Прошла VII Всероссийская конференция по альтернативному образованию «Дети и естественные науки: увлеченность образованием»

Я сейчас не об официальных системных итогах, которые еще будут сделаны...Важно то, что на научно-практическом семинаре как части конференции для меня, наконец-то, произошли те содержательная рефлексия и конкретизация путей сущностного продвижения в увлекательном естественно-научном образовании (ЕНО), которые мною ожидалась в самом начале проекта. Наконец-то от пафосных приветствий и отчетов, общих информаций, мы продвинулись к пониманию того, что в основе всех более или менее точных показателей дожна лежать хорошая педагогика, а не организационно-начетническая суета. Об этой педагогике в большинстве случаев и шла речь у выступающих на семинаре. Конечно, традиционных жалоб на нехватку времени на творчество учителя, на неподготовленность дошкольников к школе, на отсутствие должного понимания между учителями и учеными, на несбалансированность учебного плана и межпредметности в учебных программах в школах, на плохую языковую культуру школьников в ЕНО было предостаточно. Однако, стали предлагаться и более конкретные решения этих проблем. И прежде всего, это было связано с идеями по адекватной разработке системы повышения квалификации учителей школ Лиги. Эти идеи шли как от ученых-методистов, так и от учителей. Конечно, движение к сбалансированной реализации основных направлений деятельности Лиги постепенно набирает обороты и в школах еще многое предстоит сделать, чтобы представленность всех этих ключевых и важных для развития современного ЕНО направлений стала полноценной. Сейчас же у одних школ есть прорывы в одном и отставание в другом. Наверное, способствовать продуктивному выравниванию по направлениям (их у нас теперь 9) будут и знакомства с нормативно-организационными возможностями стандартов "нового поколения", и разработка современных методов увлекательного ЕНО, и тесная связь ЕНО с гуманитарными науками, и различные виды морального и материального стимулирования учителей, и качественная психолого-педагогическая переподготовка учителей и администрации школ. На семинаре в этом плане были сделаны важные уточнения на понимание ближайших перспектив.

Какие тезисы выступающих, прошу прощения, что не все уследил, запомнились мне лично и захотелось, переформулировав слегка, зафиксировать? Вот они: "Необходимо согласовать понятия в разных предметах ЕНО", "Все еще есть проблема продуктивности ИКТ-среды в ЕНО", "Необходимо просвещать учителей начальной школы в плане ЕНО", "Есть потребность в дальнейших разработках межпредметных УМК "Гуманитарные науки - ЕНО", "Зачастую авторы учебников и элективных курсов по ЕНО дают готовые знания, а не позволяют ученикам их открывать самостоятельно", "Сама организация знания не способствует педагогике сотрудничества", "Надо, чтобы учителя не только знали свою учебную нагрузку, но и имели возможность выбирать и варьировать ее", "Все еще актуальны и важны методики, вводящие - все еще дефицитный - историко-культурный контекст в ЕНО"  и т.д.

Если же говорить о степени сбалансированности самого хода семинара и дискуссий, то здесь я бы отметил несколько непозитивный перевес стилевого монолога над межстилевым диалогом, предмето-деятельностного подхода над личностно-ориентированным, операционального дискурса над психолого-педагогическим, заботы о статусности школ и педагогов над ценностно-мотивационными аспектами педагогической деятельности и т.д.

Что ж путь к сбаланированной педагогике в ЕНО только начинается... Дорогу осилит идущий!

ВложениеРазмер
конф.JPG4.94 МБ
Фрадкин В.Е..JPG5.76 МБ
Юшков.JPG4.42 МБ
В..JPG4.88 МБ
и Иванов.JPG4.96 МБ