25 сентября – 2 октября. Неделя краеведения, истории и социологии науки и технологий.

 

На последней неделе первого учебного месяца стартует Ежегодная школьная неделя краеведения, истории и социологии науки и технологий (исследования, деловые игры, музейные экспозиции, уроки, "погружения"). Предлагаемый временной интервал – неделя – связан с необходимостью погружения в предлагаемую тематику.

Некоторые идеи по возможным мероприятиям на Ежегодной Неделе краеведения, истории и социологии науки и технологий.

Малые школьные блиц-музеи истории науки и техники.

Возможны в отдельных классах и/или один общий на школу с приглашением посетителей.

Экспонаты могут на время демонстрации приносить в школу учащиеся, любой работник школы, родители и все знакомые люди.

Возможные темы (с демонстрацией экспонатов и рассказом о времени их выпуска, о стране, городе и заводе-изготовителе, о технических преимуществах и дизайне того или иного экспоната по сравнению с предшествующим поколением «его сородичей», о его служебной «биографии» в доме (или на работе) у того, у кого он находился до появления на данной выставке):

«Телефоны старые и не очень»

«Уже пожилые радиоприемники и магнитофоны»

«Часы большие и маленькие, какими они были давно и недавно…» и т.д. и т.п.

Возможно, также представить экспозицию старых семейных фотографий, где разные поколения родственников учащихся зафиксированы фотокамерой у каких-то технических аппаратов, агрегатов, научных приборов и т.п. Нужно, конечно, чтобы сами ребята напечатали к этим фотографиям пояснения и/или рассказали на выставке посетителям историю того, что изображено на этих старых фото из «семейного альбома», историю, которую они узнали, расспросив своих родственников.

Дополнительно организаторы экспозиции могут с посетителями провести игру «Биография экспонатов», например, воспользовавшись авторской методикой В.Ю. Пузыревского «Интервью с окружающим миром» (см. http://schoolnano.ru/node/8647).

Проведение уже разработанныхhttp://edu-mag.ru/?product_category=gamesи модифицированных http://schoolnano.ru/node/6497дидактических игр «Детективные агентства. Научные открытия» (общая история естествознания),«Детективные агентства. Российская наноиндустрия» (новейшая российская история высоких технологий в промышленности) и «Детективные агентства. Российские изобретатели».

Деловая игра «Журналист. Командировка на завод»

Один из самых увлекательных способов краеведческих исследований. Разнообразие тем и мест посещения юными журналистами учреждений и предприятий науки и техники в близлежащей к школе и несколько удаленной от нее территории. Неожиданные и полезные ракурсы журналистских исследований.

Воспользуйтесь материалами по опыту проведения серии тематических деловых игр http://schoolnano.ru/node/8649«Журналист. Командировка на СЗЛК», «Журналист. Командировка на Кировский завод», «Журналист. Хай-тек в Санкт-Петербурге», а также проведенной в Лиге игре «Журналист. Инновационные пространства города» http://schoolnano.ru/node/4322.

Конкурс «Что производится в вашем городском районе, поселке»

Цель конкурса – пополнение знаний учеников о производственной экономике своего городского района, поселка.

Ученикам дается задание перечислить в письменной форме основные виды продукции, товаров, производимых на предприятиях родного городского района, поселка. При этом необходимо указать наименование продукции и название предприятия или ряда предприятий, которые производят эти товары. В список следует включать самые общие наименования производимых товаров. Например, продукты питания, одежда, обувь, белье, головные уборы, машины, строительные материалы. Можно включить в список и производство наиболее важных видов услуг.

Затем путем сопоставления списков выясняется, какие виды производимых товаров упомянуты в большинстве списков и являются тем самым наиболее представительными. Выделяются, например, пять самых массовых производимых товаров.

Победителями конкурса объявляются ученики, в списки которых вошли наиболее типичные и важные товары и которые смогли назвать самое большое количество разных производимых в городском районе или поселке товаров и услуг.

(См. Райзберг Б.А. Экономика вокруг нас. Учебное пособие. – М.: Издательство «Ось-89», 2000, с.169-170).

Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся «Промышленность в окрестностях моего дома и школы»

Интегрируемые предметы: краеведение, экономика, география, история, биология, обществоведение.

Возможные темы: «Промышленность и экология: история и современность. Где стало лучше, где хуже и почему?» (см. в этом направлении интересный опыт, который представлен учителем географии одной из школ http://schoolnano.ru/node/5127), «Высокотехнологичное оборудование на предприятиях моего города (или поселка): сто лет назад, пятьдесят лет назад и сейчас» (см. любопытный - но, правда, нешкольный - пример описания по этой теме, сделанный в 1916 г. в Богородском уезде Московской губернии http://schoolnano.ru/node/4940), «Почему это предприятие появилось именно здесь?, или «Привязка к местности»» и т.д.

Небольшое «погружение» в историю научных дискуссий «Диалогика стилей в науке. Химия 8-10 класс»

Воспользовавшись методическим материалом по изучению истории великих дискуссий в химии XIXв. можно организовать 1-3-дневные микро-«погружения», где возможны и тематические инсценировки в ролях, и лабораторные работы, и учебно-ролевые дискуссии.

«Мы приглашаем и вас примерить на себе различные стили научного мышления. Каким образом? Да, в ходе увлекательного изучения истории дискуссий по ключевым проблемам химии конца XVIII в. и почти всего XIX в.: процесс горения и состав воздуха, природа растворов, своеобразие органических соединений», - пишут авторы пособия и рабочей тетради.(см. материалы здесь http://schoolnano.ru/node/4838и http://schoolnano.ru/node/4837)

Просмотр и обсуждение научно-популярных фильмов по истории мировой науки и техники

Сейчас в интернете можно найти много видеофайлов с таким материалом. Но не стоит ограничиваться только обычным просмотром с соответствующим тематико-предметным обсуждением на уроке, либо после уроков. Можно предложить ребятам после просмотра фильма либо нарисовать красками рекламный постер о нем на листе ватмана, либо разработать сценарий и снять на видеокамеру смартфона собственный одноминутный трейлер, представляющий данный фильм самими ребятами.

Вот можно порекомендовать фильмы из собрания группы «Толковое естествознание для школьного образования» http://vk.com/videos-1047194

Галерея