Отчет о Неделе НАНО в МБОУ Лицей № 41 г.Ижевск

Учащиеся лицея впервые приняли участие в Школьной неделе НАНО.

* Среди учащихся 3 «В» класса, в течение учебного года занимавшихся на кружке «Занимательная нанотехнология», прошел конкурс творческих работ «Придумай свой НАНОмир».

Вот одна из работ третьеклассников (автор – Гавриленко Ульяна).

* Для учащихся 7-9 классов был организован просмотр фильма «Атланты. В поисках истины. Нанотехнологии – путь к процветанию или к гибели?» (ведущий – Александр Городницкий) с последующей рефлексией.

Представляем размышление Барановой Полины, ученицы 9 класса:

Нанотехнологии – это одно из величайших открытий человечества. Хотя оно и не исследовано полностью, мы уже можем предположить, какие возможности перед нами открываются. И даже сейчас мы можем осознать всю ответственность за данное открытие: существует много плюсов, но и минусов немало.

Полный контроль за развитием нанотехнологий – вот единственное решение будущих проблем. Чтобы технологии из лекарств не превратились в яд, из жизненно необходимых веществ в убивающие, нужно беспрестанно следить за своими действиями, анализировать их. Тогда мы получим лишь положительный результат, путь к процветанию человечества.

 

А вот мысли ученика 9 класса Никольского Владислава:

 

Я считаю, что нанотехнологии – огромный прорыв в науке, инструмент, который сможет решить множество человеческих проблем. Однако, возможно, что эти новые изобретения способны принести не только пользу, но и вред, явиться не панацеей и избавлением от всех проблем, а ошибкой и средством разрушения. Я считаю, что если устроить правильный контроль и знать меру – нанотехнологии обеспечат человечеству счастливое будущее.

 

* Учащиеся естественнонаучных классов (9 «Б», 10 «В», 11 «В» классы) посетили лекцию «Нанотехнологии в медицине», которую прочитал им к.м.н., практикующий хирург республиканской офтальмологической клиники Петр Арсентьевич Перевозчиков. 

Впечатлениями о лекции поделилась ученица 9 класса Курепова Мария:

Последняя неделя IIIчетверти в нашем лицее была посвящена нанотехнологиям. Лекция, проведенная специалистом, а также документальный фильм позволили получить ученикам ясное представление о том, что же это такое.

Нанотехнологии – это технологии работы с веществом на уровне отдельных атомов, поэтому они находят применение буквально во всем: начиная с производства бытовых приборов, заканчивая использованием в военно-промышленной индустрии. Самой важной областью их применения, по моему мнению, является медицина.

Как рассказал нам на лекции П. А. Перевозчиков, врач офтальмологической клиники города Ижевска, нанотехнологии действительно активно используются в медицине по нескольким причинам:

Для наночастиц (наночастица = 10 -9 м) не существует биологических барьеров. Если попытаться объяснить это на бытовом примере, то будь теннисный мяч наночастицей, то он мог бы беспрепятственно пройти сквозь стену, о которую  ударился.

Основным объектом исследования в медицине является клетка, макромолекула (ДНК).

А что же именно создается с помощью нанотехнологий?

Благодаря такому свойству наночастиц, как высокая биосовместимость с человеческим организмом, создаются имплантаты и протезы, которые не отторгаются организмом. Думаю, здесь же стоит отметить, что при помощи нанотехнологий возможно выращивать даже человеческие органы! Это осуществляется путем нанесения стволовых клеток на нанотрубки. Но, к сожалению, в некоторых странах запрещены любые манипуляции со стволовыми клетками, а в России этот метод еще не получил столь широкого распространения.

Нанотехнологии широко применяются в диагностике и лечении онкологических заболеваний. Как известно, выявить рак на ранних стадиях достаточно непросто, однако такие наностуктуры, как фуллерен (наносфера), а также наночастицы золота позволяют осуществить и это. Также существуют наночипы, которые диагностируют как различные вирусы, так и заболевания.

Нанотехнологии активно применяются и в области офтальмологии. Как вы знаете, большая часть лекарственных препаратов (более 90%) в данной сфере - это глазные капли. Однако в силу защитных рефлексов нашим организмом усваивается не более 5% действующего вещества. Но наночастицы способны справиться и с этим! Прикрепляясь к роговице глаза, они воздействуют на проблемную зону спустя некоторое время.

В заключение хотелось бы отметить, что нанотехнологии – очень перспективная область деятельности, которая уже сегодня приносит ощутимые результаты.

Как видите, последняя неделя перед каникулами прошла очень плодотворно – мы не только получили хорошие оценки за четверть, но и узнали много и интересного!

 

* Учащиеся 11 «А» сыграли в настольную игру «Нановенчур» и дидактические игры «Детективные агентства». 

Впечатлениями от игры в «Детективные агентства» поделилась Майшева Анна:

Игра является довольно увлекательным способом получения новой информации. Представляя себя в роли детектива, используя вещдоки и справочники, мы узнали много нового и интересного из биографий известных ученых, а также перспективы развития нанотехнологий в современном мире.

Об игре в «Нановенчур» рассказала Малькова Александра:

Многие из нас играли в «Монополию», но сегодня мы попробовали кое-что новое.  Игра была захватывающей, увлекательной, каждый из нас старался показать лучшую смекалку, логику и сообразительность.  Благодаря этому мы узнали много нового о разработках в сферах науки, промышленности, обороны, улучшения состояния окружающей среды, нанотехнологиях.  Игра, бесспорно, интересная, но нам бы хотелось внести некоторые доработки: например, добавить в игру торги и возможность перекупать объекты научных исследований друг у друга.

Хотелось бы чаще собираться и участвовать не просто в развлекательных, но и полезных играх. Спасибо =)

 

* Учащиеся 8 «В» класса Петров Александр и Ехлаков Геннадий приняли участие в VII Всероссийского интеллектуального форума-олимпиады по нанотехнологиям «Нанотехнологии – прорыв в будущее» в Москве. Ехлаков Геннадий стал участником очного тура «Конкурс проектных работ школьников». Петров Александр стал призером очного тура олимпиады по комплексу предметов «химия, физика, математика, биология» среди учащихся 8-х классов.