размножение и развитие животных

 

Технологическая карта урока

 

Предмет

Окружающий мир

Учитель

Казакова Яна Сергеевна МБОУ СОШ № 63 г. Пензы. УМК «Школа России» А. А. Плешаков

Класс

3

Тип урока

 

 Урок  «открытия новых знаний»

 

Технология построения урока

  1. Мотивация к учебной деятельности
  2. Актуализация знаний и пробное учебное действие
  3. Выявление места и причины затруднения
  4. Построение проекта выхода из затруднения
  5. Реализация построенного проекта
  6. Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи)
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
  8. Включение в систему знаний и повторение
  9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Тема

«Размножение и развитие животных»

Цель

формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 3 класса в предметной области « Окружающий мир» по теме «Размножение и развитие животных »

Основные термины, понятия

размножение, развитие, личинка, куколка.

 

Планируемый результат

Предметные умения

- понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить;

- характеризовать животных разных групп по способу размножения;

- моделировать стадии размножения животных разных групп;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Личностные УУД:

- самоопределение;

-  смыслообразование;

- адекватное понимание причин  успеха/неуспеха в учебной деятельности.

 

Регулятивные УУД:

- целеполагание;

- выполнение  пробного учебного действия;

 - фиксирование  индивидуального затруднения  в пробном действии;

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

 познавательная инициатива;

- контроль; 

- коррекция; 

- оценка;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- самооценка на основе критерия успешности.
 

Познавательные УУД:

- анализ, сравнение, обобщение;
- использование  знаково-символических средств;

 - подведение под понятие;
- постановка и формулирование проблемы;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-  планирование;
- прогнозирование;
- выполнение действий по алгоритму;
- извлечение из текстов необходимой информации ;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания ;

- понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);
- построение логической цепи рассуждений ;

- рефлексия способов и условий действия.

 

Коммуникативные УУД:

- планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;                                                        
 - учёт разных мнений; 
 - адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;

- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации ;

 

 

 

 

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

 

Индивидуальная работа.

Фронтальная работа.

Работа в парах.

Работа в группах.

 

 

 

 

 

Книгопечатная продукция

Учебник, рабочая тетрадь,  карточки для работы в группах, карточки для работы в паре.

 

Технические средства обучения

ПК учителя, интерактивная доска, презентация к уроку.

 

Учебные материалы:игрушки животных.

 

 


 

Дидактические задачи этапов урока

 

№ п/п

Этапы урока

Дидактические задачи (цель этапа)

1

Мотивация к учебной деятельности

1.Включение учащихся в учебную деятельность, используя девиз.

2.Определение содержательных рамок урока.

2

Актуализация знаний и пробное учебное действие

1.Актуализировать знания.

3

Выявление места и причины затруднения

1.Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется затруднение.

4

Построение проекта выхода из затруднения

1.Организовать коммуникативное взаимодействие для определения нового правила.

5

Реализация построенного проекта

1.Зафиксировать новое знание с помощью алгоритма.

6

Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи)

1.Применение нового знания в типовых заданиях.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1.Тренировать способности к самоконтролю и самооценке.

2.Проверить умение выполнять вычислительные операции по алгоритму.

8

Включение в систему знаний и повторение

1.Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке

1.Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

 

 

 

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

Мотивация к учебной деятельности

- самоопределение (Л);

-  смыслообразование (Л);
- целеполагание (Р);
- планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

- Урок начинаем с хорошего настроения. Улыбнитесь друг другу и мне. (1 слайд)

- Какие группы животных вы знаете? (2 слайд)

- Назовите представителей каждой группы (2 слайд)

- Посмотрите на следующий слайд (3 слайд). Какие животные здесь изображены? (Сова, рысь, крокодилы).  Что вас здесь заинтересовало? (Взрослый и детеныш).

- Попробуйте сформулировать тему и цели урока.

 

Улыбаются

 

Вспоминают группы животных.

Работают у интерактивной доски.

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

Формулируют тему и цели урока (слайд 4)

 

Актуализация знаний и пробное учебное действие

- анализ, сравнение, обобщение (П);
 - использование  знаково-символических средств (П);
 - выполнение  пробного учебного действия (Р);
 - фиксирование  индивидуального затруднения  в пробном действии (Р);
 - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);                                                         
 - учёт разных мнений (К). 

- У всех есть дети. А кем в детстве были: лягушка, дельфин, змея, бабочка – крапивница? Я расскажу вам о бабочке - крапивнице. Это насекомое откладывает яйца на листьях крапивы с внутренней стороны. Затем вылупляются личинки, которые называются гусеницами. Выросшие гусеницы переползают на ствол, сбрасывают шкуру и превращаются в куколку. Весной из куколки появляется бабочка. Так размножаются бабочки, пчелы, мухи и комары (слайд 5).

- Составим схему размножения и развития.

- Но не у всех насекомых бывают куколки. Рассмотрите размножение и развитие кузнечика (слайд 6). В чем отличие от бабочки? (Нет куколки).

 

Слушают, рассматривают слайд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с интерактивной доской.

Рассматривают, ищут отличия.

 

 

Выявление места и причины затруднения

- подведение под понятие (П);
- постановка и формулирование проблемы (П);
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

- Посмотрите на таблицу (7 слайд). Мы выяснили, как размножаются насекомые  и как происходит их развитие.

- Все ли животные размножаются одинаково? У всех ли одинаково происходит развитие? (Нет). Можем ли сразу заполнить всю таблицу? (Нет).

- Для того, что бы справились  с этим заданием  я разделила вас на группы. С помощью текстов учебника мы найдем ответы на наши вопросы. У каждой группы есть таблица с группами животных. Поэтапно мы будем определять развитие  и размножение каждой группы животных.

 

Заполняют таблицу.

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

Делятся на 5 групп.

 

 

Построение проекта выхода из затруднения

 

- самоопределение (Л);
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);
-  планирование (П);
- прогнозирование (П);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

- Откройте учебник на стр. 107. Прочитайте текст и заполните в таблице 2 строку: размножение и развитие рыб. Первая группа выходит к интерактивной доске заполнять таблицу. Остальные работают в группах на листах на своих местах.

(Аналогично заполняют таблицу у доски остальные группы, поочередно.)

На этапе работы с птицами можно использовать ЕК ЦОР:

     Как правило, чем крупнее птица, тем более крупные яйца она откладывает, однако из этого правила есть исключения. Яйца выводковых видов, из которых вылупляются пуховые детеныши, сразу же способные бегать и самостоятельно кормиться, крупнее по отношению к телу матери, чем у птенцовых видов, чье потомство появляется на свет голым и беспомощным.

      По форме яйца большинства птиц напоминают куриные, но и здесь много вариантов. У зимородков они почти шаровидные, у колибри вытянутые и тупые с обоих концов, а у куликов на одном из них сильно заостренные.

Поверхность яйца может быть шероховатой или гладкой, матовой или блестящей и почти любого цвета от темно-лилового и зеленого до чисто белого. У некоторых видов она покрыта крапинами. Яйца многих скрытно гнездящихся птиц белые(см. документ карточка ресурса).

 

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4f615cc0-1f1f-e759-d0b7-d6d2f470e8be/?

 

 

Читают текст учебника.

 

 

1 группа работает у доски. Остальные на местах в группе.

 

Работа в группах.

 

 

Реализация построенного проекта

- смыслообразование (Л);
- познавательная инициатива (Р);
- использование знаково-символических  средств (П);
- выполнение действий по алгоритму (П);
- выражение своих  мыслей с достаточной  полнотой  и точностью (К);

- планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками  (К).

- Мы с вами заполнили всю таблицу. Посмотрите, теперь видно, как размножаются и развиваются разные группы животных. Кто может рассказать, как размножаются насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие?

 

-Давайте отдохнем и сделаем физминутку про животных и их детей. 

 Физминутка

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок,

За мамой-лисицей крался лисенок,

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок,

За мамою-белкой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой — косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

 

 

Рассказывают по схеме размножение и развитие животных.

 

 

 

 

 

 

Выполняют движения.

 

Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи)

- извлечение из текстов необходимой информации (П);
- использование  знаково-символических средств (П);

- выполнение действий по алгоритму (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
 - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
 - адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К).

- Найдите сходства и различия в развитии и размножении земноводных и пресмыкающихся, пресмыкающихся и птиц.

- Чем отличается развитие и размножение млекопитающих от других групп животных?

- Но иногда природа приносит сюрпризы. Знаете ли вы, что существует такое животное – утконос, которое является млекопитающим, но откладывает яйца (слайд 8). Или что есть такое животное – морской конек. Икринки вынашивают самцы в сумке на брюхе.

Отвечают на вопросы, ищут сходства и различия.

 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- анализ, сравнение, обобщение (П);
- извлечение из текстов необходимой информации (П);
- выполнение действий по алгоритму (П);     
- контроль (Р); 

- коррекция (Р); 

- оценка (Р).
 

- Выполните задание № 1  в рабочей тетради.Прочитайте задание. Отметьте знаком + в соответствующей графе кто как размножается.

 (Проверка осуществляется по таблице на доске, которую в течение урока заполняли дети).

- Покажите как справились с заданием (с помощью знаков дети показывают качество выполнения работы).

Выполняют работу, проверяют, оценивают качество выполнения.

 

Включение в систему знаний и повторение

- понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- выполнение действий по алгоритму (П);
- построение логической цепи рассуждений (П);
- контроль, коррекция, оценка (Р);
- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К).

- Выполните работу в парах. Изготовьте модели, показывающие развитие животных. Если потребуется,  исправьте ошибки.

1.Яйцо-взрослая птица- птенец.

2.Головастик-икринка-взрослая птица.

3.Икринка-…………..-взрослая рыба.

4.Яйцо-личинка-……-бабочка.

 

Выполняют работу в парах, оценивают свою работу.

 

Рефлексия учебной деятельности на уроке

- рефлексия способов и условий действия (П);
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р);
- самооценка на основе критерия успешности (Р);
- адекватное понимание причин  успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью  (К).

-Как вы поняли, что же такое размножение? Развитие животных?

- Оцените свою деятельность на уроке с помощью знаков.

- Покажите, какое у вас сейчас настроение.

-Что вам показалось наиболее интересным?

 

Отвечают на вопросы.

 

 

Оценивают свою деятельность.

 

Показывают настроение.

 

Делают выводы.