Андреева Н.А., Лебедянцева Е.В., Денисова Г.В., Филина С.С., учителя начальных классов МАОУ многопрофильной гимназии № 13 г. Пензы

В рамках недели естественных наук параллель третьих классов решила провести занятие «Внимание, опыты!» из курса «Загадки природы» (тема «Загадки про все»). Ученики получили задание подготовить любой понравившийся им опыт.

Нами были выбраны различные формы работы:

1.       Индивидуально-демонстрационная (ребенок-ведущий проводит опыт перед классом и просит наблюдающих за опытом детей объяснить, почему так происходит, в диалоге дети находят объяснение происходящему)

2.       Групповая (проведение опытов в группах, в которых дети сравнивали результаты исследований)

Хотим обратить Ваше внимание на то, что некоторые опыты, подготовленные детьми, имеют практическое значение.

Предлагаем каталог опытов:

Опыт 1 «Не замочив рук»

Оборудование: тарелка или блюдце, монета, стакан, бумага, спички.

Проведение: Положим на дно тарелки или блюдца монету и нальем немного воды. Как достать монету, не замочив даже кончиков пальцев?

Решение: Зажечь бумагу, внести ее на некоторое время в стакан. Нагретый стакан перевернуть вверх дном и  поставить на блюдце рядом с монетой.

Объяснение: Так как воздух в стакане нагрелся, то его давление увеличится  и часть воздуха выйдет. Оставшийся воздух через некоторое время охладится, давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан, освобождая монету.

Опыт 2 «Подъем тарелки с мылом»

Оборудование: тарелка, кусок хозяйственного мыла.

Проведение: Налить  в тарелку воды и сразу слить. Поверхность тарелки будет влажной. Затем кусок мыла, сильно прижимая к тарелке, повернуть несколько раз и поднять вверх. При этом с мылом поднимется и тарелка. Почему?

Объяснение: Подъем тарелки с мылом объясняется притяжением молекул тарелки и мыла.

Опыт 3 «Волшебная вода»

Оборудование: стакан с водой, лист плотной бумаги.

Проведение: Этот опыт называется «Волшебная вода». Наполним до краев стакан с водой и прикроем листом бумаги. Перевернем стакан. Почему вода не выливается из перевернутого стакана?

Объяснение: Вода удерживается атмосферным давлением, т. е. атмосферное давление больше давления, производимого водой.

Замечания: Опыт лучше получается с толстостенным сосудом.
При переворачивании стакана лист бумаги нужно придерживать рукой. Стакан переворачивать резко.

Опыт 4 «Падение»

Оборудование: два одинаковых по размеру и массе листа бумаги (один из них скомканный)

Проведение: Одновременно отпустим оба листа с одной и той же высоты. Почему скомканный лист бумаги падает быстрее?

Объяснение: скомканный лист бумаги падает быстрее, так как на него действует меньшая сила сопротивления воздуха. А вот в вакууме они падали бы одновременно.

Опыт 5 «Несгораемая бумага»

Оборудование: металлический стержень, полоска бумаги, спички, свеча (спиртовка)

Проведение: Стержень плотно обернем полоской бумаги и внесем в пламя свечи или спиртовки. Почему бумага не горит?

Объяснение: Железо, обладая хорошей теплопроводностью, отводит тепло от бумаги, поэтому она не загорается.

Опыт 6 «Загадочная картофелина»

Оборудование: два стеклянных сосуда с водой, 2 картофелины.

Проведение: Поместим картофелины в сосуды с равным количеством воды. В одном сосуде картофелина тонет, а в другом плавает. Объясните загадку картофелины.

Объяснение: В одном из сосудов находится насыщенный раствор поваренной соли. Плотность соленой воды больше, чем чистой. Плотности соленой воды и картофелины примерно одинаковы, поэтому она плавает в растворе соли. Плотность чистой воды меньше плотности картофелины, поэтому она тонет в воде.

Опыт 7 «Лакмусовая бумага дает советы»

Оборудование: молоко свежее, молоко подкисшее, лакмусовая бумага.

Проведение: Поместить в стакан с молоком лакмусовую бумагу и наблюдать за изменением ее цвета.

 Молоко летом часто киснет. Очень трудно заранее узнать, скисает ли молоко. Тут может помочь лакмусовая бумажка. Если молоко свежее, лакмусовая бумага остается синей. Она станет красной, если молоко только начинает киснуть. Твое знание химии может помочь узнать качество молока.

Опыт 8 «Нашатырный спирт как средство против муравьиных и пчелиных укусов»

Когда муравей кусает, он выпускает каплю жидкости. Место, куда она попала, начинает болеть, так как на кожу попала сильная муравьиная кислота. Смазав место укуса нашатырным спиртом, ты тотчас же избавишься от боли, потому что нашатырный спирт — щелочь, уничтожает кислоту.
Пчелиный яд содержит ту же муравьиную кислоту. Смазывание укушенного пчелой места нашатырным спиртом действует также успокаивающе.

Итог: Берите с собой на природу нашатырный спирт, который не только приводит в чувство, но и поможет от укусов.

Опыт 9 «Фабрика лимонада»

Оборудование: стаканчики, лимонная кислота, пищевая сода, вода, сахар, листочки мяты.

 Проведение: Покрой дно пробирки лимонной кислотой  и насыпь поверх нее столько же соды из пробирки. Смешай эти два вещества.
Высыпь эту смесь в обыкновенный стакан и быстро наполни его свежей водой. Как сильно она шумит и пенится! Как настоящий лимонад. Ты спокойно можешь выпить его. Это абсолютно безвредно. Надо только в самом начале добавить сахару, чтобы было вкуснее.

Объяснение: Даже слабая кислота выгоняет из соды углекислый газ.

Опыт 10 «Как очистить стаканы от осадка застоявшейся воды»

Оборудование: стаканы и пробирки с мутным налетом, несколько капель соляной кислоты, пипетки, вода.

Проведение: Стаканы, в которых застоялась вода, покрываются мутным налетом, который нельзя отмыть водой. Нальем несколько капель соляной кислоты и поболтаем стакан в руке. Стакан тотчас же станет светлым, как новый. Запомни этот способ для очистки наших пробирок. Одной и той же порцией кислоты можно очистить несколько пробирок.

Опыт 11 «Чернила для секретного письма»

Оборудование: Лист желтоватой окраски, раствор соли железа, раствор желтой кровяной соли, ватные палочки.

Проведение: Забавно было бы написать такое письмо, которое никто не может видеть, и только тот, кому ты откроешь секрет твоего письма, может его прочитать. Сделать это нетрудно. Напиши письмо на желтоватой бумаге раствором соли железа вместо чернил. Дай написанному высохнуть. Теперь попроси, чтобы кто-нибудь прочитал, что тобою написано. Никто этого сделать, конечно, не сможет.

Смажь осторожно письмо ваткой, смоченной раствором желтой кровяной соли. И тогда написанные тобой строчки станут синими, и каждый сможет их прочесть.

 

Опыт 12 «Дело клеится»

Оборудование: крахмал, вода, спиртовка, йод, пипетка.

Если истолочь несколько кусочков крахмала в порошок и, растворив его в воде, сварить в чашечке, то мы можем получить клейкую массу — клей. Им можно склеивать картинки из картона. Переплетчик очень часто и много пользуется клеем.

Содержится в клее крахмал?

Испытаем это при помощи йода. Капнем  немного йода в клей. Цвет клея стал синим.

Объяснение: Хотя клей совершенно не похож на крахмал, все-таки он остается крахмалом.

 

Опыт 13 «Тайна пудры»

Оборудование: Пудры нескольких видов, йод, пипетки.

Проведение: Капни раствором йода на горсточку пудры. Понаблюдай за изменением цвета.

Объяснение:  Вы узнали тайну: пудра, оказывается, не что иное, как подкрашенный порошок крахмала.

Опыт 14 «Домик улитки»

Оборудование: раковина улитки, соляная кислота, пипетка.

 Проведение: На раковину улитки капни  кислотой. В месте прикосновения кислоты раковина зашипит. Почему?

Объяснение: Значит, домик состоит из известняка (тема занятия «Улиткины загадки»).

 

Предлагаем некоторые фрагменты занятий с высказываниями маленьких исследователей:

Опыт «Фабрика лимонада».

Групповая форма работы.

Оборудование: стаканчики, лимонная кислота, пищевая сода, вода, сахар, листочки мяты.

 Проведение: Покрой дно пробирки лимонной кислотой  и насыпь поверх нее столько же соды из пробирки. Смешай эти два вещества.
Высыпь эту смесь в обыкновенный стакан и быстро наполни его свежей водой.

Уч.: -Что происходит?

Д.: -Как сильно содержимое шумит и пенится!

Д.:-Смотрите, это что, молекулы углекислого газа выпрыгивают из стакана?  

Уч.:-Понаблюдайте, в каком случае пузырьков больше?

Д.:-Мы побольше налили воды и уровень пузырьков стал больше. Воды поменьше - уровень пузырьков меньше.

Д.:-Значит, вода ускоряет реакцию.

Д.:-Мы же уже знаем из уроков окружающего мира, что вода - универсальный растворитель. Вода растворила и лимонную кислоту, и пищевую соду.

Д.:-Выглядит как настоящий лимонад! А можно попробовать?

Уч.:-Да, вы спокойно можете выпить его. Это безвредно.

Далее дети наблюдали за вкусовыми свойствами и записывали данные в таблицу.

Д.:-Невкусно. Добавим побольше лимонной кислоты.

Д.:-Кисло очень.

Д.:- А можно добавить сахар?

Уч.: -Можно.

Д.:-Так вкуснее.

Д.: -А мы добавим листы мяты.

Д.:-Вкус не изменился. Почему?

Д.:- Мята сухая, надо свежую было принести. В холодной воде сухая мята не даст аромата, мы ее дома в кипяток кладем.

Д.:-Можно оставить мяту в стакане, она настоится, через несколько часов можно попробовать.

Уч.:- Может ли вам в жизни пригодиться этот опыт?

Д.:-Конечно, лучше делать свой лимонад, чем покупать, они бывают вредные, с красителями или очень сладкие, это тоже вредно.

Д.:-А не мама запрещает пить лимонад, говорит, неизвестно, что туда намешали. А я ей расскажу, что лучше самим делать, мы же будем использовать только полезные продукты.

Д.:- У меня скоро день рождения, я попробую сделать лимонад для гостей.

Р.S. Этот опыт вызвал у детей восторг. По времени- 1 урок. Обсуждения продолжались и на следующий день. Дети делились впечатлениями об исследованиях, проведенных уже в домашних условиях.

Опыт «Тайна пудры».

Групповая форма работы.

Оборудование: Пудры нескольких видов, йод, пипетки.

Проведение: Капни раствором йода на горсточку пудры. Понаблюдай за изменением цвета. Если цвет пудры изменился на синий, следовательно, в пудре содержится природное вещество крахмал.

В эксперименте использовались 6 коробочек с пудрой разных фирм.

Опытным путем ребята установили, что только 2 вида пудры содержат крахмал, а остальные 4 вида пудр крахмал не содержат. Эти исследования навели детей на мысль, что лучше использовать пудру, содержащую крахмал, так как крахмал - природное вещество. Для кожи полезнее использовать природную косметику. Дети предложили рассказать дома своим мамам об их исследованиях и научить их правильно выбирать пудру.

Опыт  «Загадочная картофелина».

Индивидуально-демонстрационная форма работы (ведущий – ребенок).

Оборудование: два стеклянных сосуда с водой, 2 картофелины.

Рассуждения детей:

Ведущий: -Я помещаю 2 картофелины в сосуды с равным количеством воды. В одном сосуде картофелина тонет, а в другом плавает. Объясните загадку картофелин.

Д.:-Одна картофелина легче, вот она и плавает.

Ведущий: -Тогда я помещу картошку, которая утонула в первой банке, во вторую банку с водой. Она плавает. Теперь вам видно, что дело не в картошке?

Д.:- Значит дело в воде.

Д.:- Наверно, ты что-то добавила в воду.

Д.: -Я тоже думаю, что Даша что-то растворила в воде. Это что-то и позволяет картошке плавать.

Д.:- А можно понюхать эту воду? Может, я догадаюсь, что она туда добавила?

Ведуший: -Понюхай.

Д.: -Ничем не пахнет. И цвет прозрачный, как у чистой воды.

Д.:-Расскажи, что ты добавила в воду?

Ведущий: -Так быстро сдаетесь?

Д.:-А на вкус можно попробовать?

Ведущий: -Я не советую, там плавала сырая картошка и вода из крана.

Д.:-А вещество, которое ты добавляла неопасное?

Ведущий:- Нет, неопасное, но в небольших количествах, если переборщить, станет вредно для здоровья.

Д.:-Может, соль добавила? Я в морской соленой воде легко плаваю, а в озере вода пресная и я с большим трудом держусь на воде.

Ведущий: -Молодец, Илюшка! Я соль добавила. Ты отгадал. Послушайте, как это объясняет наука: В одной банке находится насыщенный раствор поваренной соли. Плотность соленой воды больше, чем чистой. Плотности соленой воды и картофелины примерно одинаковы, поэтому она плавает в растворе соли. Плотность чистой воды меньше плотности картофелины, поэтому она тонет в воде.

 Комментарий: Большинство опытов дети проводили сами. Учитель помогал только в опытах с нагреванием, с использованием химических реагентов. Ряд предметов нам любезно предоставили учителя химии.

Проведенные занятия повысили интерес детей к урокам окружающего мира и «Загадкам природы». Надеемся, каталог подобранных опытов поможет Вам провести исследования с Вашими учениками, а кого-то из ребят натолкнет на новые открытия.

 

ВложениеРазмер
sam_0094.jpg3.01 МБ
sam_0099.jpg3.06 МБ
sam_0100.jpg3.04 МБ
sam_0101.jpg2.98 МБ
sam_0104.jpg2.95 МБ
sam_0105.jpg3.04 МБ
sam_0106.jpg3.04 МБ
sam_0107.jpg2.93 МБ
sam_0110.jpg3.07 МБ
sam_0112.jpg3.03 МБ
sam_0606.jpg4.3 МБ
sam_0607.jpg4.88 МБ
sam_0609.jpg4.23 МБ
sam_0611.jpg4.31 МБ
sam_0612.jpg4.43 МБ
sam_0613.jpg4.37 МБ
sam_0616.jpg4.7 МБ

Комментарии

Информация о пользователе.
07.12.2014 : 21.15

Коллеги, спасибо большое за преведенный фестиваль опытов и подготовленое описание. 

Все получилось очень симпатично. Разговоры детей друг с другом - интересные и конструктивные. 

Если проводить такие фестивали один-два раза в год (4 года подряд, начиная с первого класса), то динамика разговоров, поиск более сложных опытов, самостоятельное изучение разных тем в режиме опережающего обучения будет весьма наглядной и позитивной.  

Это то, что мы называем детским самообразованием; то, из чего складывается учебная инициатива и учебная самостоятельность.