Комментарии / Нина Бамбурова

Текст комментарияДатаРазмещен в
Практическое задание. К сожалению рисунки не копируются. Отправила копию буклета с картинками на почту сайта Поддержать ребёнка - это значит верить в него. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах как у ребёнка, так и взрослого. работу выполнила: педагог-психолог Н.П.Бамбурова Для того чтобы поддержать ребёнка, необходимо: 1. Опираться на сильные стороны ребёнка. 2. Избегать подчеркивания промахов ребёнка, 3. Показывать, что вы удовлетворены ребёнком. 4 Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребёнку. 5 Проводить больше времени с ребёнком. 6. Ввести юмор во взаимоотношения с ребёнком 7. Позволить ребенку самому решать проблемы там., где Это возможно. 8. Принимать индивидуальность ребёнка. 9. Проявлять веру в ребёнка, эмпатию к нему. 10. Демонстрировать оптимизм. Заповеди разумного воспитания: 1. Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении. 2. Ясно определите, что вы хотите от ребёнка -(и объясните это ему) , а также узнайте, что он думает по этому поводу, убедите его, что ваши воспитательные цели – это и его цели . 3. Предоставьте ребенку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг. 4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком eго правильные и ложные шаги к цели. 5. Не пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребёнка за каждый удачный шаг. Причем хвалите не вообще, а конкретно! Не: «Ты молодец», а обязательно: «Ты молодец, потому что...». 6. Если же ребенок делает какое-то неверное действие, совершает ошибку, то укажите ему на эту ошибку. Сразу дайте сценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребёнок осознал услышанное. 7. Оценивайте поступок, а не личность: сущность человека и отдельные его поступки не одно и то же. «Ты –плохой». (оценка личности) звучит очень часто вместо правильного «Ты поступил плохо!» (оценка поступка). Немаловажное дополнение: ваше замечание по поводу ошибки или поступка должно быть кратким, определённым. 8. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь) , что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность. Дайте понять (но не обязательно это говорить), что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным. 9. Воспитание это последовательность целей. Помогите ребёнку отроить систему перспективных целей, от дальней к средней, и от неё к сегодняшней. 10. Воспитатель должен быть твердым, но добрым. Ни абсолютная твердость, во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет еще и своевременным. 27.05.2014 12.406. Работа с родителями
Практическое задание Программа психолого-педагогического и медико – социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Пояснительная записка. Сроки реализации программы:2014-2016гг. Проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с ОВЗ) заботит многие образовательные учреждения. Необходимо отметить, что ФГОС позволяет организовать обучение детей с учётом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития и оценить полученные результаты. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребёнка, можно открыть ему путь к общему образованию. Под сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоровительной работы с детьми, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системный подход. Ведущей идеей сопровождения является понимание специалистами необходимости самостоятельности ребенка в решении его проблем развития. В рамках этой идеологии могут быть выделены концептуальные следствия сопровождения, которые включают: во-первых, систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения; во-вторых, создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения; в-третьих, создание специальных психолого-педагогических и медико-социальных условий для оказания помощи семьям и детям с особыми образовательными потребностями. Основной проблемой неуспеваемости детей, которым рекомендовано обучение по программе VII вида, является несоответствие интеллектуальной системы ребенка системе обучения в школе. В связи с этим необходимо обеспечить психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ОВЗ на протяжении всего периода их обучения. Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе. Цель программыППМС сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в учебно-воспитательном процессе является поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей с ОВЗ. Задачи · выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка (на уровне школьного психолого-педагогического консилиума); · комплексное ППМС сопровождение образовательного процесса детей с ОВЗ; · составление индивидуальной программы сопровождения, включая определение вида и объема необходимой помощи (обучающей, медицинской, социально-педагогической, психологической, коррекционной); · психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка семей, имеющих детей с ОВЗ, · формирование родительской ответственности за здоровое развитие и воспитание детей; · оценка эффективности обучения и сопровождения обучающихся с ОВЗ по программе, рекомендованной ВК, ПМПК. Участники программы: педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды, медицинский работник, классный руководитель, учителя-предметники, родители, дети с ограниченными возможностями здоровья. Формы взаимодействия участников сопровождения: · Совместное обследование учащихся. · Семинары-практикумы. · Педагогические советы, заседания круглых столов, творческих групп, конференции. · Заседания ПМПк. · Выступления на родительских собраниях. · Выступления на методических объединениях для учителей. · Проведение индивидуальных консультаций, бесед. · Взаимопосещение и анализ занятий. · Анкетирование, деловые игры, мастер-классы. · Обзоры специальной литературы. · Пропаганда в СМИ. Ресурсы программы: Информационные, кадровые, материально-технические, методический комплекс для организации сопровождения учебно-воспитательного процесса у детей с ОВЗ, результаты школьного психолого-педагогического консилиума. Этапы и сроки реализации программы. 1.Этап подготовительный (май — август). Выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка при помощи школьного ПМПк. Обсуждение специалистами по сопровождению с участниками образовательного процесса возможных вариантов решения проблемы, составление программы сопровождения. Ознакомление участников образовательного процесса с рекомендациями по работе с детьми, имеющими ОВЗ. Содействие в прохождении медико-социальной экспертизы. Социальный патронаж. Создание банка данных для реализации индивидуальных программ социальной реабилитации детей. Взаимодействие с муниципальными государственными органами и учреждениями в разработке программ, планов по сопровождению. Промежуточные результаты: 1.1. Изучение документации (диагностических протоколов, речевых карт, индивидуальной карты реабилитации обучающегося, социального паспорта семьи, медицинской карты). 1.2. Разработка индивидуальной программы сопровождения. 1.3. Разработка рекомендаций для участников образовательного процесса. 1.4. Повышение качества комплексных мероприятий; 1.5. Пополнение информационно-методического банка образовательных технологий, методик, методов и приёмов обучения, рекомендуемых к использованию при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 2. Этап основной (в течение года). Обеспечение дифференцированных условий (посещение кружков и секций, вариативные формы получения образования) и специализированной помощи в соответствии с рекомендациями ВК, ПМПК для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями. Реализация комплексного сопровождения ребенка. Проведение углубленного медицинского осмотра. Проведение специфической профилактики, учитывая индивидуальные особенности здоровья ребенка. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий. Содействие в организации санаторно — курортного лечения, посещения пришкольного оздоровительного лагеря. Организация социально-педагогической и психологической помощи детям и их родителям. Повышение уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Информирование родителей об особенностях развития ребёнка, о возможностях взаимодействия с другими социальными институтами или общественными организациями. Промежуточные результаты: 2.1. Успешная социально-психологическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде, социуме, повышение уровня толерантности социума; 2.2 Расширение участия детей с ОВЗ в муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях, конкурсах, проектах, акциях. 2.3. Повышение уровня родительской компетентности через консультирование. 2.4. Активное включение детей и родителей в проведение традиционных праздников, школьных мероприятий, в работу родительского комитета. 3. Этап аналитико-обобщающий (декабрь, май). Период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы. Мониторинг динамики развития учащихся на основе реализации индивидуальных программ сопровождения. Перспективное планирование дальнейшего ППМС сопровождения учащихся. Промежуточные результаты:3.1. Анализ результатов деятельности специалистов по работе с детьми, имеющими ОВЗ. 3.2. Перспективное планирование. 3.3. Корректировка программы. Формы работы специалистов ППМС сопровождения. - Профилактические и просветительские беседы. - Индивидуальные и групповые занятия с элементами тренинга, ролевые игры. - Консультирование участников образовательного процесса. - Наблюдение за детьми на уроках и во внеурочное время. - Диагностика. -Семинары, консилиумы, предметные недели. - Диспуты, акции, викторины, олимпиады. - Оформление тематических стендов. Выпуск буклетов, памяток, информационных листов. - Оформление информационных страничек на школьном сайте. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ: 1. Психологический блок 2. Социальный блок 3. Логопедический блок 4. Предметно — образовательный блок 5. Лечебно-оздоровительный блок. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК Цель:создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье). Ответственные: педагоги-психологи № Направления деятельности. Сроки Диагностическое: 1. Ранняя диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации. По плану. 2. Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка. 3. Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся. 4. Изучение условий семейного воспитания ребёнка. 5. Изучение уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. 6. Системный разносторонний контроль над уровнем и динамикой развития ребёнка. В течение года. Коррекционное: 1. Разработка индивидуальной программы сопровождения. Выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ / методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями. В течение года. 2. Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии. Развивающее: 1. Развитие моторики, графо-моторных навыков, тактильно-двигательного восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы. В течении года. 2. Развитие универсальных учебных действий. Консультационное: 1. Разработка рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися для всех участников образовательного процесса. В течение года 2. Консультирование педагогов по результатам диагностики, по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися. 3. Помощь родителям в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. 4. Содействие в приобретении обучающимися психологических знаний, умений, навыков необходимых в преодолении трудностей общения, обучения. 5. Содействие в выборе будущей профессии. Просветительское: 1. Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса, повышения психологической грамотности. В течение года. 2. Проведение тематических выступлений для педагогов по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. 3. Работа на школьном сайте. СОЦИАЛЬНЫЙ БЛОК. Цель: создание благоприятных условий для развития личности ребёнка, оказание ему комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нём, защита ребёнка в его личностном пространстве, установление связей и партнёрских отношений между семьёй и школой. Ответственные: социальные педагоги. Направления деятельности. Сроки Диагностическое: 1. Исследование семей для выявления общих, социально-педагогических сведений о семье в соответствии с социальным паспортом семьи. По плану. 2. Изучение ситуации развития ребёнка, условий воспитания. Обследование жилищно-бытовых условий. 3. Собеседование с участниками образовательного процесса для выявления проблем в обучении и воспитании детей с ОВЗ, их реабилитации. 4. Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьёзных последствий. 5. Создание и корректировка банка данных, реабилитационных карт детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебно — воспитательное: 1. Помощь семье в проблемах, связанных с учебой и воспитанием ребенка. В течение года. 2. Составление индивидуальной программы сопровождения, включая: определение вида и объема необходимой помощи. 3. Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость и успеваемость. 4. Оказание помощи в учебной деятельности и личностном росте, выработка единых педагогических требований в работе с каждым ребёнком с ОВЗ. 5. Организация досуга детей с ОВЗ, вовлечение их в кружковую, секционную, трудовую деятельность, с целью проявления творческих способностей ребёнка и обеспечения его занятостью в свободное время. 6. Содействие в социальной адаптации обучающихся (социальный патронаж, экскурсии, участие в праздниках, концертах, спектаклях). 7. Групповая работа в микросоциуме (ролевые игры, направленные на преодоление трудностей в общении). Оздоровительное: 1. Обеспечение сохранности и укрепление физического, психического, социального и нравственного здоровья личности. В течении года. 2. Организация совместных усилий социальной, медицинской, педагогической поддержки. 3. Содействие в организации санаторно-курортного лечения, медицинского обследования, посещения оздоровительного лагеря (пришкольный). Консультационное: 1. Индивидуальное и групповое консультирование детей и родителей по вопросам воспитания; разрешение проблемных жизненных ситуаций, снятие стресса. В течение года 2. Оказание социально-правового консультирования детям с ОВЗ и их семьям с целью соблюдения их прав. Социально – правовое: 1. Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи и педагогов. В течение года. 2. Решение конкретных проблем семьи путём оказания материальной помощи через УСЗН (управление социальной защиты населения), профориентационную работу. 3. Соблюдение прав ребенка, социально-правовое консультирование. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ БЛОК. Цель: организация эффективного комплексного сопровождения обучающихся с целью коррекции и профилактики речевых нарушений на основе системно-деятельностного подхода. Ответственные: учителя-логопеды. Направления деятельности. Сроки. Диагностическое: 1. Своевременное выявление учащихся с речевыми нарушениями. 2. Определение структуры и степени выраженности речевых нарушений у учащихся. 3. Диагностика письменных работ обучающихся. Коррекционное: 1. Разработка индивидуальной программы сопровождения. Планирование соответствующей коррекционной работы. 2. Создание условий (использование речевой картотеки и игротеки), благоприятных для коррекции речи учащихся. 3. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям, коррекция дисграфии и дислексии; коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи). В течение года. Консультационное: 1. Проведение с участниками образовательного процесса целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей, необходимой коррекции, фиксированию речевых и неречевых реакций, анализу характера взаимодействий. В течение года. 2. Систематические консультации для родителей. Оказание действенной консультативной помощи педагогам по обучению логопатов. Просветительское: 1. Обеспечение логопедического кабинета инновационно - коррекционной методической литературой. 2. Создание методического уголка для педагогов и родителей по вопросам развития и коррекции речи. 3. Оформление стендов. Выпуск буклетов, памяток, информационных листов. 4. Работа на школьном сайте. Профилактическое: 1. Профилактика нарушений устной речи у детей младшего школьного возраста, нарушений письменной речи. Организация пропедевтических занятий. В течение года. 2. Логопедическая работа по профилактике нарушений чтения и письма у учащихся ОВЗ на фонетическом уровне дислексии и дисграфии. Развивающее: 1. Совершенствование движений сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кистей пальцев рук; развитие артикуляционной моторики. В течение года. 2. Коррекция отдельных функций психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, слухового внимания и памяти, пространственных представлений ориентаций, представлений о времени, фонетико-фонематических представлений. Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина). Развитие формирования звукового анализа. 3. Развитие различных видов мышления: наглядно-образного мышления. 4. Развитие речи: фонематических процессов; артикуляционной моторики, речевого дыхания; постановка и автоматизация дефектных звуков. Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания, монологической и диалогической речи. ПРЕДМЕТНО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК Цель: организация обучения детей с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития. Ответственные: Классные руководители, учителя — предметники Формы деятельности классного руководителя 1. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и их учет при организации учебной деятельности. 2. Контроль за функциональным состоянием обучающихся в динамике учебного дня, недели, четверти, года в целях предупреждения возникающего переутомления. В течение года. 3. Изучение и использование в работе рекомендаций специалистов. 4. Сбор информации о летнем отдыхе обучающихся. По плану. 5. Изучение жилищно — бытовых условий обучающихся. В течение года. 6. Сбор информации о занятости обучающегося во внеурочное время. 7. Обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно- развлекательных, спортивно- оздоровительных и иных досуговых мероприятиях, проводимых в школе и городе. В течение года. 8. Посещение ребенка на дому (по мере необходимости). По плану. 9. Совместная деятельность классного руководителя с учителями – предметниками. В течение года. 10. Беседы с родителями. 11. Создание условий, способствующих развитию индивидуальности обучающихся. 12. Содействие в организации летнего отдыха. По плану. 13. Организация дистанционного обучения детей с ОВЗ. Формы деятельности учителя – предметника: 1. Организация и проведение физминуток на каждом уроке с целью снятия усталости. В течение года 2. Создание специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ (использование специальных методов, приемов, средств обучения, специальных образовательных программ). 3. Дифференцированное и индивидуализированное обучение детей с учетом специфики нарушения развития. 4. Организация работы по предупреждению перегрузки обучающегося в учебной деятельности, связанной с выполнением домашних работ, количеством письменных работ. 5. Осуществление дистанционного обучения детей с ОВЗ. 6. Привлечение обучающихся к участию в олимпиадах, учебно — исследовательской деятельности. 7. Осуществление общефизической подготовки, удовлетворение потребности обучающегося в двигательной активности. 8. Наблюдение за учащимся во время учебных занятий, во время его общения со сверстниками. 9. Вовлечение детей с ОВЗ с согласия медицинских работников и родителей в спортивные мероприятия и секции согласно их потребностям и возможностям. ЛЕЧЕБНО — ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЛОК. Цель: создание здоровьесберегающей среды для формирования эффективной системы психолого — педагогического и медико — социального сопровождения детей с ОВЗ. Ответственные: заместитель директора по АХР, Заместитель директоро по ОР, медицинский работник Форма деятельности. Сроки. 1. Соблюдение теплового режима, нормативов освещенности в помещениях. В течение года. 2. Поддержание чистоты, уютной и комфортной обстановки. 3. Контроль за организацией здорового, витаминизированного, разнообразного питания. 4. Соблюдение санитарно – эпидемиологического режима в школе. 5. Обеспечение учебных кабинетов мебелью в соответствии с ростом обучающихся. 6. Содействие в прохождении медико-социальной экспертизы. По мере необходимости. 7. Проведение углубленного медицинского осмотра. 2 раза в год. 8. Проведение специфической профилактики (профилактические прививки). Согласно национальному календарю. 9. Обучение родителей, педагогов основам социально-медицинских знаний. В течение года. 10. Проведение индивидуальных лечебно-профилактических действий, в зависимости от нарушения (медикаментозное лечение по назначению врача, специальные коррекционные занятия лечебной физкультурой, соблюдение режима дня, мероприятия по физическому и психическому закаливанию). В течение года. Результатом сопровождения является достижения ребенка с ОВЗ планируемых результатов освоения образовательной программы. ЛИТЕРАТУРА: Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьника. /К.М. Гуревич. – М.: Дрофа, 1988. – 244 с. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И Лубовского, Н. А. Ципиной. – М., 1984. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999. – №6 – с.25-29. Елфимова Н.В. Диагностики и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. /Н.В. Елфимова. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с. Зобков В.А. Психология отношения и личности учащегося. /В.А. Зобков. – Казань, 1992. – 127 с. Ледина В.Ю. ИБИС. Игровое биоуправление и саморегуляция.Антистрессовый тренинг для детей и подростков: методическое пособие. – СПб., 2000. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. / Н.А. Менчинская. – М.: Просвещение, 1989. – 311 с. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. / Р.В. Овчарова. – М.: Просвещение, 1995. – 201 с. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008. Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания / С.Н. Токарева. – М.: МГУ, 1989. – 97 с. 27.05.2014 12.324. Системно-ориентированные программы сопровождения
Уважаемая Елена Валентиновна! На адрес электронный почты, который Вы указали, письма не отправляются. Хотелось бы знать насколько оцениваются мои работы которые я отправляла в комментариях. 26.05.2014 13.56Задай вопрос автору курса
На какой адрес отправить буклет? 22.05.2014 17.356. Работа с родителями
Технология консультативного сопровождения (взаимодействие специалиста по сопровождению с учителем) Проблемная ситуация: Учащийся 2 класса испытывает затруднения в процессах распределения и концентрации внимания Шаг 1. Установление контакта с учителем. Шаг 2. Начало сотрудничества Проводится беседа с классным руководителем, родителями, наблюдение за ребенком в процессе обучения и на переменахи определяется размер и характер проблемы. Шаг 3.Совместный анализ проблемы. В данной ситуации необходимо как можно раньше обратить внимание на проблему, обсудить ситуацию со специалистами (классный руководитель, школьный психолог, педагогический советник, врач-невролог) и принять совместное решение о том, как помочь ребенку. Психолог в процессе диагности выявляет возможные причины трудностей. Перечень методик для вывления причин невнимательности: 1. Методика "Графический диктант" 2. Методика изучения объема внимания 3. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания 4. Методика изучения мотивации (по Белопольской) Возможные психологические причины: 1. Низкий уровень развития произвольности 2. Низкий уровень объема внимания 3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания 4. Преобладающая мотивация учения — игровая 5. Другие психологические причины. Шаг 5. Разработка плана действий. В ходе проведенного исследования составляем общий план решения проблемы, проводится четкая договоренность по поводу ожиданий результатов, планирование возможных изменений в плане действий, договоренность о способах проверки эффективности выбранных мер. Шаг 6. Выполнение плана Сопровождение ребенка осуществляет учитель (классный руководитель). Во время уроков и на внеурочной деятельности учитель может использовать различные задания и приемы для развития внимания. Инструментарий методики развития внимания и мышления младших школьников: Корректурные задания. Задания по типу: «перепутанные линии», поиск скрытых фигур и др. Упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого- либо образца. Использование таблиц Шульте. Дидактические игры на развитие внимания и мышления. Специально разработанную экспериментальную программу. Словарные диктанты с комментированием. Проверочное чтение или корректирование. Использование опорных схем. Игры на комбинирование: танграм, логические задачи, головоломки, игры со счетными палочками. Игры на планирование: лабиринты, магические квадраты. Игры на формирование умения анализировать: найди пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы. Психологические приемы и комплекс упражнений, направленный на развитие внимания, родители могут освоить самостоятельно и заниматься с ребенком дома, это поможет ребенку в более благополучном устранении проблемы. Шаг 7. Через полгода предлагается провести повторную диагностику проблему и анализ достигнутых результатов. В ходе анализа можно внести корректировку плана действий. 15.05.2014 15.425. Учитель в системе комплексного сопровождения. Консультативное сопровождение учащихся.
Темы семинаров для родителей, направленных на повышение их уровня психолого-педагогической компетентности. Периодичность — 1 раз в месяц. 1. «Влияние режима дня на успеваемость учащихся». 2. «Советы родителям в помощь детям по выполнению домашних заданий». 3. «Имеет ли ребенок право на эмоции». 4. «Нежелательное поведение вашего ребенка и ваши действия». 5. «Сколько запретов допустимо для ребенка». 6. «Досуговая деятельность ребенка». 7. « Развитие внимания в условиях семейного воспитания». 8. «Особенности памяти». 9. «Межличностные отношения в семье». 15.05.2014 14.166. Работа с родителями
Опросник для самопроверки знаний 1. Выделяют два основных направления системного сопровождения: 1) разработка и реализация программ, направленных на обеспечение наиболее благоприятных условий для развития человека; 2) создание профилактических и развивающих программ, направленных на предупреждение и преодоление проблем, характерных для значительных групп учащихся 2. Если сущностной стороной индивидуально-ориентированного сопровождения выступает взаимодействие сопровождающей и сопровождаемой сторон в процессе решении проблемы, то сущностной стороной профилактики проблем в общей системе сопровождения является взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на активизацию позитивных факторов развития (как внешних, так и внутренних) и нейтрализацию негативных. 3. Выявление типичных проблем, характерных для значительных групп учащихся, - отправная точкав работе по профилактике различного рода трудностей и разработке системно-ориентированной программы сопровождения. 15.05.2014 14.054. Системно-ориентированные программы сопровождения
Анализ заявки У кого проблема? Ученик 7 класса Артём Кто просит о помощи? Родители Ведёт себя вызывающе. Не хочет учиться, пропускает уроки. Недобросовестно выполняет свои обязанности. Не выполняет данные им обещания. Иерархия проблем Низкий уровень учебной мотивации. Пропуск уроков. Неспособность произвольной регуляции поведения. Локализация проблем (определение мест, где проблемы проявляются) В школе – на уроках, дома – в общении с родителями. Настройка на нужную волну помощи (выбор подхода, соответствующего возрасту и индивидуальным особенностям сопровождаемого) Повышение педагогической культуры и воспитательной активности родителей; разработка совместных мер профилактической работы, основанных на сотрудничестве и взаимодействии. Помощь подростку в разрешении семейных и школьных конфликтов. Разведка ситуации в семье Семья полная, Артём – единственный ребёнок. Жилищно-бытовые условия нормальные. В семье преобладает авторитарный стиль воспитания. Родители требуют от подростка безоговорочного послушания и дисциплины. Отец старается навязать сыну во всём свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. Родители пристально следят за достижениями своего ребёнка и ждут от него социального успеха. Разработка плана действий № Мероприятия Участники Сроки 1. Диагностика особенностей личностного развития подростка Психолог Декабрь 2. Диагностика семьи и семейного воспитания Психолог Декабрь 3. Беседы с учителями и классным руководителем Психолог, социальный педагог Январь 4. Ознакомление родителей с возрастно-психологической характеристикой подростка, показ условий его оптимального развития Психолог, социальный педагог, классный руководитель Январь 5. Участие подростка в тренинге общения и ролевого поведения. Психолог, социальный педагог В течение года Мониторинг, оценка результативности В ходе психологического обследования был выявлен недостаточный педагогический уровень родителей, неправильное отношение к ребёнку (подавление личности, угрозы, физическое наказание).В воспитании подростка преобладала методика негативного стимулирования его поведения и деятельности. Родителям было рекомендовано постараться прекратить эмоционально отрицательно реагировать на вызывающие высказывания и поступки подростка, действовать исключительно методом убеждения, не прибегая к принуждению. С Артёмом была проведена индивидуальная работа по преодолению демотивированности, сглаживанию недостатков нравственной и эмоционально-волевой сфер. Результатом тренинговых занятий явилось включение подростка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей. Положительные изменения были отмечены спустя два месяца после начала тренинговых занятий. Артём перестал пропускать уроки, появился интерес к учебной деятельности, нормализовались отношения в семье. Выводы, рекомендации Вести дальнейшую работу с подростком по формированию у него навыков самопознания и самовоспитания, расширять круг конкретных представлений о правилах поведения в разных условиях, преодолевая разрыв между элементарными социально-этическими знаниями и индивидуальным опытом поведения. Проводить систематические консультации с родителями по повышению их психолого-педагогической грамотности, культуры взаимоотношений в семье. 15.05.2014 13.593. Индивидуальное сопровождение ребенка
Я согласна с предыдущим комментарием, материал хороший , доступный, содержательный 07.05.2014 18.532. Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения (менеджмент сопровождения)
Бамбурова Нина Петровна. Дистанционные курсы. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в образовательном процессе современной школы. Модуль 1. Концептуальные основы построения системы психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе Опросник для самопроверки знаний (по материалам модуля) 1. Раскройте педагогическую сущность понятия «сопровождение». В процессе обучения и воспитания ребёнка, в ежедневной практике, педагоги оказывают помощь ученику в преодолении различного рода трудностей. Когда проблемы решаются не за ребёнка, а педагогическое взаимодействие направлено на обучение самостоятельному поиску пути решения и осознанному выбору наиболее эффективного способа преодоления трудности самим учеником, тогда речь идет о сопровождении. Основная цельсопровождения– обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации любого ребёнка. Задачи сопровождения: Осуществление психолого-педагогической диагностикидля раннего выявления различного рода проблем у учащихся, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления. Осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребёнка, направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения, общения, на этапе выбора профиля обучения и профессионального самоопределения. Сопровождение предполагает взаимодействие сотрудников ППМС-центра, учителей, родителей и ученика в процессе разработки и реализации индивидуально-ориентированных программ сопровождения. Проведение комплекса мероприятий для выявления и сопровождения учащихся«группы риска». Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребёнка. Реализация системно-ориентированных программ сопровождения, направленных на профилактику проблем в учебной, социальной и эмоционально-волевой сферах, сохранение здоровья учащихся. Содействие обеспечению условий для инклюзивного обученияв массовой школе детей с проблемами в развитии. Осуществление информационной поддержки учащихся, учителей и родителей по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах, а также по вопросам выбора профиля обучения. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса. Концептуальной основой сопровождения является педагогика успеха. 2.Каковы основные принципы ППМС-сопровождения? Решение проблем «на стороне ребёнка». Непрерывность сопровождения. Комплексный мультидисциплинарный подход к проблеме. 3.Выделите основные направления работы ППМС-центра. Помощь в выборе образовательного маршрута и профиля обучения. Помощь в досуговом самоопределении. Сопровождение на этапе профессионального самоопределения. Помощь в преодолении учебных затруднений. Профилактика трудностей в учёбе. Сопровождение учащихся с социально-эмоциональными проблемами. Сопровождение социально-уязвимых семей, детей с ослабленным здоровьем; выявление и сопровождение учащихся «группы риска». Профилактика социально-эмоциональных проблем у учащихся. «Здоровье и формирование здорового образа жизни». Интегрированное обучение (сопровождение учащихся с проблемами в развитии). 4. В чём сущность уровневой модели сопровождения? Уровневаямодель ППМС-сопровождения. Работа центра/службы сопровождения носит характер командного взаимодействия: принцип мультидисциплинарности сочетается с принципом комплексного подхода к проблеме в развитии ребенка. Наряду с диагностикой, коррекцией и консультированием важным направлением в работе центра является проектирование условий профилактики проблем у учащихся. Работа в команде предполагает: • совместный анализ проблемы ребенка (разными специалистами центра во взаимодействии с учениками, родителями и учителями) и совместную разработку программы индивидуального сопровождения; • сотрудничество, взаимопонимание, взаимопомощь и взаимозаменяемость (в необходимых случаях); открытость профессиональных идей, взаимное информирование и совместное планирование работы. Уровни сопровождения. Детальный анализ проблемы, сбор информации позволяют разработать программу индивидуального сопровождения, включающую планирование конкретных шагов,направленных на оказание помощи ребёнку в решении проблемы. Помощь ребёнку в преодолении различного рода проблем оказывается на трёх уровнях: 1 уровень– помощь со стороны ближайшего окружения ребёнка(родители, родственники и друзья), помощь в классе(одноклассники, учителя, классный руководитель); 2 уровень– внутришкольный центр/служба сопровождения (специалист посопровождению); 3 уровень– специалисты других организаций и служб города. Сотрудники центра/службы сопровождения, оказывая помощь на втором уровне, сотрудничают с различными организациями и службами города в необходимых случаях. 5. Каковы основные этапы (шаги) индивидуального сопровождения ребёнка? Шаг 1 – диагностика (поступил запрос на сопровождение со стороны ученика, родителей, учителя, администрации, либо проблема выявлена в результате диагностики). Шаг 2 – всесторонний мультидисциплинарный анализ проблемы и информационный поиск. Шаг 3 – выработка плана решения проблемы, разработка программы сопровождения. Шаг 4 – первичная помощь в решении проблемы, реализация программы сопровождения. 6. Назовите основные методы ППМС-сопровождения - диагностический; - информационный; - проектировочный; - консультативный; 7. Назовите два основных вида программ ППМС-сопровождения 1) Программы, направленные на преодоление проблемы. 2) Программы профилактики проблем. Вопросы к фильму о ППМС-сопровождении во Фландрии 1. В чём, на ваш взгляд, основная особенность экстернального (организованного вне образовательного учреждения) сопровождения от интернального (внутришкольного)? Подумайте над преимуществами и недостатками первой и второй модели. В ППМС-центре, организованном вне образовательного учреждения, работают различные специалисты, которые, при необходимости, не только оказывают поддержку в проблемных ситуациях, но и помогают выбрать образовательное учреждение как в Бельгии, так и в большинстве стран Европейского содружества. К преимуществам экстернальной модели сопровождения относится независимый от мнения окружающих взгляд на ребёнка, его родителей и саму проблему. У специалистов ППМС-центра есть возможность сотрудничества между собой, что и обеспечивает мульдисциплинарный подход в сопровождении и совещательный характер рекомендаций. К недостаткам же относится отсутствие возможности наблюдения за ребёнком непосредственно в ходе учебного процесса: стилем его учебной деятельности и общением с одноклассниками. Невозможно также воспользоваться результатами социометрических измерений и результатами социологических опросов. 2. Какова роль комплексной диагностики в разработке программы сопровождения? Комплексная диагностика предполагает необходимость проведения не только психологической, но и медицинской диагностики, что обеспечивает всестороннее изучение проблемы и возможность выбора наиболее рациональных путей её разрешения. 3. В чём сущность представленного в фильме метода сопровождения? Сопровождение – это особый вид помощи ребёнку в развитии. Сопровождение предполагает поддержку ребёнка в проблемных ситуациях, но не за счёт решения проблем ребёнка кем-то извне. Специалисты системы сопровождения решают проблемы ребёнка не вместо него, а вместе с ним, его родителями и педагогами. 4. Каковы основные направления работы ППМС-центра во Фландрии? Исходя из логики фильма, основным направлением работы ППМС-центра во Фландрии является помощь в выборе образовательного маршрута и профиля обучения. Во Фландрии существует четыре типа образования, и после двух первых классов средней школы каждому ребёнку предстоит выбрать один из них: - ASO– общее образование; - TSO– техническое образование; - KSO– творческое образование; - BSO– профессиональное образование. Также большое внимание специалисты ППМС- центра уделяют коррекции учебных затруднений и профилактике трудностей в учёбе и оказывают поддержку педагогам, когда они начинают осваивать новые методы работы. 5. Деятельность каких специалистов по сопровождению вы увидели в фильме? Специалисты – сотрудники ППМС-центров и служб: психологи, социальные педагоги, специалисты по праву, медицинские работники, а также классные руководители и вспомогательные педагоги. 6. Что важного и полезного для своей практической деятельности вы отметили, просматривая видеофильм о ППМС-сопровождении во Фландрии? ППМС-сопровождение во Фландрии носит комплексный характер. В ППМС-центре работает множество различных специалистов, и именно здесь могут подсказать, какой специалист ППМС-центра поможет решить конкретную проблему. Важно то что, основная цель сопровождения– обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации любого ребёнка. Также немаловажно то, что каждое образовательное учреждение, занесённое в компьютерный банк данных, рассылает ППМС-центрам подробную информацию о своей деятельности, что позволяет осуществить ребёнку и его родителям правильный выбор образовательного маршрута. Практическое задание. Проанализируйте в логике ППМС-сопровождения одну из проблем, с которой к вам обратился сам ребёнок или кто-то из его ближайшего окружения (родитель, учитель, одноклассник). Это может быть проблема в учёбе, проблема в общении, проблема выбора профиля обучения и др. Проблема: Классный руководитель учащегося 2 класса обратилась с проблемой в обучении конкретного ученика, ребенок невнимательный, неусидчивый, постоянно отвлекается на уроках. В данном случае все симптомы указывают на наличие у ребенка синдрома гиперактивности. Добиться того, чтобы в современной школе гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым невозможно, но научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача. В настоящее время таких детей в школе появляется все больше и больше. Формированию гиперактивности способствуют: инфекционные заболевания, травма и их последствия; употребление алкоголя, курение во время беременности, осложнения при родах, патология беременности; неудовлетворительное воспитание и негативные жизненные условия ребенка. Какого ребенка называют гиперактивным? Как работать с такими детьми, чтобы не нанести вреда ребенку, помочь ему, себе и окружающим его людям? Несмотря на то, что гиперактивность проявляется уже в раннем детстве, но только при поступлении в школу родители чаще всего обращают внимание на эту проблему. При поступлении в школу увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуется умение концентрировать внимание на длительный отрезок времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата, уметь работать в коллективе, принимая мнения других. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка, агрессивности по отношению к своим одноклассникам, а отсюда часто неуспеваемость. Если в школу приходит гиперактивный ребенок, то трудности встречает не только он сам, но и родители, и одноклассники, и учителя. Проблемы детей, имеющих нарушения в поведении и связанные с ними трудности в обучении, в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и крикливые, такие дети приковывают внимание учителя, мешают работе класса, отвлекают на уроке учеников, сидящих рядом. Эти ребята на уроках постоянно заняты своими делами, их невозможно заставить внимательно слушать на уроке, с первого раза не понимают данного задания, не выполняют работу до конца, отстают от работы класса, отказываются от работы, если она требует умственной или физической нагрузки. На переменах эти дети очень подвижны и агрессивны. На замечания учителя, особенно в первые дни пребывания в школе, такие ученики не реагируют. Они неудобны в силу своей чрезмерной активности и импульсивности. Эти дети с ненарушенными интеллектуальными функциями, но в силу своих особенностей чаще всего попадают в группу неуспевающих учеников. Начинать обследование в данном случае необходимо с медицинской диагностики. Медицинский работник должен выявить: 1) состояние общего физического развития ребёнка: рост, вес, объём грудной клетки, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития детей этого возраста; 2) состояние зрения, слуха, моторики; 3) состояние нервной системы ребёнка: степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности; 4) общее состояние здоровья. Обобщив результаты диагностики, специалист может порекомендовать следующие меры: в соответствии с рекомендациями врачей- специалистов пройти рекомендованное лечение; перевести ребёнка в специальную группу или класс компенсирующего обучения; осуществлять индивидуальный подход к ребёнку с учётом тех или иных особенностей его подготовки. Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Эта комплексная проблема требует внимания как родителей, так и врачей, педагогов и психологов. При воспитании гиперактивных детей взрослые должны избегать двух крайностей: - с одной стороны, проявления чрезмерной жалости и вседозволенности; - с другой – постановки завышенных требований, которые они не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями. Частые изменения указаний и колебания настроения взрослых оказывают на таких детей гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на других. При работе с гиперактивными детьми необходимо сдерживать свои бурные аффекты, если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Надо эмоционально поддерживать детей во всех попытках позитивного поведения, какими бы незначительными они не были. Взрослые должны избегать категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати» -попробовать переключить внимание ребенка. Надо стараться говорить спокойным голосом. Не унижать ребенка! Родителям необходимо: - выделить для ребенка его собственную «территорию» для игр, уединения; - в оформлении избегать ярких цветов; - при выполнении домашних заданий на рабочем месте не должно быть отвлекающих предметов; - составить распорядок дня совместно с ребенком, следуя которому, проявлять гибкость и упорство; - определить для ребенка круг обязанностей; - надо научиться «выплескивать» энергию ребенка приемлемыми способами: занимаясь плаванием, легкой атлетикой, танцами, футболом; - отмечать и хвалить его усилия, даже если результаты далеки от совершенства. Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача. 07.05.2014 13.031. Концептуальные основы построения системы психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе