Координатная плоскость в языке программирования Scratch Н.В. Восканян, И.Г. Зименкова МБОУ «Лицей №55», г.Пенза

Предмет:математика и информатика

Учителя: Восканян Н. В., Зименкова И.Г.

Класс:      6

Тема урока: Координатная плоскость

Тип урока:урок отработки умений и рефлексии.

Планируемые  результаты:

предметные:

·        Закрепление понятий: система координат, начало координат, ось абсцисс, ось ординат, абсцисса и ордината точки.

·        Научиться определять координаты точек.

·        Научиться строить точки по заданным координатам

·        Учиться программировать рисунки по заданным точкам

метапредметные:

·        познавательные: умение строить логические рассуждения, анализировать и делать выводы;

·        регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, определять последовательность действий, вырабатывать алгоритм в выполнении заданий;

·        коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, умение внимательно выслушивать  мнение одноклассников и аргументировано высказывать своё;

·        личностные: освоение правил поведения, самоанализа своей деятельности и развитие интереса к предмету.

Цели и задачи:

Деятелъностная цель:формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Содержательная цель:закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.   

дидактическая: создать условия для формирования способности учащихся к  применению изученных способов действий.

образовательная:показать практическое применение координатной плоскости за счёт включения новых элементов.

развивающая:продолжать формирование культуры мышления и умения устанавливать целевые приоритеты

воспитательная:формирование умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении при этом учиться умению осознанно и правильно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Технология: системно-деятельностного подхода

Методы обучения: частично-поисковый с использованием технических средств.

Ресурсы урока: мультимедиа проектор, презентация, раздаточный материал, компьютер.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная с элементами парной работы.

Основные понятия  на уроке:точка, прямая, координатная плоскость, координаты точки, ордината и абсцисса точки, учебная программа – тренажер, среда программирования Scratch, программа, команда.

Ход урока

I.Организационный момент.

- Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке мы с вами будем работать с координатной плоскостью. Но прежде мы с вами немного разомнемся.

II. Актуализация комплекса знаний и умений.

- Давайте вспомним, что называется системой координат? (перпендикулярные прямые xи yс заданным началом отсчета, единичным отрезком и указанным положительным направлением)

-Как называется плоскость, на которой выбрана система координат?  (координатная плоскость)

-А как определить положение точки на плоскости? (чтобы определить положение точки на плоскости, нужно знать ее координаты)

- Дайте определение координат (координаты  точки – это упорядоченная  пара чисел, показывающая положение точки на плоскости)

- Что означает масштаб 1: 800000 (1 см на карте равен 800000 см или 8000 м или 8 км на местности)

 

III. Мотивация учебной деятельности учащихся.

В речи взрослых вы могли слышать такую фразу: «Оставьте мне ваши координаты». Что означает это выражение? (Собеседник должен оставить свой адрес или номер телефона, которые и считаются в этом случае координатами человека.) Главное здесь в том, что по этим данным человека можно найти.

Именно в этом и состоит суть координат или, как обычно говорят, системы координат: это правило, по которому определяется положение того или иного объекта. Системы координат пронизывают всю практическую жизнь человека.

-Что указано в билете? (номер ряда и места)

-Как определить положение фигуры на шахматной доске? (по горизонтали буквы, по вертикали – цифры)

-Молодцы, назовите, пожалуйста, координаты Волка и Буратино. (Волк (ряд 6, место 5), Буратино (ряд 7, место 9)).

- А какие еще примеры из жизненной практики вы знаете, где местоположение объекта задается парой чисел? (морской бой, место в кинозале, широта и долгота места на карте, место в вагоне)

- Определим координаты объектов(фронтальная работа с электронным приложением)

IV. Организация деятельности учащихся по применению знаний в разнообразных жизненных ситуациях

Задание 1.  Ребята, какие задачи вы можете решать с помощью координатной плоскости?

 - по значению координат построить точку;

-  по точке на координатной плоскости определить ее координаты.

Сейчас вы будите работать с программой, которая называется «Поймай рыбку».

Демонстрируем программу и поясняем, как она работает. На координатной плоскости появляется поплавок. Координаты поплавка выбирает сама программа. Ваша задача в окне Х  и в окне У правильно записать координаты поплавка. Если координаты набраны правильно, то вы поймали рыбку, и она появляется в вашем аквариуме. Если же вы указали неверные координаты, то рыбка уплывает в море. В любом случае, на координатной плоскости в определенном программой месте,  опять появляется поплавок и вы продолжаете процесс ловли рыбки.

Возьмите ручки и  карточку №1. Ваша задача поймать 5 рыбок. Координаты пойманных рыбок записать в карточку.

Карточка №1

ФИО

 

Координата Х

Координата У

1 рыбка

 

 

2 рыбка

 

 

3 рыбка

 

 

4 рыбка

 

 

5 рыбка

 

 

Садитесь за компьютеры.

На рабочем столе компьютера найдите ярлык  и запустите программу. На выполнение работы вам дается 3 минуты. По окончании я соберу карточки.

Задание 2. А теперь мы будем работать с   программой «Электронный  практикум по теме «Координатная плоскость».  Демонстрируем программу, и рассказываем,  как она работает. В режиме 2 открываем файл, содержащий координаты точек, по которым строится рисунок. Далее, кликнув по клавише «координата», на экране последовательно появляются координаты точек.  Каждую из  координат необходимо отметить на координатной плоскости. Результатом работы является рисунок, построенный по заданным координатам, соединенным линиями. Я предлагаю вам самостоятельно выбрать файл, открыть его и приступить к работе. Результат работы показать учителю.   На рабочем столе компьютера найдите ярлыки запустите программу.

На выполнение работы вам дается 7 минут.

Вернулись за парты.

Физкульминутка.

Задание 3. (работа в группах)

Начертите в тетради систему координат, взяв единичный отрезок 1 клетку. Отметьте точки: А(4;3), В (-3;4), С(1;0), D(0;3), E(-3;-2), F(5;-4)  (один ученик у доски, остальные в тетради, затем проверяем с помощью презентации)

 

Задание 4. (работа в группах)

Шестиклассники участвовали в спортивной игре. Сначала звено было в точке О. Командир звена получил приказ: «Идите на восток 5 км, а затем на север 4 км. Назовите координаты точки В, в которую должно попасть это звено. Сделайте чертеж.

Сравнивая решения задач 3 и 4 делаем выводы о возможных единичных отрезках.

V.Этап пробного учебного действия.

Мы с вами успешно поработали с двумя программами. А сейчас я предлагаю вам самим создать программу в среде программирования Scratch. Но прежде хочу услышать от вас рассказ о среде программирования Scratch Причем рассказ ваш должен содержать ключевые слова, которые вы видите на слайде (интерфейс программы, спрайт, сцена, скрипты, блоки инструментов «движение», «внешность», «контроль», отладка программы).

- рассказ ученика, дополнения.

Ребята, какой теме посвящен наш сегодняшний урок?

- координатная плоскость.

Почему  тогда мы с вами выбрали работу в Scratch? Как вы думайте?

- в Scratch можно работать с координатной плоскостью.

Сегодня вы создадите проект «Пишем слова по заданным координатам».

Этапы проекта:

·        Создаем координатную плоскость.

·        Определяем границы рисунка.

·        В карточке  на координатной плоскости напишем слово «МИР»

·        Обсудим алгоритм написания программы и координаты каждой точки, в которую спрайт должен прийти.

·        Напишем программу для спрайта и отладим ее.

Реализация проекта:

·        Координатную плоскость выберите из библиотеки фонов (сцена/фоны/импорт/координатная плоскость).

·        Для того, чтобы определить границы рисунка необходимо последовательно навести курсор мыши ( в виде стрелки) в левый нижний угол сцены –внизу под сценой вы видите координаты курсора. Запишите их в карточку №2. Затем сделайте аналогичные действия для левого верхнего, правого верхнего, правого нижнего угла сцены. Карточка заполнена.

Карточка №2

ФИО

Местоположение курсора

Координата Х

Координата У

левый нижний угол сцены

 

 

 левый верхний угол

 

 

Правый верхний  угол

 

 

Правый нижний угол

 

 

 

Теперь, когда мы знаем координаты границ рисунка, можно создать программу, рисующую границы сцены в Scratch.

Ребята, я вам предлагаю создать нового спрайта «Точку», чтобы нагляднее реализовать наш проект. Как вы это сделаете?

- в режиме «Рисовать новый объект»

Какой инструмент для рисования нужно выбрать?

- перо

Какую команду будите использовать, чтобы прийти в заданную точку? В каком блоке находится эта команда?

- команда из блока «движение» идти в х:____ у:____

Какие блоки инструментов вам понадобятся, чтобы нарисовать границы?

 - блоки контроль, движение, перо.

Теперь садимся за компьютеры, вызываем Scratch и выполняем последовательно действия:

·        Выбираем сцену «координатная плоскость»

·        Создаем нового скрипта «точку»

·        Пишем программу.

Ученики выполняют задание.

Ребята, проверим правильность написания программы.

 

Когда щелкнуть по ___

Очистить

Идти в х:  -230    у:  170

Опустить перо

Установить цвет пера  красный

Идти в х:   230    у:   170

Идти в х:   230    у:  - 170

Идти в х:  - 230    у:  - 170

Идти в х:  - 230    у:   170

 

Если были обнаружены ошибки, исправьте их.

Запустите программу и вы увидите границы координатной плоскости.

 

VI. Рефлексия

-Перед тем как задать вам домашнее задание я бы хотела узнать насколько вам понравился урок. Для этого у вас на столах лежат три карточки со смайликами. Если вам понравился урок, вам было интересно, и вы все поняли, тогда ваш смайлик №1, если вам понравился урок, но вам кажется что вы недостаточно усвоили материал, то тогда ваш смайлик №2, если, же урок вам не понравился, и вы не поняли тему, тогда ваш смайлик №3. Как только прозвенит звонок,  наклейте, пожалуйста, ваши смайлики на ватман у доски.

 

VII. Задание на дом(Раздается каждому ученику).