, часть1, под редакцией В. Я. Коровиной.
План урока:
1. Оргмомент
2. Целеполагание
3. Изучение нового материала
4. Рефлексия
5. Домашнее задание
Ход урока.
1. Оргмомент
2. Целеполагание
А) Чтение и анализ цитаты
Слайд 1. (Тема урока. Репродукция портрета Пушкина и эпиграф урока).
"Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие" (А.С. Пушкин); (1слайд)
Б) Формулирование целей и задач урока.
-Как вы понимаете слова А.С. Пушкина?
-Почему эти слова взяли в качестве эпиграфа к уроку?
(Будем говорить об истории)
-Знал ли, любил историю сам Пушкин?
(Да, в поэме «Медный всадник» он обращается к эпохе Петра 1. И еще одна поэма посвящена Петру 1 – «Полтава». В 6 классе мы изучали отрывок из поэмы «Борис Годунов», где Пушкин дает свою оценку историческим событиям смутного времени.)
- Сегодня мы проводим исследовательский урок, целью которого является исследование исторической эпохи 18 века. На этой основе мы постараемся выяснить роль Емельяна Ивановича Пугачёва в крестьянском восстании 1773-1775 годов и роль Александра Сергеевича Пушкина как историка, первым давшего описание этого бунта. В ходе знакомства с новым материалом мы будем заполнять таблицу: знаю – узнал – хочу узнать. Начертите эту таблицу в тетрадях.
(по мере ознакомления с новым материалом, учащиеся заполняют таблицу: знаю – узнал – хочу узнать)
3. Изучение нового материала
Учитель истории.
"Золотой" XVIII в. правления Екатерины II – это время блестящих побед русской армии, век расцвета культуры и укрепления абсолютизма, время государственных переворотов. Россия делала значительные шаги в своем общественном и экономическом развитии, и чем большие изменения происходили, тем острее вставал вопрос о крепостном праве.
Сообщения 1 группы о событиях 18 века
Слайд 2.(Репродукции портретов Петра 3и Екатерины 2).
1 ученик:
В 1754 году Екатерина родила 26-летнему Петру сына Павла. После смерти императрицы Елизаветы Петровны 25 декабря 1761 года Пётр был провозглашён императором. После полугодового царствования был свергнут в результате дворцового переворота, возведшего на престол его жену Екатерину 2, (правил 186 дней), и вскоре убит гвардейцам 6 июля 1762 года в возрасте 34-х лет.
Пётр 3 является абсолютным рекордсменом по количеству самозванцев, пытавшихся заступить на место безвременно умершего царя. Самозванцы под именем Петра Федоровича появлялись в разных местах под разными обличиями. Разговоры о спасении Петра III начались сразу после его гибели в 1762 году. Об
этом люди говорили, передавали из уст в уста слухи как в самом Петербурге, так и далеко от него. До 1773 года объявилось шесть самозванцев Петров III.
По новейшим данным, в одной только России насчитывалось около сорока лже-Петров 3.
2 ученик:
Взошедшая на престол в 1762 г., Екатерина II продолжила продворянскую политику. Она начала щедро одаривать из государственной казны своих подданных – тех, кто помог ей стать императрицей, а когда деньги кончились, в ход пошли крестьянские души. Указ Екатерины II – "Жалованная грамота дворянству" – предоставил дворянам полную свободу от военной и гражданской службы, тем самым открыв им широкую перспективу для занятия хозяйственной деятельностью. Дальнейшие указы власти: о запрете крестьянам жаловаться на помещика, о праве ссылать крепостных в Сибирь и отправлять на каторжные работы - окончательно низвели крестьян на положение рабов. Крепостных продавали, обменивали на скот, проигрывали в карты. Истязания, которым их подвергали, были безмерны по жестокости. Произвол помещиков достиг крайних пределов, а крестьянство, доведенное до отчаяния, оказывало сопротивление, которое в большинстве случаев носило стихийный характер...
В такой обстановке разнеслись слухи, что император жив, что он появится перед народом, вернёт свой престол, накажет царицу и помещиков, даст крестьянам свободу и земли. Ведь в народе всегда жила вера в доброго царя. В 1773 году в бескрайних оренбургских степях среди казачества пошли разговоры, что царь Петр 3 появился. Об этом говорили его воззвания, написанные на простом для народа языке. Таким человеком был Емельян Пугачев, за которым пошёл народ. Восстание охватило большую территорию и длилось полтора года. Оно было жестоко подавлено.
Учитель географии: (Работа с картой Урала)
Слайд 3. Карта Урала.
Чтобы представить себе масштабы Крестьянской войны 1773-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва, давайте обратимся к географической карте современной России.
Сообщения учащихся 2 группы.
1 ученик. КАЗАНЬ. О происхождении названия Казани много версий и легенд. Чаще всего апеллируют к версии закипевшего котла: колдун посоветовал булгарам построить город там, где без всякого огня будет кипеть врытый в землю котёл с водой. В результате подобное место было найдено на берегу озера Кабан. Отсюда и пошло имя (казан – на древнебулгарском, как и на современном татарском, значит «котёл»).
Река Урал (башк. Яйык, каз. Жайык) – река в Восточной Европе. Берёт начало на склонах вершины Круглая сотка (хребта Уралтау) в Учалинском районе Башкортостана, протекает по территории России и Казахстана, впадает в Каспийское море. Является третьей по протяжённости рекой Европы, уступает по этому показателю только Волге и Дунаю. Её длина 2428 км. Первое упоминание в русских летописях в 1140 году. Не всегда Урал носил это название. До крестьянской войны 1773-1775 гг. под Е. Пугачёва река Урал называлась Яиком, или, по-казахски, Джаиком. В переводе на русский язык: «затопляющая», «широкое русло реки» или «широко разливающийся». В древних источниках встречается название реки Урал – Ликос, Даикс, Даих, Джаих, а так же Реуза, Яик, Ягак, Улусу, Запольная река. Екатерина 2, желая стереть из памяти населения всё то, что хотя бы косвенно напоминало о народном восстании, переименовала в 1775 году реку Яик в Урал. В царском указе, изданном по этому поводу, была записана и причина переименования: «Для совершенного забвения последовавшего на Яике несчастного происшествия».
2 ученик.Станица Зимовейская. Родина казацких атаманов Степана Разина и Емельяна Пугачёва. Первое упоминание о казачьем городке Зимовейко встречается в 1672 году. Городок был расположен на правом берегу среднего течения Дона. После казни Пугачёва в 1775 году его дом сожгли, станица была перенесена на 2 км. Южнее и получила название Потёмкинская. После Октябрьскай революции переименована в Пугачёвскую. В 1951 году при создании Цимлянского водохранилища перенесена на его левый берег.
ОРЕНБУРГ. С 5 октября 1773 года до 23 марта 1774 года Оренбург был осаждён армией Емельяна Пугачёва. После разгрома пугачёвского бунта императрица Екатерина 2 переименовала за участие в восстании Яицкое казачество в Уральское, Яицкий городок в Уральск, реку Яик в Урал и подарила горожанам за удержание города крест Андрея Первозванного (Х), который изображён на флаге и гербе города. Так как первоначально Оренбург был основан на реке Орь, он и получил своё название Оренбург – город у слияния рек Орь и Яик. 6 августа 1741 года он был заложен. Оренбург был перенесён на нынешнее место в 1743 году. В связи с такой историей основания Оренбург называют трижды зачатым и единожды рождённым. В период с 1938 по 1957 годы город носил имя Чкалов, в честь знаменитого советского лётчика Валерия Чкалова, хотя он не только не родился и не жил в Оренбурге, но даже никогда не бывал в этом городе. С 1920 по 1925 годы был столицей Казахской республики.
Бёрды – посёлок (бывший) в городе Оренбурге. Название по бывшей здесь крепости Бердской (потом – Бердский казачий городок), основанной в 1736 году казаком Степаном Шацким на речке Берды. В переводе с диалектного башкирского бярдэ (бэрзэ) значит «хариус» (разновидность форели). Слобода при крепости называлась сначала Бердский казачий городок, затем, до 1965 года, Верды, а с 1965 г. – Бердинская улица.
Желая навсегда истребить память о Пугачёве и поднятом им на берегах Яика восстании, Екатерина 2 указом от 15 января 1775 г. повелела переименовать реку Яик в Урал, Яицкое казачье войско – в Уральское, а Яицкий городок – в Уральск. В дни пребывания в Уральске (21-23 сентября 1833 г.) Пушкин осматривал достопримечательности бывшего Яицкого городка, встречался и беседовал с престарелыми современниками и участниками Пугачёвского восстания.
3 ученик. СИМБИРСК. Означает «белая гора». Основан по указу царя Алексея Михайловича окольничьим Богданом Матвеевичем Хитрово в 1648 году как крепость Синбирск. Со временем Синбирск переименовали в Симбирск. Буква «Н» заменилась на «М» как более благозвучная. 9 мая 1924 г. Симбирск был переименован в Ульяновск. В 1774 г. в Симбирск доставили пленённого Пугачёва и допрашивали его со 2 по 6 октября. 26 октября Пугачёва отправили из Симбирска в Москву.
НИЖНИЙ НОВГОРОД. В 1221 году князем Георгием Всеволодовичем у места слияния двух великих рек _(Оки и ВОЛГИ) был основан опорный пункт под названием Новгород Низовской земли – позже это название трансформировалось в Нижний Новгород, а в императорском титуле сохранялось до 1917 г.
Слайд 4. (Карта пугачёвского восстания. Репродукция портрета и автографа Пугачёва).
Ученик 4. Пугачёв Емельян Иванович - донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773-1775 годов в России - родился в казачьей станице Зимовейской Донской губернии, в настоящее время это станица Пугачёвская Волгоградской области, здесь же ранее родился Степан Разин. Семья его принадлежала к православной вере, в отличие от большинства донских и яицких казаков, придерживающихся старой веры. Пугачёв пребывал на службе с 18 лет. В 19 лет женился на казачке Софье Дмитриевне Недюжевой. В браке родились пятеро детей (двое умерли в младенческом возрасте).Пользуясь слухами, что Пётр 3 жив, назвал себя спасшимся императором. Пугачёву тогда исполнился 31 год. Не многие казаки верили, что Пугачёв является Петром 3, но пошли за ним. Скрывая безграмотность, он не подписывал своих манифестов; впрочем, сохранился его "автограф" на отдельном листе, имитирующий текст письменного документа, по поводу которого он говорил грамотным сподвижникам, что написано "по-латыни". Как признавался на допросах сам Пугачёв, он мало управлял своей армией, т.к. не знал ни местности, ни людей. Взятие городов и крепостей происходило по похожему сценарию: казаки переходили к Пугачёву, офицеры дрались до последнего, оставшихся в живых ждала виселица.
При осаде Оренбурга, длившейся 5 месяцев, штаб Пугачёва находился в Бердской слободе. В шестиоконном казачьем доме оборудовали царский дворец - "Золотую палату", стены внутри которой были оклеены золотой фольгой. Здесь Пугачёв женился вторично на семнадцатилетней Устинье Кузнецовой. 1 февраля в Петропавловской церкви Яицкого городка состоялась царская свадьба, после чего Устинья была посвящена в сан "императрицы". Священники, проведшие торжественную церковную службу венчания, после подавления восстания были отстранены за это от должностей и лишены сана.
Весной 1774 года, захватив Казань, Пугачёв освобождает заключённых, среди которых обнаруживает свою семью - первую жену Софью с тремя детьми. Вплоть до пленения под Чёрным Яром, семья Пугачёва оставалась с войском, жили в отдельной палатке, а на вопрос своих соратников Пугачёв говорил, что "ето-де друга моего Емельяна Иваныча, донскова казака, жена, он-де за моё имя засечен кнутом".
Пугачёв был выдан правительственным войскам казацкими полковниками, решившими в обмен на Пугачёва получить от правительства помилование, и был под конвоем доставлен в Москву. Казнён 10 января 1775 года на Болотной площади.
Первую жену Пугачёва Софью Дмитриевну и детей Трофима, Аграфену и Христину, а также вторую жену Устинью Петровну Кузнецову приговорили к содержанию в Кексгольмской крепости.
Учитель истории.
С точки зрения истории восстание Пугачева – закономерный процесс сопротивления усилению государственного гнета и крепостного права, а жестокость и зверства вполне вписываются в особенности межсословного противостояния и не связаны исключительно с личностью предводителя. Оценка Пугачева Пушкиным-историком резко негативная. Он не только против бунта – “бессмысленного и беспощадного”, но и не лестного мнения о самой личности Пугачева (называет его звероподобным). По цензурным причинам Пушкин не мог высказать открыто свое мнение, поэтому его герой в “Истории пугачевского бунта” так кровожаден.
Учитель литературы.
Желая сделать его образ более человечным, раскрыть причины того, что за ним пошло столько людей, и не только из народа, Пушкин пишет “Капитанскую дочку”. Восприятие Пугачева Петрушей Гриневым более человечное, он не оправдывает жестокость, но по-человечески сочувствует ему. Тем самым Пушкин пытается сблизить противоположные точки зрения.
Вывод: жестокость порождает жестокость, но оправдать ее невозможно никакими идеями.
Сообщения учащихся 3 группы.
1 ученик:До Пушкина в Российской империи был только один, правда, громадный, состоящий из 12 томов, исторический труд, написанный русским писателем Николаем Михайловичем Карамзиным. С некоторыми его главами ("Марфа-посадница", Смерть Олега от своего коня") вы знакомились на уроках литературы. . Главный свой труд, "Историю государства Российского", он писал в течение двадцати последних лет жизни и осветил в ней события России на протяжении семи веков, начиная с описания древних племён и первых князей Руси. Текст рукописи двенадцатого тома обрывается на событиях 1612 года. То есть история России 17-го и 18-го веков ещё никем не была исследована. Александр Сергеевич Пушкин стал первым исследователем исторических событий 18 века. Пушкин обратился к прошлому истории России, чтобы понять настоящее. «Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе забудете, откуда вы вышли и куда нужно вам идти» ( Л.Андреев).
Собирая материал, Пушкин стал признанным знатоком «Пугачевщины», сам он аттестовал себя – в шутливой форме – историографом Пугачева. Но в действительности за Пушкиным было неоспоримое право на звание историографа Пугачевского восстания; с его «Истории Пугачева» собственно и началась научная историография последней Крестьянской войны в России.
Слайд 5. (Фотография книги А.С. Пушкина "История Пугачёвского бунта").
2 ученик: 7 февраля 1833 года Пушкин обратился с письмом к военному министру И. Чернышёву, прося последнего разрешить ему заняться материалами из архива Генерального штаба, касающимися генералиссимуса Суворова, для написания его биографии. Александр Васильевич Суворов принимал участие в подавлении восстания и этапировал пленённого Пугачёва с Яика в Москву.
Для написания биографии прославленного полководца Суворова Пушкин зачисляется на службу в Военную Коллегию в качестве "историографа" и получает разрешение работать в архивах.
После этого Пушкин добивается разрешения на четырёхмесячную поездку по местам пугачёвского восстания. Он посещает Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Оренбург, Уральск, опрашивая старожилов. Случаются с ним и курьёзные случаи. Например, в августе 1833 года во время поездки за материалами для «Истории Пугачёва» Пушкин прибыл в Нижний Новгород, где местный губернатор Бутурлин принял его за тайного ревизора. Этот сюжет был подарен Пушкиным Гоголю, который написал на его основе комедию "Ревизор". Хлестаков Гоголя в своем путешествии повторяет часть маршрута Пушкина.
Или ещё один пример подобного курьёза. Из воспоминаний Владимира Ивановича Даля о поездке Пушкина в окрестности Оренбурга для сбора материалов о книге: "И казаки на другой же день снарядили подводу в Оренбург…и донесли: “Вчера-де приезжал какой-то чужой господин, приметами: собой невелик, волос черный, кудрявый, лицом смуглый, и подбивал под “пугачевщину” и дарил золотом; должен быть антихрист, потому что вместо ногтей на пальцах когти” [Пушкин носил ногти необыкновенной длины: это была причуда его]. Пушкин много тому смеялся".
Через полгода, 6 декабря 1833 года, Пушкин писал графу Беккендорфу о законченной им "Истории Пугачёва". А биография полководца Суворова поэтом так и не была написана.
Император ознакомился с содержанием книги и рекомендовал Пушкину переименовать её в «Историю Пугачёвского бунта».
Под таким названием книга и вышла в свет в декабре 1834 года в количестве 3000 экземпляров, но успеха у читателей не имела. Большая часть экземпляров издания осталась нераспроданной. А критики оценивали эту книгу в основном отрицательно.
3 ученик: В первой главе "Истории Пугачёвского бунта" Пушкин исследует историю появления яицких казаков: "На реке Яик в пятнадцатом столетии, явились Донские казаки, разъезжавшие по Хвалынскому морю. Они зимовали на его берегах, в то время еще покрытых лесом и безопасных по своему уединению; весною снова пускались в море, разбойничали до глубокой осени, и к зиме возвращались на Яик. Подаваясь все вверх с одного места на другое, наконец они избрали себе постоянным пребыванием урочище Коловратное в шестидесяти верстах от нынешнего Уральска .
Казаки чувствовали необходимость в сильном покровителе и в царствование Михаила Фёдоровича послали от себя в Москву просить государя, чтобы он принял их. Царь обласкал новых подданных.
Яицкие казаки послушно несли службы по наряду московского приказа; но дома сохраняли первоначальный образ управления своего. Совершенное равенство прав".
“Петр Великий принял первые меры для введения Яицких казаков в общую систему государственного управления. В 1720 году Яицкое войско отдано было в ведомство Военной коллегии. Казаки возмутились, но были жестоко усмирены”. С этого момента и начались внутренние распри в казацкой среде, которые государство пыталось решить своим вмешательством, но безуспешно. В 1771 году мятеж обнаружился во всей своей силе. “Яицкому войску велено было выступить в погоню за калмыками, но казаки (кроме весьма малого числа) не послушались, и явно отказались от всякой службы”. Далее события приняли необратимый характер.
Пушкин в "Истории Пугачёвского бунта пишет, что правительство приняло строгие меры для восстановления порядка, но спокойствие было ненадежно. “То ли еще будет!” говорили мятежники: “так ли мы тряхнем Москвою”. Тайные совещания происходили по степным уметам и отдаленным хуторам. Все предвещало новый мятеж. Недоставало предводителя. Предводитель сыскался ”.
Слайд 6. (Репродукция портрета Е. Пугачёва).
4 ученик: Во второй главе Пушкин пишет: “В смутное сие время, по казацким дворам шатался неизвестный бродяга, нанимаясь в работники то к одному хозяину, то к другому, и принимаясь за всякие ремесла. Он отличался дерзостию своих речей, поносил начальство, и подговаривал казаков бежать в области турецкого султана...
Был он росту среднего, широкоплеч и худощав. Черная борода его начинала седеть. Он был в верблюжьем армяке, в голубой калмыцкой шапке и вооружен винтовкою. Позже он объявил себя императором Петром, сказав, "что слухи о смерти его были ложны, что он при помощи караульного офицера, ушел в Киев, где скрывался около года...
Сей бродяга был Емельян Пугачев, донской казак и раскольник…”
После “провозглашения” Пугачева императором Петром и после дачи им обещаний бороться за казаков и обиженных правительством, бунтовщики стали стекаться к нему, приумножая его шайку “с часа на час”.
В третьей главе Пушкин замечает, что силы Пугачёва с каждым днём увеличивались. "Войско его состояло уже из двадцати пяти тысяч. Жалование получали одни яицкие казаки; прочие довольствовались грабежом. Бердская слобода была вертепом убийств и распутства. Лагерь полон был офицерских жён и дочерей, отданных на поругание разбойникам. Казни происходили каждый день. Овраги около Берды были завалены трупами расстрелянных, удавленных, четвертованных страдальцев. Шайки разбойников устремлялись во все стороны, пьянствуя по селениям, грабя казну и достояние дворян, но не касаясь крестьянской собственности.
Во время пугачевского восстания было убито много людей, “бунтовщик” часто одерживал победу. Каждый покоренный город встречал Пугачева колокольным звоном. Москва была в страхе и унынии. Многочисленная московская чернь с явным нетерпением ожидала Пугачёва". Ведь Пугачёв намеревался идти на Москву.
5 ученик. “Пугачев не был самовластен, - пишет Пушкин. - Яицкие казаки, зачинщики бунта, управляли действиями пришельца, не имевшего другого достоинства, кроме некоторых военных познаний и дерзости необыкновенной. Он ничего не предпринимал без их согласия; они же часто действовали без его ведома, а иногда и вопреки его воле. Они оказывали ему наружное почтение, при народе ходили за ним без шапок и били ему челом: но наедине обходились с ним как с товарищем, и вместе пьянствовали, сидя при нем в шапках и в одних рубахах, и распевая бурлацкие песни".
Возможно, удача и продолжала бы сопутствовать самозванцу, если бы усмирение мятежников не было поручено А.И.Бибикову. Генерал-аншеф Бибиков, благодаря своему военному опыту и знанию этого дела, смог переломить ход восстания. В последней, восьмой главе Пушкин пишет: "Пугачёв не имел уже намерения идти на старую столицу. Окружённый отовсюду войсками правительства, не доверяя своим сообщникам, он уже думал о своём спасении; цель его была: как-нибудь пробраться в киргиз-кайсацкие степи". Но "товарищи" Пугачёва, надеясь получить прощение, предали Пугачёва, схватив его и передав в руки правительства. Пугачёва в клетке отправили в Москву под надзором Суворова. В Москве встречен он был многочисленным народом, недавно ожидавшим его с нетерпением и едва усмирённым поимкою грозного злодея. 31 декабря 1774 года суд принял решение: "Емельку Пугачёва четвертовать, голову воткнуть на кол, части тела разнести по четырём частям города и положить на колёса, а после на тех местах сжечь, а пепел развеять". “Так кончился мятеж, начатый горстию непослушных казаков, усилившийся по непростительному нерадению начальства и поколебавший государство от Сибири до Москвы, и от Кубани до Муромских лесов ”.
Слайд 7. (Цитата Пушкина о русском бунте).
Учитель литературы:
-Как вы думаете, с какой целью Пушкин пишет эту работу?
(Написание исторического труда Пушкин рассматривал как способ обратить внимание правительства и Николая I на острую своевременность коренных преобразований. Шаг за шагом он восстанавливал историю «пугачевщины», неукоснительно придерживаясь фактов).
Учитель литературы:
Пушкин не занимал позиции ни одной из враждующих сторон. Увидев раскол общества на две противопоставленные силы, он призывал подняться над «жестоким веком», сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к жизни других людей.
Пушкин писал: «Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка».
Учитель истории:
Так что же такое крестьянская война? Справедливая крестьянская кара угнетателям и крепостникам? "Русский бунт - бессмысленный и беспощадный"? По-видимому, любое насилие способно породить насилие еще более жестокое и кровавое. Безнравственно идеализировать бунты, крестьянские или казачьи восстания, гражданские войны, поскольку порожденные неправдами и лихоимством, несправедливостью и неуемной жаждой богатства, эти восстания, бунты и войны сами несут насилие и несправедливость, горе и разорение, страдание и реки крови. Человеческие взаимоотношения должны строиться не на насилии, а на уважении, добре и милосердии.
Учитель географии:
Сейчас идет очень напряженный период времени, когда конфликты вспыхивают ежедневно и ежечасно. Поэтому очень важно осознать, что любая острая ситуация, любой острый конфликт может быть разрешен, если человеческие отношения строятся на доброте, гуманности, милосердии и взаимоуважении.
Уроки Пушкина, уроки далекого прошлого не должны пропасть даром.
4. Рефлексия. Проверка таблиц.
- Что особенно вам понравилось на уроке?
- Что запомнилось?
- Почему об этом надо знать в настоящее время?
5. Домашнее задание: 7 класс - прочитать параграф 25 учебника истории, ответить на вопросы 1-5 (с.183). 8 класс - прочитать статью учебника литературы "Историческая повесть и исторический труд" (с.188).