Школа как Технопарк

Летняя школа «Наноград» (и ее «дочерние» проекты – пензенский «TeenГрад» и намечающиеся другие) - это пространство совместного понимания, что такое «высокие технологии», как они создаются, для чего они нужны и какое к ним отношение имеют все собравшиеся на Летней школе. Разобраться в этом - очень актуально как для школьников, так и для их учителей.

Важно, что знакомство с высокими технологиями в «Нанограде» происходит не только на уровне лекций о них, но и через прямой контакт с представителями науки и индустрии, через пусть краткое, но глубокое погружение в реальную работу с высокими технологиями, через организацию всей жизнедеятельности в форматах, свойственных инфраструктуре высоких технологий.

Мы имеем ввиду, что летняя школа «Наноград» во многом строится по модели технопарка – современной инфраструктуры, создаваемой для поддержки появления новых идей и их практической реализации.

И в этом смысле, мы считаем, что можем говорить о «Нанограде» как пространстве современного образования, так и о технопарке как модели современной школы.

Остановимся на этом чуть подробнее.

 

Технопарк – среда, создаваемая специально с целью поддержки процесса перевода научного знания, результатов научного труда в продукт промышленного производства, в товар. Чаще всего технопарки создаются для поддержки высоких технологий, в которых высока доля добавленной стоимости в виде интеллектуального труда. И это условие принципиально влияет на то, как устроен технопарк. Интеллектуальное производство обычно строится не тем же способом, идет не тем же путем, что индустриальное, и требует особых условий осуществления. Для появления и реализации новых идей требуется особым образом организованная среда. И технопарк - это способ организации такого пути производства, по существу, это не только здание или комплекс сооружений, это способ организации инновационного процесса - превращения нового знания в новый продукт.

Перечислим основные виды деятельности, которые объединяются в особых пространствах – технопарках – для поддержки инноваций как реализованных идей:

- Исследовательская деятельность (в том числе - междисциплинарная); экспертиза перспективных разработок,

- Изобретательская деятельность и проектирование, разработка прототипов и технологий,

- Производство,

- Маркетинг, сбыт, управление,

- Поддержка коммерциализации разработок.

 

И что немаловажно, кроме объединения на одном пространстве всего этого цикла работ – от идеи до продажи продукта, в технопарке серьезное внимание уделяется созданию творческой среды для работы и досуга (в которой стимулируется порождение новых идей и их осуществление) – пространства для встреч, общения, творческой деятельности, кафе, библиотека и пр. и пр.

 

В этом смысле летняя школа «Наноград» и является таким технопарком, в котором увязаны друг с другом различные деятельности и пространства: обучение и исследования (во время занятий Академии), моделирование и конструирование (в Мастерских и лабораториях), производство и взаимодействие с бизнесом (во время работы Корпорации), здоровый образ жизни и творческий досуг (организуемый Фестивальным центром).

 

Какое отношение все это может иметь к учебному процессу в общеобразовательной школе? Почему мы отчасти связываем модель «Нанограда» и школу?

 

Вероятно, можно согласиться с тем, что современная школа строится во многом по модели фабричного производства: разделение труда, ведущее к специализированной деятельности; каждую такую деятельность «обслуживает» свое «отраслевое» знание. В школе соответственно каждой отрасли появляются специализированные учебные предметы. Основной смысл работы школы – просвещение необразованных, базовый способ работы – передача учащимся уже открытого другими знания.

 

Если же принять за реальность, что в современной экономике все большее влияние приобретают отрасли, где приоритетом являются экономика знаний, продуцирование новых идей и продуктов на их основе, то становится понятным, почему сегодня все более актуальным становится введение в школе в качестве основных способов ее работы исследовательской и проектной деятельности. Именно с их помощью можно научить школьников не только воспринимать информацию, но и самим порождать новые идеи, новые продукты на их основе, проявляя собственную инициативу воплощать свои идеи на практике.

Обучение порождению нового знания вряд ли возможно без включения участников в реальный процесс творчества, улучшения жизни вокруг себя, то есть в процесс инноваций.

Наиболее естественным пространством, где такой опыт может формироваться и развиваться, является технопарк – среда, которая объединяет научное творчество; экспериментальное моделирование; реальное производство; атмосферу, способствующую порождению новых идей.

И этой логике, вероятно, культурным прототипом современной школы (или как минимум естественно-научного образования в ней) является не фабрика, а именно ТЕХНОПАРК.

А поскольку Наноград строит свою работу по модели технопарка, то надеемся, что может быть участники летней школы (учителя и ученики) смогут постепенно перенести модель технопарка и на свои школы.

 

А.Н.Юшков

М.М.Эпштейн