О практичности совместных проектов

В ходе семинара не раз звучала мысль о важности не столько коллективных разговоров, сколько практических дел. Однако ясно, что такие дела немыслимы вне активной коммуникации между участниками по их поводу. Поскольку по финансовым и временным причинам часто друг к другу в гости по регионам ездить будет весьма сложно, то остается, что необходимо более или менее часто встречаться в каких-то регулярных, но разных тематических акциях, оставаясь на своих местах. Идеи о таких ритмичных совместных акциях Лиги были высказаны и в ходе семинара.

Конечно, формы подготовки и проведения этих акций также будут различны. При этом речь идет даже не столько о привычных уже формах дистанционных олимпиад и конкурсов, сколько о проводимых в более или менее единовременных периодах реальных дел на местах. Например, если речь идет об экологических исследованиях использования воды и роли нанотехнологий в ее очистке, то проекты на местах должны следовать как специфике школы и региона, так и общесетевому алгоритму проведения исследований и предъявления результатов. Это же касается и идей проведения общих дел по предпринимательским (бизнес-технологическим) проектам школьников по каким-то годовым  темам, а также, например, по проектам связанным с популяризацией науки (выставки экспонатов по науке и технике, деловые игры, связанные с журналистикой в сфере науки и т.д.). Наверное, и еще какие-то дела необходимо ввести в годовой круг совместных проектов, которые бы соответствовали главным направлениям деятельности Лиги.

Причем, если согласование таких совместных дел на стадии подготовки в основном буде вестись в виртуальном формате, то представление результатов может быть очной не только в виртуальном, но и в реальном, в живой встрече участников. Так, например, некий Фестиваль робототехники участников Лиги лучше, интереснее проводить при реальной встрече на базе какого-нибудь загородного, но достаточно оснащенного лагеря. А результаты экологических, нанотехнологических и журналистких исследований размещать более или менее одномоментно в специальных разделах портала Лиги. Причем, если где-то будет достаточно презентационного отчета и оригинал-макета мини-журнала, то где-то интересен будет и короткий видеофильм.

По результатам психолого-педагогического и методического анализа такого рода проектов будут в совместном обсуждении и конструировании вырабатываться и различные образовательные программы, УМК и т.д., полезные для рекомендаций школам (внутри и вне Лиги) по улучшению качества естественнонаучного образования. Здесь, пожалуй, будет подходящим формат веб-конференций, семинаров, лабораторий, а также переоидические (один-два раза в год) очные методологические и практико-методические семинары по тому или иному стратегическому направлению деятельности Лиги на базе какого-либо региона, входящего в Лигу. Хорошей идеей является и возможность Секции Лиги на Междурнародном форуме по нанотехнологиям в Москве, где можно обсуждать научно-методические вопросы деятельности Лиги более широко, открыто и представительно.