Тема 5 учебная ситуация 4

Здравствуйте, Алексей Николаевич!
Я проводила занятия ,на которых рисовали ландшафтные рисунки.
1 класс- тема" Коробочек для скрипа и топотания"
Очень интересные были детские реплики , почему он так называется:
- там кто то живет;, тот, кто в коробочке, ходит по снегу и скрипит; кто то там постоянно бегает...
Я на первом занятии загадала загадку( про улитку) после этого в группах обсуждали, что же это может быть и мне задавали уточняюшие вопросы: у нее глаза на рожках? , она выделяет слизь?, когда прячется в домик , то закрывает его беловатой пленочкой- дверцей?, она ползет очень медленно?, .Вообщем неплохо получилось.очень поразил детей мой рассказ про бананового слизняка, длинной до 30 см,у него в слизи нейротоксины, которые вызывают типа параличом мышц и когда хищник его жует, то его челюсти как будто склеиваются моментом, опасен даже для собак, один раз попробовав , уже за помнят навсегда. На следующем занятии мы в начале нарисовали ландшафтный рисунок , на котором было озеро( море), в данном случае не важно, главное- вода; суша- луг, лес, горы, почва. Замысел в том , чтобы любое животное или растение нашло на нем свое место. В группах дети должны договориться и загадать" свое"животное или растение для других групп.
Затем они выходили к доске, загадывали , кто в коробочке живет? Отвечали на вопросы детей из других групп, после отгадывания показывали отгадку, нарисованную у них в альбомах и желающие рисовали ее на доске
. Первокласники загадывали такого типа загадки: рыба большая, бывает белая, когда голодная ест людей, много зубов, если стаей,то тогда точно съест человека. Уточняюшие вопросы: плавает быстро? Бывает тигровая , китовая ? Если человек порежется, то она его найдет и съест? У нее самое чувствительное место нос?
Трудности: не все смогли договориться , о ком загадывать, чтобы не было обид , сказала ( в 2-х группах) , что сегодня я выберу одно из их предложений, в следующий раз будут загадывать загадку другого ученика. - это конечно, не есть хорошо , но реальность. Две другие группы сработали четко и слаженно , как настоящая группа.
Заметила, что первоклассники лучше " берут " что то волшебное, сказочное, поэтому думаю это и добавим на следующем занятии , при слове загадочный , волшебный, сказочный , они просто замирают и готовы идти куда угодно в любом направлении.
Могу прислать фото ландшафтного рисунка первоклассников, что получится- следующий вторник.
Во втором классе - такое занятие. Выдала в группы рисунки насекомых без названий : медведка, таракан, саранча, бабочка- белянка, жук- плавунец. Во все группы одинаковые.
Учитель: правильно ли я скажу, что это похожие животные, обоснуйте свое утверждение.
Дети: конечно, сказали . Что у всех 6 лапок, крылья , твёрдые сверху.
Учит: то есть они одинаковые?
Дети: нет, у них разные лапки, крылья, хоботок.
(На форму не обратили внимания. )
Учит: предлагаю обсудить лапки разных насекомых, на что они похожи?
Дети про медведку: на грабли и лопату одновременно , мощные - похожи на крота( сами в одной группе заметили) и так он же живет , наверное в земле и копает, как крот!
Это сказала не я , это дети сделали свое открытие! Даже не зная, кто это и где живет!
Дети Про саранчу : длинные задние, чтобы отталкиваться и прыгать выше, коготки и зубцы на лапках зачем?
Учит: тогда крылья зачем?
Дети: летать; нет, они же прыгают; да они могут парить, как белки.
Учит: можно как то об этом узнать, проверить?
Дети: посмотреть; посадить в банку и проверить ; ты что, он же убьется , будет прыгать и биться!
Учит: можно же и не в банку посадить, а в аквариум. А если он не захочет на волю, попрыгает и перестанет? Рассказываю историю про хомяков своих детей. У каждого ребенка, их у меня трое по хомяку , они живут в клетках, в разных комнатах.,обычно они или крутят колесо или лазают по клетке, могут спать или есть, когда же ставишь их клетки рядом , то как вы думаете , что они сразу делают?
Дети: нюхают друг друга !
Учит: конечно, сразу бросают все свои занятия и общаться!!! Как же нам сделать, чтобы кузнечик ( саранча) захотел обязательно выбраться?
Дети: поймать два кузнечика и посадить их рядом, чтобы видели друг друга.
Учит: а помочь мы как то можем, вдруг он не сможет взлететь как вертолет?
Дети: надо травинку, палочку.
Можно рассказать , что проводили исследования помещали саранчу в помещение с зеркалами, видя отражения- плотность популяции, кобылки-нелетная жизненная форма, производила потомство- саранчу- летающая форма, то есть миграция - это ответ на перенаселение, засуху( дефицит пищевых ресурсов)- но не в этот раз, у нас - временной дефицит.
Дети про плавунца ( не очень хороший рисунок) :задние с волосками похожи на весла ,на лапках коготки .
Узнали не все.
Учит: на доске я напишу названия насекомых, распределите их к рисункам.
Все группы справились,
Далее в группы были выданы рисунки конечностей , надо было придумать их названия и соотнести с насекомым , чья это лапка.
Дети:медведка- роющая , для копания -; саранча- для прыжков( прыгательного типа- учит) ;. Плавунец- для плавания-( плавательного типа - учит.); для бега - лапка таракана( другого рисунка не было под рукой)
То есть знания в готовом виде учитель не выдавал, дети сами все узнали, я только скорректировала названия, фразой :- Ученые договорились называть прыгательного типа, плавательного типа и т. Д . Это вызвало улыбки иудивление у детей.
Следующим шагом было выйти по одному из группы и нарисовать на доске форму насекомого( круг, овал, вытянутый овал, т, е. Форма к какой фигуре приближается) и тип лапки , остальные угадывали. Можно было задавать уточняюшие вопросы. Это очень оживило и понравилось ребятам. Я это сделала умышленно, т. к. Дети вообще не обратили никакого внимания на морфологию отделов тела, единственно была реплика про медведку: мощная голова и расширенное тело, чтобы врываться в почву( точную формулировку не помню).
Это задел на будущее.
Следующий шаг нарисовать их в своей стихии- ландшафтный рисунок. Начали рисовать, продолжим в четверг , вышлю фото рисунка на доске и детские варианты.
Проводила урок окр. Мир в 4 кл. ( в этом году мне его вручили - окр. Мир 2 часа в неделю)
Тема : природные сообщества. Я решила на одном листе нарисовать луг озеро и поле, травы с морфологическими особенностями. Животные - форма, масштаб.насекомые : форма и окраска имаго, личинки: морфология. Тоже могу прислать фото детских работ и общая работа на доске.

Спасибо за вебинар, очень приятно было увидеться.
С уважением, Горина Наталья.

Комментарии

Комментарии

Информация о пользователе.
07.12.2013 : 11.22

Наталья Дмитриевна, добрый день

Спасибо большое за описания уроков и описание собственных вариантов организации работы с детьми.