Модель недельного тематического погружения по теме "Электролиз" (МБОУ "СОШ № 20" г.Чебоксары)

http://schoolnano.ru/node/6521

На уроках физики при изучении темы «Электролиз», которую в большей степени можно отнести к химической,  встает проблема, что дети не всегда помнят основные понятия из курса химии: электролитическая диссоциация, окислительно-восстановительная реакция, вещества электролиты и неэлектролиты, а с таким понятием как «электролиз» не знакомы. Почему такое происходит? Программы по физике и химии составлены таким образом, что изучение темы приходится на разные временные промежутки, которые между собой не пересекаются не только в течение учебного года, но и не пересекаются по параллели.

Представленная разработка тематического погружения по теме «Электролиз» согласно модели А.А.Остапенко в большей степени претендует на параллельную систему обучения, нежели на межпредметное интегративное погружение. Но, тем не менее этот шаг, сделанный учителями химии и физики оказался интересным и продуктивным как для учащихся, так и для учителей.

После изучения темы на 1 уроке у учащихся сложилось впечатление о теме «Электролиз», как о достаточно простой и доступной теме. А на 2 уроке физики, познакомившись с процессом электролиза на демонстрационном примере раствора сульфата меди, у учащихся возникла «ситуация непонимания», которую они выразили одним вопросом: «Почему на аноде  образовался кислород, а не кислотный остаток?» Ответ на этот вопрос ребята нашли на уроке химии: «Такая ситуация возникла, так как на 1 уроке речь шла о расплавах, а на 2 уроке – о растворах, которые являются более сложной многокомпонентной системой».

Таким образом, рассмотрев теоретические основы по теме «Электролиз» на 3 первых уроках химии и физики, на двух последующих практических занятиях учащиеся решали задачи по данной теме. Подборка задач была разнообразной, что позволило осмысленно подойти к решению задач «химическим» и «физическим» способом.

Как отметили сами ребята, на этих уроках химия и физика «дополняли» друг друга, что позволило более четко понять суть процесса электролиза.