Ноябрь 2014 года 2 класс МАОУ многопрофильная гимназия №13 г. Пензы, Русанова Л. С., Паршина С.А. «Живые существа на –щие»
Ноябрь 2014 года 2 класс
МАОУ многопрофильная гимназия №13 г. Пензы, Русанова Л. С., Паршина С.А. «Живые существа на –щие»
ХОД ЗАНЯТИЯ
ШАГ 1
- Ребята, расскажите, какие группы животных вы знаете?
-Насекомые, рыбы, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, звери.
-Приведите примеры к каждой названной вами группе.
-Молодцы.
-А как вы думаете, на какие группы можно разделить всех животных ( слайд на доске из рабочих материалов), которых назвали вы и тех, что видите на рисунке в «круге» ( по способу передвижения)?
Бегающие, прыгающие, летающие, ползающие, плавающие.
На доске фотографии: кузнечика, воробья, лошади, рыбок, бабочки.
Дети каждой из 5 групп выбирают себе любое из данных животных и изображают его движения.
ШАГ 2
-Хорошо. 1 группа: Посоветуйтесь в группе и попробуйте изобразить ,как прыгает кузнечик. Дети изображают.
-Все согласны?
-Нет.
-Почему?
-Мы не можем вывернуть так коленки назад.
-А я однажды увидел кузнечика у себя дома. Мы живем на 7 этаже. Как он к нам забрался? Угадайте!
-На одежде? В сумке?
-Нет. Когда я посадил его на подоконник, он расправил крылышки, оттолкнулся задними лапками и полетел вниз.
- Они летают?
-Нет, я читал, что надкрылья, которые они раскрывают, помогают им прыгать на дальние расстояния.
-Спасибо за ваши рассуждения и наблюдения.
2 группа, вам слово. Дети пробуют изобразить прыгающего воробья и замечают, что лапки вместе всегда, а двое детей «крылышками» зашевелили и попытались взлететь. Они делают вывод: воробьи прыгают и летают, но недалеко и невысоко.
3 группаизображает лошадь( для этого дети встают парами, ведь у лошади 4 ноги). У одной пары шаг получается , а у другой бег.
-Я летом забирался на лошадь в деревне, и мне было страшно, потому что она все время подпрыгивала, и я качался из стороны в сторону, боялся упасть, значит, она умеет и прыгать.
-Нет, скакать. Наверное, она не бежит, а быстро скачет.
4 группапревратилась в рыбок разных: скалярию, сомика, щуку. Дети согнули локти как плавники и показали, как ладошками отталкивают воду.
-Рыбы умеют только плавать.
-Неправда. Есть рыбы, которые прыгают из воды высоко и далеко и кажется, что они летят над ней. В доказательство они приводят ролик про летучих рыб из интернета.
5 группа«летает», изображая бабочку. Взмахи рук плавные и широкие. Говорят, что она порхает.
ШАГ 3
Просматривают ролики о передвижении ящерицы- дракона, саранчи, летающей белки, змеи. Ее полет вызывает самое большое удивление.
ШАГ 4
В группах дети получают таблицы для обсуждения и заполнения.
|
бегают |
ползают |
летают |
прыгают |
плавают |
насекомые |
|
|
|
|
|
рыбы |
|
|
|
|
|
лягушки |
|
|
|
|
|
змеи и ящерицы |
|
|
|
|
|
птицы |
|
|
|
|
|
млекопитающие или звери |
|
|
|
|
|
В процессе заполнения у детей возникают вопросы:
- А умеет ли ворона прыгать, или она только летает и ходит?
-Около моего дома всегда вижу эту птицу, завтра специально за ней понаблюдаю.
-Как передвигается водомерка?
-А морского котика отнести в какую группу, плавающие или ползающие?
-А медузу?
Во время работы в группах для максимального заполнения таблиц детям разрешалось пользоваться энциклопедиями и интернетом.
-Мы очень рады, что наше занятие заканчивается открытыми вопросами, ответы на которые вы можете поискать самостоятельно и рассказать нам об этих животных на следующем занятии.
Вложение | Размер |
---|---|
imag1102.jpg | 812.31 КБ |
imag1097.jpg | 1.08 МБ |
imag1099.jpg | 472.01 КБ |
imag1100.jpg | 949.83 КБ |
imag1094.jpg | 752.43 КБ |
detskie_tablicy.pdf | 1.04 МБ |
Комментарии
Коллеги, спасибо за интересно организованное занятие и его описание.
Это занятие, точнее, тема обсуждения находится на границе русского языка и естествознания.
Дети в ходе совместных разговоров уточняют и согласовывают свои мнения о том, кто как из животных передвигается. И обнаруживают здесь разные странности, ставят сами себе задачи на уточнение возникших вопросов. Как, например, замечательный вопрос про ворону, медузу и т.д.
А параллельно- выясняют, в чем сходство и в чем различие одного и того способа передвижения, но у животных из разных групп. И таблица, которую дети заполняют, помогает им в этом. Ведь таблицу можно читать по горизонтали, а можно и по вертикали. Выясняя степень сходства между летающими птицами и летающими рыбами. А так же - выделяя специфику и особенности движения животных разных групп, но из одной "колонки".
Здесь и работа со смысловыми нюансами, и с выделением смысловых инвариантов, и преодоление стереотипов о движении известных живых существ. Представляется, что детям в классе многое из этого удалось.
Нужно отметить и работоспособность детей. Они смогли заполнить очень не простую и весьма объемную таблицу.
Спасибо за урок