Учебное исследование и учебный проект. Предварительная разметка смыслового пространства

 

Коллеги, добрый день!

 

Это письмо адресовано участникам дистанционных лабораторий: «Учебные проекты подростков и старшеклассников на материале естественно-научных дисциплин» и «Учебные исследования в подростковой и старшей школе».

Общая проблематика и направления работы лабораторий представлены в анонсах на страницах этих лабораторий на сайте «Школьная лига РОСНАНО» (раздел «лаборатории»). Посмотрите, пожалуйста, эти анонсы еще раз.

Предполагаются следующие основные виды работ в лаборатории:

1. Разработка собственных учебных занятий, на которых разворачиваются учебные исследования или учебные проекты. Описание проведенных уроков, занятий и т.д. (с репликами, вопросами, предлагаемыми вариантами решений и т.д. со стороны школьников).

2. Размещение своих разработок (уроков, занятий, экскурсий, погружений, экспедиций и т.д.) на странице лаборатории, в которой Вы работаете. Анализ занятий, проведенных коллегами из этой же лаборатории. Размещение своих аналитических текстов на странице лаборатории.

3. Обсуждение вопросов методического и теоретического характера по вопросам организации учебных исследований или учебных проектов.

4. Предложения по изменению, улучшению работы лабораторий

 

Для того, чтобы размещать свои материалы и комментарии, необходимо зарегистрироваться на странице свой лаборатории. Кто-то из вас это уже сделал, кто-то еще нет. Не забудьте зарегистрироваться!

Об уточненных сроках размещения своих материалов на странице лаборатории – в конце этого письма.

Теперь об исходной организационно-содержательной трудности, которую нам нужно обсудить.

Трудность заключается в следующем. В какой лаборатории размещать учебные и ученические материалы, которые называются исследовательскими проектами?

Ответ может быть и простым: можно или там, или там. А еще лучше – создать лабораторию, где размещать и обсуждать материалы, которые называются «исследовательские проекты».

Другое дело, что это не ответ на вопрос: «А что же все-таки такое – исследовательский проект и чем он отличается от учебного исследования?».  Если исследовательский проект – это частный случай учебного проекта, то в чем  его специфика и для чего потребовалось вводить этот термин, параллельно с термином «учебное исследование»? Почему в одних случаях мы говорим – «учебное исследование», в другом –  «учебный проект», а в третьем – «исследовательский проект»? Не запутываем ли мы здесь и себя и ребят?

Необходимость этих различений не так уж и «академическая». Ведь когда школьник выполняет работу, которую мы называем «исследовательским проектом», то внешние требования к этой работе формируются как со стороны исследовательских норм деятельности, так и со стороны проектных норм деятельности. А нормы эти, я замечу, весьма разные. Например, в проекте есть такая характеристика как социальная значимость. Но в собственно исследованиях по сути не может быть социальной значимости. Значимость возникает в момент применения знаний, но это уже не исследование как таковое.

А что происходит со школьником? Он, предположим, выполнял исследовательскую работу; потом эта работа стала почему-то называться «исследовательским проектом» и теперь ему приходится выдумывать социальную значимость того, почему он (например, в пятом классе) изучал пауков. И тогда социальной значимостью становится создание презентации (!) о пауках. А заодно – и продуктом исследовательского проекта. Что – забавно, но не более.

Но все это – частный случай. Дело в другом.

Есть основания полагать, что большинство работ, которые выполняют школьники, и которые называются «исследовательскими проектами», на самом деле – «учебные исследования». Но не проекты.

Замечу, в школе реализуется множество социальных проектов, и это действительно – проекты. А вот проектов на предметном материале (на основе знаний) естественно-научных дисциплин – очень мало. 

Прим.: мое собственное понимание причин появления термина «исследовательские проекты» – в приложении к письму.

            И на первом шаге я бы предложил следующие различения того, что такое [учебные] исследования и что такое [учебные] проекты:

Исследование, научное оно или учебное, это всегда получение нового знания. И ценность исследования именно в получении нового знания. Это знание может быть «объективно новым» (новым для всех), может быть субъективно новым (новым для самих школьников, его открывающих).

А что такое проект? Проект – это, в самом общем виде, создание реальных объектов (и эффектов) с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами (О.И. Генисаретский)

Обратите внимание,  в ходе исследования открываются, получаются знания. В ходе реализации проекта создается объект с заданными качествами.

Конечно, в ходе реализации социальных проектов создаются не объекты, а социальные эффекты. Но сейчас мы с вами обсуждаем особенные проекты, проекты на материале естественно-научных дисциплин.

Коллеги, если у вас есть другие представления о том, что такое учебное исследование и что такое учебный проект – предлагайте свои версии.

            В организационном плане я бы предложил следующее. Если Вы со школьниками организуете собственно исследовательскую работу («академическую», мониторинговую, прикладную), то эти материалы лучше размещать на странице лаборатории «Учебные исследования».

Если работа Ваших подростков и старшеклассников касается осуществления проектных замыслов (инженерного, технологического и пр. характера), то эти материалы лучше размещать на странице лаборатории «Учебные проекты».

***

И еще одно уточнение. Индивидуальные учебные исследования в настоящий момент уже укоренены в образовательной деятельности и институционализированы через систему олимпиад, возможностей поступления в вузы и т.д. Менее понятно, что такое индивидуальные учебные проекты на материале (на основе предметных знаний) естественно-научных дисциплин.

Однако для проекта «Школьная лига РОСНАНО» работа наших лабораторий интересна, в первую очередь, возможностями организации учебных исследований и учебных проектов в ходе уроков и во время внеурочной деятельности, но при условии, что работа организуется с группами учащихся.

При этом во внеурочной деятельности Вы работаете со школьниками, специально выбравшими ваш элективный курс, лабораторию, мастерскую и т.д. И здесь формы работы и предметное содержание могут быть весьма сложными. И эти формы работы, безусловно, будут интересными и полезными для ваших коллег, ведущих подобную работу.

Во время же учебных встреч мы должны работать со всеми учащимися. И здесь очень интересны и важны такие формы организации учебных исследований и проектов, которые позволяют вовлечь в работу большинство учащихся класса; позволяют обеспечить возможность освоения норм исследовательской деятельности и норм проектной культуры большей частью ребят в классе.

Описание опыта организации подобной работы – одна из основных задач работы наших лабораторий.

 

***

Сроки размещения материалов на страницах лаборатории представлены в анонсах на страницах лабораторий. Полагаю, что необходимо их чуть изменить:

По лаборатории «Учебные исследования в подростковой и старшей школе»:

- до 15 февраля 2013 г.: проведение учебного исследования в рамках урочной и/или внеурочной деятельности, описание его на странице лаборатории;

- до 15 марта 2013 г.: развернутый отзыв на урок (занятие), проведенный учителем, сотрудником лаборатории «Учебные исследования в подростковой и старшей школе»;

- до 15 апреля 2013 г.: проведение учебного исследования с учётом комментариев и рекомендаций, описание их на странице лаборатории.

 

По лаборатории «Учебные проекты подростков и старшеклассников на материале естественно-научных дисциплин»:

- до 28 февраля 2013 г.: описание собственного опыта организации проектной деятельности школьников (публикация на странице лаборатории);

- до 30 марта 2013 г.: развернутый отзыв на проект, описанный другим сотрудником лаборатории;

- до 30 апреля 2013 г.: организация учебного проекта школьников с учётом комментариев и разработанных в лаборатории критериев; описание этого проекта на странице лаборатории.

 

Размещайте свои материалы, участвуйте в обсуждении представленных материалов вашими коллегами, предлагайте свои версии о том, что такое учебное исследование и учебный проект, задавайте вопросы и т.д.

С уважением,
руководитель лаборатории «Учебные проекты подростков и старшеклассников на материале естественно-научных дисциплин» и лаборатории «Учебные исследования в подростковой и старшей школе»
Алексей Николаевич Юшков (канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики высшей школы Сибирского федерального университета, эксперт образовательного проекта «Школьная лига РОСНАНО)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Учебное исследование и учебный проект.

Предварительная разметка смыслового пространства.

В примерных образовательных программах к ФГОС основного общего образования учебная исследовательская и учебная проектная деятельность специально различаются.  Однако в этих же программах в дальнейшем используется термин «исследовательский проект» или «проектно-исследовательская работа школьников».

Спрашивается, для чего различать исследование и проектирование, чтобы потом предложить термины, в которых эти различения не удерживаются?

Конечно, в реальной научной деятельности этот термин употребляется. Более того, гранты в «большой науке» выдаются именно под исследовательские проекты. И в этом, заметьте, и вся тонкость. Исследовательский проект в «большой науке» – это лишь форма подачи заявки на финансирование. Реально ученые работают в рамках исследовательских программ, а заявки на финансирование пишут в жанре проектов, потому что так удобно финансистам. Плохо это или хорошо – отдельный вопрос. Важнее, что в педагогику термин «исследовательский проект» пришел и стал использоваться без критической оценки.

И из-за этого теперь в системе требований к ученическим исследованиям и ученическим проектам «полная каша».  Детальный разбор всех существующих смысловых коллизий – непростая задача. И это – отдельная задача работы лабораторий. Отдельный пример таких трудностей я обсуждал в тексте письма.

В тексте письма, как вы помните, предлагаются следующие различения исследования и проекта.

Исследование, научное оно или учебное, это всегда получение нового знания. И ценность исследования именно в получении нового знания.

Проект – это, в самом общем виде, создание реальных объектов (и эффектов) с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами.

При этом монография, диссертация и т.д., создаваемые в ходе исследований – это продукт, который не является продуктом проектного характера. Монография и т.д. – это лишь форма упаковки полученных знаний. Продукты проектного характера, если мы не обсуждаем социальные и гуманитарные проекты, это инженерные конструкции, приборы, новые материалы, технологии.  

Проектом не может быть, в этом смысле, опыт или эксперимент. Потому что это исследовательские процедуры. Но в педагогической литературе опыт, поставленный учащимся и оформленный в виде презентации, с легкостью называется проектом. По одной простой причине, потому что здесь есть практическая деятельность (постановка своими руками опыта или эксперимента) и как бы продукт – презентация.

Сложно назвать проектом и подготовленную учащимися презентацию (пусть и весьма сложную) по материалам изученной темы. Если это и проект, то это проект педагогического характера. Вот только отдают ли учащиеся себе отчет в том, что они создают проект именно педагогической (методической) направленности?

Является ли проектом построенная школьником, например, летающая модель самолета? По здравому размышлению, если модель создавалась по чертежам, то это не проект. Проектом эта деятельность становится тогда, когда школьник начинает улучшать, усовершенствовать эту модель. Причем это улучшение должно происходить в рамках сформулированного технического задания самому себе – «хочу, чтобы эта модель держалась в воздухе дольше, чем построенная просто по чертежам».

Представленные различения позволяют, на первом шаге, обсуждать устройство учебных исследований и учебных проектов. Но вряд ли эти различения нужно рассматривать как окончательные.

Если у вас есть другие представления о том, что такое учебное исследование и что такое учебный проект – предлагайте свои версии.

Но принципиально важно следующее. Если мы обсуждаем, что такое учебный проект на материале естественно-научных дисциплин и приводим различные версии учебных проектов школьников, то фоном этого обсуждения должно быть понимание того, что такое учебное исследование.

И наоборот.

В этом смысле я лично не могу согласиться вот с таким понимаем учебного проекта (отрывок из рекомендаций по реализации учебных проектов; взято из Интернета):

«…Учебный проект – это самостоятельная познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся по исследованию и решению какой-либо проблемы, направленная на создание результата в виде реального объекта или разного рода теоретического (интеллектуального) продукта.

…Работая над учебным проектом, ты можешь задумать и осуществить любой эксперимент, поставить необычный опыт, провести опрос или взять интервью у специалиста в интересующей тебя области, создать уникальное творческое произведение или провести увлекательное мероприятие для ребят…»

Если же вы считаете, что учебное исследование – это частный случай учебного проекта; если вы в чем-то солидарны с содержанием приведенного выше отрывка и у вас есть аргументы в пользу такого понимания – напишите об этом.

В итоге-то нам нужно договориться и выстроить общее понимание относительно организуемых исследовательских и проектных работ  с подростками и старшеклассниками.

Комментарии

Информация о пользователе.
16.01.2013 : 21.29

Предлагаю участникам также познакомится с ресурсами по данной тематике в одном из разделов обзора

http://schoolnano.ru/node/407

http://www.slideshare.net/schoolnano/ss-6178071

http://www.twirpx.com/file/953234/