Отчет о деятельности лаборатории "Естествознание в начальной школе"

Отчет о деятельности лаборатории

«Естествознание в начальной школе»

 

Лаборатория была создана с целью объединения усилий учителей по разработке учебных ситуаций, позволяющих младшим школьникам освоить позицию исследователей в области естествознания.

Лаборатория «Естествознание в начальной школе» является проектно-апробационной. В связи с этим в рамках лаборатории осуществляется два базовых вида деятельности:

- разработка, описание и обсуждение уроков естествознания в логике требований новых стандартов

- апробация курса «Загадки природы» (1-4 класс) для организации внеурочной деятельности по развитию универсальных учебных действий

 

Ожидаемые продукты деятельности лаборатории

1. Сборник методических рекомендаций для занятий по курсу «Загадки природы» в 1-4 классах.

2. Электронный (2012 – 2013 учебный год) и бумажный (2013 – 2014 учебный год) сборник методических рекомендаций и уроков «Новые формы организации образовательного процесса в начальной школе на материале естествознания в соответствии с требованиями ФГОС НОО и задачами образовательного проекта «Школьная лига РОСНАНО».

 

В ходе работы лаборатории были разработаны рекомендации к содержанию и описанию уроков на материале естествознания, рекомендации к формату общественной экспертизы размещенных материалов.

В настоящий момент в лаборатории зарегистрировано 114 участников. На странице лаборатории размещено более 50 описаний уроков, занятий, погружений, как по курсу «Загадки природы», так и по курсу «Окружающий мир». Представленные материалы включают в себя и раздаточные материалы – тексты для работы в классе, рисунки, фотографии, презентации. И являются, тем самым, хорошей методической библиотекой не только для школ Лиги, но для всех других школ, заинтересованных в решении схожих образовательных задач.

На большинство представленных описаний даны рецензии со стороны руководителя лаборатории (часть рецензий опубликована на странице лаборатории, часть –отправлена на личные адреса авторов). Часть занятий выложена на странице лаборатории с развернутыми комментариями по каждому шагу проведенного занятия.

Дефицитом в работе лаборатории на сегодняшний день является небольшое количество комментариев учителей-участников лаборатории на работы своих коллег. Причин этого – много. Но важно другое – отзывы на работу коллег – это условие профессионального роста как тех, кто пишет отзыв, так и тех, кому отзыв адресован. Развернутый комментарий к уроку коллеги является, в том числе, и текстом методического характера. Дефицит методических текстов об организации учебного процесса в логике деятельного подхода сейчас остро ощущается. Представляется, что такая работа является более чем важной и может быть особым образом поддержана.

 

В рамках работы лаборатории была проведена очная стажировка для учителей начальной школы в г. Санкт-Петербурге (4-7 ноября 2013г). В стажировке приняли участие 22 учителя из 10 городов страны.

Тема стажировки – «Деятельностные формы образования в начальной школе на материале естествознания».

Базовые вопросы были связаны с теоретическими основами деятельностного и возрастного подходов, а также с практикой становления исследовательской деятельности учащихся в школе на материале естественно-научных дисциплин.

В частности обсуждалось:

– в чем специфика реализации деятельностного и возрастного подходов в начальной школе на материале естествознания;

– в чем специфика исследовательской деятельности в естественно-научных дисциплинах и как это можно учитывать при организации учебного процесса в начальной школе;

– можно ли и нужно ли, чтобы дети уходили с уроков не только с ответами, но и с собственными вопросами; полезно ли это для формирования исследовательской позиции у младших школьников и как это можно организовать технологически;

– как проектировать занятия с детьми занятия в рамках курса «Загадки природы (1-4 класс)». 

Другая группа вопросов касалась развития детской картины мира, закономерностей ее преобразования; роли и значимости детских вопросов в ходе этих преобразований.

В ходе стажировки участники анализировали свою работу и работу своих коллег по курсу «Загадки природы; 1-4 класс», разрабатывали макеты и режиссуру занятий, которые можно будет провести, вернувшись в свои школы.

Важной темой оказалось обсуждение вопроса, в связи с чем вообще возникли новые образовательные стандарты, в чем их принципиальное отличие от предыдущих стандартов, какие есть традиции в отечественном начальном образовании, какие традиции поддерживают новые стандарты, а от каких – предлагают отказаться.

 

В настоящий момент в 18 школах школьной Лиги реализуется курс «Загадки природы», обеспечивающий комплексное развитие универсальных учебных действий и обеспечивающий становление исследовательской позиции у младших школьников. В одних школах этот курс реализуют отдельные учителя, в других – два-три учителя. Очевидно, что второй вариант предпочтительнее, так как есть возможность обсудить возникающие вопросы друг с другом.

Наиболее продуктивный вариант – это создание школьной лаборатории «Естествознание в начальной школе: деятельностные формы образования». И такие школьные лаборатории появились в ряде образовательных учреждений школьной Лиги. Эти лаборатории делают первые шаги в своей работе, но в них есть руководитель, есть участники лаборатории, есть возможность систематических встреч, есть план работы. Есть учителя, курирующие работу по данному курсу в отдельной параллели классов. И есть поддержка со стороны сетевой лаборатории.

Такие лаборатории  на следующем шаге могут стать стажерскими площадками по тиражированию наработанного опыта по школам своего региона.

 

По итогам годовой работы  подготовлен сборник описаний уроковпо курсу «Загадки природы» (1-4 класс) под названием «Познавательный интерес и собственное дело детей». Объем сборника – 179 страниц. В сборнике представлены описания 15 занятий с развернутыми комментариями к каждому представленному занятию.

 

Ниже представлены фамилии педагогов, чьи авторские работы вошли в состав сборника:

Асфандиярова Г.И.,  респ. Башкортостан, г. Давлеканово, гимназия № 5. 

Бабенко С.В., г. Тольятти,  лицей №19

Бойко Т.А.,  г. Старый Оскол МАОУ СОШ № 24 с УИОП

Воробьева О.В., г. Москва, школа 515

Ермишина Н.А., г. Пенза, лицей №55

Иванушкина Н.И.,  г. Красноярск, школа 94

Крупчикова А.Н., г. Красноярск, школа 94

Литвинова Е.В,  г. Санкт-Петербург, Эпишкола,

Стецко Е.В.,  г. Таганрог, лицей 28

Тимощенко И.А.,  г. Новосибирск, гимназия №3

Часовских М.В., г. Старый Оскол МАОУ СОШ № 24 с УИОП

Шелыхманова С.В.,  г. Тольятти,  лицей №19

 

Кроме того, необходимо отметить педагогов, которые разработали, провели и представили в лабораторию «Естествознание в начальной школе» качественные уроки, занятия, погружения:

Прим.: список дается по результатам работы предыдущего (2012-2013) учебного года.

Белозерских Г.М., МАОУ СОШ № 24 с УИОП, г. Старый Оскол

Бессонова Н.Н., лицей 19,  г. Тольятти

Бухтиярова О.Г., лицей 55, г. Пенза

Елфимова Л.С., МБОУ СОШ №58, г. Пенза

Жук С.Г., школа 700, г. Санкт-Петербург

Казимир Г.Н. Октябрьский сельский лицей, Ульяновская обл., п. Октябрьский

Колобова  М.В.,  гимназия 7, г. Казань

Краснова Е.А. лицей № 19,  г. Тольятти,

Масленникова Л.А., МАОУ СОШ № 24 с УИОП, г. Старый Оскол

Мягдяева С.Ф., гимназия 77, г. Набережные Челны

Николаева О.Е. , гимназия 1583, г. Москва

Пономарева Н.Б., гимназия 44, г. Пенза

Смольская Е.Р., гимназия 13, г. Пенза

Таланова М.В., школа 12, г. Пенза

Ткаченко А.А., гимназия 13, г. Пенза

Ус Н.А., лицей 28, г. Таганрог

Хажина Г.К., Белорецкий лицей-интернат, г. Белорецк

Чухланцева Г. Ф.,  лицей Лесной г. Лесной, Свердловская область

 

Руководитель лаборатории

канд. психол. наук, доцент, эксперт программы

«Школьная лига РОСНАНО»                                                                  А.Н. Юшков

 

ВложениеРазмер
Отчет о работе лаборатории Естествознания в нач.школе-2013.docx23.43 КБ