Дорогие друзья, коллеги и единомышленники!

Со всей, свойственной нам – участникам Школьной Лиги РОСНАНО, ответственностью и  энтузиазмом, заявляем, что наши долгие научно-исторические изыскания завершились блестящей во всех смыслах  НАНОходкой: установлена дата начала нового учебно-исследовательского года по «нано-шкале». Отныне мы предлагаем отмечать этот день 10 сентября. Дорогие сердцу каждого участника ШЛР числа «10» и «9», наконец-то, объединились и в школьном календаре. Разумеется, День Знаний, отмечаемый первого сентября, останется днём начала учебных занятий во всех школах России, но мы предлагаем дополнить его днём, когда, освоившись в увлекательных реалиях нового учебного года, можно начинать исследовательские проекты, проводить первые встречи волонтёрских команд, открывать элективные курсы и многое другое.

            Итак, всех – с НАНОвым Годом!

            Краткая историческая справка:

 в 1856 году М. Фарадей начал последний свой крупный научный проект - исследование "растворов" золота. По сути, это первое серьезное изучение коллоидных растворов, давшее начало современной коллоидной химии.

В 1857 году Фарадей получил золь золота и первым наблюдал светорассеяние, которое потом было названо эффектом Тиндаля. С подачи Фарадея другой химик, Грэхем, изучил свойства золя золота, полученного Фарадеем, изучил золи других металлов и исследовал гели. Для нового состояния им был предложен термин – “коллоид” от греческого kolla (клей). Подробно вся история работы Фарадея с золями золота описана в документе, который находится в приложении (англ.)

Главная заслуга Фарадея - в том, что он первым связал разные цвета "растворов" золота с размером коллоидных частиц:

Химия процесса см. http://chemistryanalysis.info/index.php?/Kolloidnye-rastvory/Svojstva-kolloidnyh-rastvorov/Vse-stranicy.html Подробно об опытах и публичных демонстрациях Фарадея с иллюстрациями: http://www.hps.cam.ac.uk/whipple/explore/microscopes/faradaysslide/

 

Джон Тиндаль (John Tyndall) был учеником и близким другом Фарадея.

Именно Тиндаль является самым известным исследователем коллоидов (эффект Тиндаля изучается в школьном курсе химии).

В1856 году Тиндаль был молодым человеком, работавшим помощником Фарадея. Есть все основания полагать, что именно совместные исследования Тиндаля с Фарадеем дали толчок для серьезных исследований Тиндаля, результатом которых стало открытие Тиндалем в 1886 году опалесценции коллоидных растворов, на основании которой и сегодня производят исследования наличия наноразмерных объектов в самых разных областях - от микробиологии до исследования глобального радиационного баланса Земли (см.  http://en.wikipedia.org/wiki/Nephelometer )

 

Фарадей начал заниматься золями золота летом 1856 года, после ряда неудачных экспериментов в области электромагнетизма. Он рассчитывал просто поразвлечься, изучая "красивыые" растворы:

«Я целое лето работал над золотом. Чувствую, что моя голова не достаточно крепка для того, чтобы занять ее более трудными вещами». – цит. по книге Моисея Радовского (ЖЗЛ, 1936), но примерно к 10 сентября понял, что это "развлечение" - суть корень целой новой науки. Исследования были закончены через полгода публикацией “Experimental Relations of Gold (and Other Metals) to Light.” Philosophical Transactions, 145–181 (read Feb. 5, 1857). Помогал Фарадею в этом  Джон Тиндаль, продолживший их и после смерти Фарадея.

            Как видите, дата нанчала НАНОвого учебного года определена нами с максимально возможной для научно-исторических исследований точностью, с чем мы всех нас и поздравляем!

 

 

В этом году мы предлагаем всем участникам проекта Школьная Лига РОСНАНО отметить эту дату c помощью кино. Телекомпания «Нано-ТВ» совместно с ШЛР приглашает всех, кому интересен новый праздник «нано-календаря» на одновременный киносеанс. Вашему вниманию будет предложен научно-фантастический фильм «Мир в 2057 году»

Информация о фильме :

Название
 : Мир в 2057 году

Оригинальное название
 : 2057 Unser leben in der Zukunft

Год выхода
 : 2007

Жанр
 : документальный, научно-популярный, сериал

Режиссер
 : Уве Керокен

В ролях
 : Мичио Каку, ученые, специалисты

О фильме
 :


Настоящий фильм спрогнозирует мир будущего. Будут ли полеты в космос привычным делом? Как насчет летающих автомобилей? Какими станут наши города? Сможет ли медицина сделать нас вечно юными? Как будут выглядеть войны? Станут ли роботы помогать нам в домашних делах? Сможет ли Солнце заменить нам нефть? Что же мы сможем увидеть если перевести часы на 50 лет вперед? 

Выпущено : Германия

Продолжительность
 : 02:56:19

Перевод
 : дублированный

Мы предлагаем 10.9 провести совместный просмотр этого фильма (или хотя бы только первой части), а затем устроить в режиме он-лайн совместное обсуждение.

Фильм можно будет посмотреть:

В эфире телеканала НаноТВ (о времени мы сообщим чуть позже)

В любое удобное для вас время до 10 сентября, скачав предварительно файлы с фильмом с нашего сайта:

  • "легкая загрузка": вы скачиваете небольшую программу-клиент, которая затем закачает на ваш компьютер все три части фильма. Преимущество этого способа в том, что части фильма вы скачиваете не с одного сервера, а сразу со всех мест, где эти файлы доступны в момент скачивания. Скачать программу-клиент
  • "безопасный способ: вы скачиваете только файлы фильма. Преимущество: вы можете скачать фильм по частям. Недостаток - низкая скорость загрузки. Файлы фильма: Часть 1. Тело. Часть 2. Город. Часть 3 Мир.

В режиме он-лайн на нашем канале на YouTube

Подробности того, как будет организован просмотр и обсуждение появятся 5 сентября. Следите за обновлениями! 

Каждый зритель может стать её компетентным критиком и экспертом, если примет участие в создании общешкольного эссе по окончании сеанса. Пусть сбор зрительских мнений и написание текста станет первым творческим заданием для «волонтерской команды проекта» вашей школы в Нановом учебном году!

От каждой школы – участника или партнёра ШЛР принимается по одному коллективному эссе (объём – не более 2 стр. -  700 слов), в котором мы предлагаем отразить следующие ДЕВЯТЬ критических позиций:

 

 

Вопросы для обсуждения фильма «Мир в 2057 году»

1.       Умная среда обитания: сумеет ли человек сохранить способность принимать решения, если компьютеры будут делать за него все?

2.       Умная одежда: безусловное благо или лишение человека свободы выбора?

3.       Летающий транспорт в мегалополисах: эффективное использование пространства или бестолковый рой в воздухе, мусор и угроза безопасности в воздухе ?

4.       Искусственные органы человека: не теряем ли мы тело?

5.       Жизнь внутри цифрового потока: готов ли человеческий мозг потреблять гигабайты информации?

6.       Надежность информационных систем: не ведет ли усложнение систем к их  неизбежному краху? Не уничтожит ли кибертерроризм цивилизацию?

7.       Сохранятся ли современные государственные системы? Каково будет социальное устройство общества?

8.       Какому проценту населения Земли посчастливится использовать «платиновую страховку»? Где будет проходить граница между бедностью и богатством?

9.       Протянет ли нефтяная экономика пятьдесят лет? Что избавит человечество от нефтяной зависимости?

Галерея