Ткаченко А.А._Пенза_гимназия 13_Вода и её свойства

 

Ткаченко Андрей Анатольевич, учитель начальных классов, Пенза, МАОУ многопрофильная гимназия № 13

 

Тема:  ”Как человек использует  свойства воды”, учебник А.А. Вахрушева, 4 класс.

 

Конспект урока.

 

Цели и задачи:

-продолжить формирование у учащихся целостной картины мира;

-раскрыть взаимосвязь между свойствами воды и их практическим применением;

-познакомить с понятием “выталкивающая сила воды”;

-познакомить с основными свойствами воды: одинаковым уровнем жидкости в сообщающихся сосудах, вода-растворитель, текучесть воды;

-развивать речь учащихся;

-навыки коллективной работы.

 

Оборудование

Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, экран, штатив,

Груз на резинке, колба с водой, емкость в виде воронки, резиновая трубка, плоская широкая емкость, стеклянный стакан, пластмассовая ложка, емкость с песком, стеклянная воронка, бумага для фильтрации, учебник.

Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь,

Для групповой работы: листы на печатной основе, 2 пластиковых стакана с водой, 2 пластмассовых ложечки, 2 стаканчика с веществами для растворения, карандаш.

 

Этапы урока:

  1. Актуализация знаний.
  2. Формулировка темы урока.
  3.  Знакомство с выталкивающей силой воды.

 а). постановка проблемы.

 б). поиск решения.

      4.    Знакомство со свойствами воды.

 а). закон сообщающихся сосудов.

 б). текучесть воды.

 в). Вода – растворитель.

      5.    Знакомство с фильтрацией воды.

      6.    Итог.

      7.    Домашнее задание

 

Ход урока.

 

1.Актуализация знаний.

Фронтальная работа.

-Отгадайте загадку:

                                Я и тучка, и туман,

                    И ручей, и океан,

                    И летаю, и бегу,

                    И снежинкой стать могу.

-Верно, это вода. (Слайд 1.)

Что вы уже знаете о воде?(Бесцветная, без вкуса и запаха)

-В каких состояниях может быть вода?

-Во что превратится вода при замерзании? При нагревании?

 

 

 

2. Формулировка темы урока

-Как человек использует воду?

-Есть ли другие способы использования воды, о которых мы еще не знаем?

-Вы хотите о них узнать?

-Какова тема нашего урока?

-Тема нашего урока - как человек использует воду.(слайд 2)

-Что нового узнаем?

-Поговорим, о свойствах воды, узнаем, как  их использует человек.

 

3. Знакомство с выталкивающей силой воды.

    а).постановка проблемы.

-Предлагаю вашему вниманию опыт.

К штативу прикрепляется резинка, к концу которой прикреплен груз. Под действием силы тяжести груз опускается на определенное расстояние. Точка опускания фиксируется мелом на штативе.

-А теперь я опущу груз в емкость с водой. Как вы считаете, что произойдет?(Выслушиваются варианты ответов)

- А я считаю, что груз утонет.

Опускаю груз в емкость с водой. Резинка растягивается слабее. Уровень опускания груза сравнивается с предыдущим.

-Как вы думали раньше?

-Что оказалось в действительности?

-Какой возникает вопрос?

-Давайте сделаем вывод по нашим наблюдениям.

В текст слайда вставляются слова и фразы: “сила тяжести”, “слабее”, “вверх”.

 

    б)Поиск решения.

 

-Как бы вы назвали эту силу? (Выслушиваются варианты ответов).

- А древнегреческий ученый Архимед, который открыл это явление, назвал его «выталкивающей силой воды»

Продолжим наши наблюдения. Опускаю в емкость с водой гайку, привязанную на ниточке, она падает на дно.

- Почему гайка утонула?

- Из чего она сделана?

- А из какого материала изготавливают корпус современного корабля?

- Почему же они не тонут? (Выслушиваются варианты ответов)

- Ответ на этот вопрос вы найдёте в ваших учебниках на стр. 19.

Ребята ищут ответ в учебнике. Найдя, озвучивают его.

- О какой силе мы говорили?

- Кто открыл выталкивающую силу воды?

- Почему Архимед её так назвал?

-Как мы в повседневной жизни используем выталкивающую силу воды?

 

4. Знакомство со свойствами воды.

     а). закон сообщающихся сосудов.

-Продолжим наши наблюдения.

Демонстрация опыта.

В воронку, закреплённую на штативе, наливается вода, которая через трубку, выходящую из нижней части воронки, на другом конце трубки начинает литься, напоминая фонтан. Поднимаю второй конец шланга до уровня воронки, фонтан исчезает.

- Почему пропал фонтан?

- Что нужно сделать, чтоб он появился?

- Архимед назвал это свойство «законом сообщающихся сосудов». (слайд 5)

Он заметил, что если соединить 2 любых сосуда, то в них установится одинаковый уровень жидкости.

-Как человек использует это свойство воды?

-С каким свойством воды мы познакомились?

-Кто его открыл?

-Где это свойство мы используем в жизни?

     б). текучесть воды.

(слайд 7)

-Обратите внимание на слайд. Чем похожи фотографии?

- Чем отличаются эти реки?

 

Минутка отдыха.

- Изобразите, как течёт равнинная. (Наклоны вперёд с плавными круговыми движениями, параллельными плоскости пола)

- А как течёт горная река? (Круговые махи руками)

- А теперь изобразите водопад. (Исходная позиция: на носочках, тянемся руками вверх, затем садимся на корточки, обхватываем руками колени, прижимаем голову к коленям. Цикл повторяется 2-3 раза.)

 

-Текучесть - еще одно свойство воды.

- Может ли человек использовать силу течения рек? Как?

- Узнайте об этом из нижнего абзаца на стр. 19.

- О каком новом свойстве воды мы узнали в прочитанном фрагменте? (слайд 8 –текучесть)

-Как человек его использует?

(пустой слайд)

 

     в). вода – растворитель.

- Ребята, сейчас мы проведем небольшое исследование, повернитесь к нашим лабораториям. У каждой группы в стаканчиках находится по 2 вещества. Вы пробуете растворить по одной ложечке этих веществ в воде. Результаты запишете в рабочий лист. Приступите к работе.

Работа в группах.

На столе у каждой группы находятся листок с заданием, карандаш, стакан с водой, фарфоровая ложечка, у первой группы в ёмкости – сахарный песок, у второй – соль, у третьей – кофе.

- Положите в стакан с водой одну ложечку сахарного песка / соли / кофе, размешайте в воде. Результаты запишите на листе.

Через 1,5 – 2 минуты группы озвучивают полученные результаты.(слайд 9)

-Что вы пронаблюдали?

- Где мы ещё пользуемся тем, что вода – растворитель?

- С какими же свойствами воды мы познакомились? («закон сообщающихся сосудов», текучесть, вода – растворитель) (слайд 10)

- Пока вы проводили эксперимент, я пытался растворить в воде речной песок. У меня получилось?

- Всё ли может растворить вода?

 

5. Знакомство с фильтрацией воды.

- Пытался я растворить речной песок, да только воду испортил. Посмотрите, какая грязная. А можно ли её очистить? Как?

Опыт с фильтрацией воды.

- Фильтровать воду я буду при помощи фильтровальной бумаги.  (Наливаю в воронку немного воды)

- Пока вода фильтруется, скажите, где в жизни мы фильтруем воду?

- Легко ли очистить всю воду, загрязняемую людьми?

- Как нужно относиться к воде,чтобы запасы чистой воды в природе не истощались?

- А теперь давайте посмотрим, как профильтровалась вода.  (Сравниваем воду в двух сосудах)

 

6. Итог.

(слайд 11)

- Итог урока мы проведем в форме пресс-конференции. Ребята правой половины класса будут корреспондентами, а левой половины – учёными. «Корреспонденты» задают вопросы по новому материалу, а «учёные» на них отвечают.

- Какую бы оценку вы поставили бы себе за работу на уроке? Почему?

-Какое открытие вы сделали сегодня для себя?

- Спасибо за работу на уроке.

 

7. Домашнее задание.

1. Найти в дополнительной литературе новые способы использования воды человеком, подготовить сообщение о них. Или 2. Нарисовать для первого класса плакат по охране воды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВложениеРазмер
prilozhenie.docx10.35 КБ
voda.ppt2.19 МБ