Ноябрь 2014 года 2 класс МАОУ многопрофильная гимназия №13 г. Пензы, Русанова Л. С., Паршина С.А. «Живые существа на –щие»

Ноябрь 2014 года  2 класс         

МАОУ многопрофильная гимназия №13 г. Пензы, Русанова Л. С., Паршина С.А. «Живые существа на –щие»

ХОД ЗАНЯТИЯ

ШАГ 1

- Ребята, расскажите, какие группы животных вы знаете?

-Насекомые, рыбы, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, звери.

-Приведите примеры к каждой названной вами группе.

-Молодцы.

-А как вы думаете, на какие группы можно разделить всех животных ( слайд на доске из рабочих материалов), которых назвали вы и тех, что видите на рисунке в «круге» ( по способу передвижения)?

Бегающие, прыгающие, летающие, ползающие, плавающие.

На доске фотографии: кузнечика, воробья, лошади, рыбок, бабочки.

Дети каждой из 5 групп выбирают себе любое из данных животных и изображают его движения.

ШАГ 2

-Хорошо. 1 группа: Посоветуйтесь в группе и попробуйте изобразить ,как прыгает кузнечик. Дети изображают.

-Все согласны?

-Нет.

-Почему?

-Мы не можем вывернуть так коленки назад.

-А я однажды увидел кузнечика у себя дома.  Мы живем на 7 этаже. Как он к нам забрался? Угадайте!

-На одежде? В сумке?

-Нет.  Когда я посадил его на подоконник, он расправил крылышки, оттолкнулся задними лапками и полетел вниз.

- Они летают?

-Нет, я читал, что надкрылья, которые они раскрывают, помогают им прыгать на дальние расстояния.

-Спасибо за ваши рассуждения и наблюдения.

2 группа, вам слово. Дети пробуют изобразить прыгающего воробья и замечают, что лапки вместе всегда, а двое детей «крылышками» зашевелили и попытались взлететь. Они делают вывод: воробьи прыгают и летают, но недалеко и невысоко.

3 группаизображает лошадь( для этого дети встают парами, ведь у лошади 4 ноги). У одной пары шаг получается , а у  другой  бег.

-Я летом забирался на лошадь в деревне, и мне было страшно, потому что она все время подпрыгивала, и я качался из стороны в сторону, боялся упасть, значит, она умеет и прыгать.

-Нет, скакать. Наверное, она  не бежит, а быстро скачет.

4 группапревратилась в рыбок разных: скалярию, сомика, щуку. Дети согнули локти как плавники и показали, как ладошками отталкивают воду.

-Рыбы умеют только плавать.

-Неправда. Есть рыбы, которые прыгают из воды высоко и далеко и кажется, что они летят над ней. В доказательство они приводят ролик про летучих рыб из интернета.

5 группа«летает», изображая бабочку. Взмахи рук плавные и широкие. Говорят, что она порхает.

ШАГ 3

Просматривают ролики о передвижении ящерицы- дракона, саранчи, летающей белки, змеи. Ее полет вызывает самое большое удивление.

ШАГ 4

В группах дети получают таблицы для обсуждения и заполнения.

 

бегают

ползают

летают

прыгают

плавают

насекомые

 

 

 

 

 

рыбы

 

 

 

 

 

лягушки

 

 

 

 

 

змеи и ящерицы

 

 

 

 

 

птицы

 

 

 

 

 

млекопитающие или звери

 

 

 

 

 

 

В процессе заполнения у детей возникают вопросы:

- А умеет ли ворона прыгать, или она только летает и ходит?

-Около моего дома всегда вижу эту птицу, завтра специально за ней понаблюдаю.

-Как передвигается водомерка?

-А морского котика отнести в какую группу, плавающие или ползающие?

-А медузу?

Во время работы в группах для максимального заполнения таблиц детям разрешалось пользоваться энциклопедиями и интернетом.

-Мы очень рады, что наше занятие заканчивается открытыми вопросами, ответы на которые вы можете поискать самостоятельно и рассказать нам об этих животных на следующем занятии.

ВложениеРазмер
imag1102.jpg812.31 КБ
imag1097.jpg1.08 МБ
imag1099.jpg472.01 КБ
imag1100.jpg949.83 КБ
imag1094.jpg752.43 КБ
detskie_tablicy.pdf1.04 МБ

Комментарии

Информация о пользователе.
07.12.2014 : 21.56

Коллеги, спасибо за интересно организованное занятие и его описание. 

Это занятие, точнее, тема обсуждения находится на границе русского языка и естествознания.

Дети в ходе совместных разговоров уточняют и согласовывают свои мнения о том, кто как из животных передвигается. И обнаруживают здесь разные странности, ставят сами себе задачи на уточнение возникших вопросов. Как, например, замечательный вопрос про ворону, медузу и т.д. 

А параллельно- выясняют, в чем сходство и в чем различие одного и того способа передвижения, но у животных из разных групп. И таблица, которую дети заполняют, помогает им в этом. Ведь таблицу можно читать по горизонтали, а можно и по вертикали. Выясняя степень сходства между летающими птицами и летающими рыбами. А так же - выделяя специфику и особенности движения  животных разных групп, но из одной "колонки". 

Здесь и работа со смысловыми нюансами, и с выделением смысловых инвариантов, и преодоление стереотипов о движении известных живых существ. Представляется, что детям в классе многое из этого удалось. 

Нужно отметить и работоспособность детей. Они смогли заполнить очень не простую и весьма объемную таблицу. 

Спасибо за урок