Неевклидово хождение петербуржцев в Казань

В ходе подготовки к стажировкам учителей Школьной лиги Роснано питерская делегация, состоящая из 4-х представителей ОЦ «Участие» 13-14 сентября 2011 года посетила некоторые образовательные, научные и историко-культурные учреждения г. Казани.

Кандидатом на базовую принимающую стажеров школу была выбрана гимназия №7, расположенная в Ново-Савиновском районе г. Казани. Первым делом делегация туда и отправилась. Эта школа расположена в уютном и со вкусом озелененном дворе среди обычных панельно-блочных домов. Но сама школа, все же, необычна и по дизайну внутреннего пространства, и по ощущению какого-то возвышенного настроения ее обитателей. Конечно, гимназия…но не дежурная и скучно-типовая, а настроенная на обустройство разнообразных исследовательских и творческих интересов учителей и учащихся. «Лаборатория Эйнштейна», участие в международном проекте «Достижения молодых», «Сингапурский опыт», проблемное обучение, программа Фишмана, интегрированный курс, «Театр науки» и многое другое – использование этих словосочетаний в устах завуча и учителя свидетельствуют не только о педагогической компетенции, но о реальном и успешном опыте поиска «учения с увлечением».

Когда знакомишься с «Лабораторией Эйнштейна», видишь увлеченных детей и взрослых, видишь не игру в «Малую Академию», а пространство и время для самостоятельных исследований, проб и ошибок на доступном и современном учебном оборудовании и новых дидактических материалах. Здесь к пониманию современных технологий приближаются не только через лекции, но и через конструирование руками в реальной и виртуальной учебной среде. Да, станками уже стали микросистемные платы, компьютеры с программами моделирования природных процессов, чемоданы с измерительными приборами и образцами по различным разделам физики, химии и биологии.

Учащиеся могут делать собственные проекты и получать признание на конкурсных мероприятиях казанских вузов или, например, технопарка «Идея». Ученые также приходят к ним в школу и, например, обращаясь к переносному стенду «Энергосбережение и солнечные батареи», рассказывают о передовых технологиях.

Непросто прерывать рассказ учителей о достижениях их воспитанников, но делегации центра «Участие» надо успеть навестить и других потенциальных партнеров, ведь Казань все же большая…Но, по крайней мере, база для стажировки уже выбрана – это гимназия №7.

Следующий пункт на другой старинной стороне города на берегу озера Кабан. Это школа №12, где важное место в учебном процессе занимало и занимает технологическое образование. Здесь основной элемент дизайна – флаги мировой сети ОРТ (Образовательные Ресурсы и Технологический тренинг). «Одним из приоритетов деятельности ОРТа в регионах, - сообщается на официальном русскоязычном сайте ОРТ, - является обеспечение в средних школах углубленного изучения области знаний «Технология». В рамках программы Всемирного ОРТа «Технология для всех» был обобщен опыт преподавания технологии в других странах. ОРТ в России разработал несколько учебных пособий, а также перевел на русский язык ряд предоставленных зарубежными коллегами материалов, которые теперь используются преподавателями в школах-партнерах сети ОРТ. Для старшеклассников ОРТ также предлагает несколько программ профильного обучения в области технологии» (http://ort.ru/sng/). Конечно, проектов такого направления много, но питерскую делегацию заинтересовал, прежде всего, тот, что связан с робототехникой на основе LegoDacta. «Робототехника, - сообщается на том же сайте, - является одним из наиболее востребованных и актуальных учебных курсов в школах ОРТ. На сегодняшний день учащиеся 5-11 классов из 10 школ ОРТ в странах СНГ изучают в рамках учебного процесса или на дополнительных занятиях курс робототехники: создают модели роботов, проектируют и программируют их и ежегодно участвуют в Международной олимпиаде по робототехнике, которую проводит ОРТ» (http://ort.ru/projects/robototekhnika-v-srednei-shkole/).

В этом смысле опыт казанской школы №12, как нельзя кстати, подходит для знакомства стажеров Лиги с этим прекрасным тренингом в области моделирования и конструирования. Договоренность с завучем о проведении на базе школы мастер-класса для небольшой группы педагогов школ Лиги достигнута. «Небольшой» - просто потому, что все желающие при плотном графике стажировки не поместятся в небольшом классе так, чтобы поработать с робото-конструированием самостоятельно. Здесь «лучше меньше, да лучше».

Движемся дальше…

Дальше питерская делегация пешком (это уже городской центр и пробки ей ни к чему) направляется в Научно-образовательный центр нанотехнологий и наноматериалов, что при кафедре конструирования и производства микроэлектронной аппаратуры КГТУ им. Туполева. Цель – узнать: как же обучают нанотехнологиям студентов в городе, где раньше в основном все силы были направлены на авиапром? И поскольку отечественный авиапром за последние годы существенно сдал свои позиции на мировом рынке, то при обсуждении на кафедре слышны были и ностальгические нотки по былым масштабам, и скептические – в отношении пока наблюдаемой мизерности нанотехнологического прорыва. Основной скепсис в том, что нанонауки в вузах вроде бы и есть, а вот необходимого рынка труда по специальности «нанотехнологии» (обобщенно) нет. «Ну, не строить же наносамолеты с наномоторами…». И действительно, пока что в прекрасных учебных лабораториях по нанотехнологиям стоит в основном диагностическая аппаратура. Все типы современных микроскопов для исследования наномира представлены, но только вот в НИОКРе-то на них особо не потренируешься.

Однако, для стажировки все же важно не высокоточное «железо», а педагогический опыт эффективного привлечения студентов к учебной работе с ним. А этот опыт в НОЦ КГТУ безусловно есть, а значит и стажеры Лиги не без интереса смогут с ним познакомиться. Итак, «договорились».

И тут как-то незаметно завечерело, что подвигнуло питерскую делегацию отправиться к стенам Казанского кремля, чтобы запечатлеть в памяти его древнюю стать и величину расположения над рекой Казанкой. Красота современной науки должна быть сбалансирована красотой древней истории, иначе в беспамятстве можно заблудиться на просторах нанополей. И если в современной науке тут и там встречаешь междисциплинарность, то на территории Казанского кремля – межрелигиозность: пятиугольная звезда на башне въездных ворот, мусульманская мечеть, православный храм.

На следующий день первый пункт визита – лицей №145 с углубленным изучением физики, математики и черчения. Но питерской делегации интересно даже не столько это, сколько опыт социального партнерства школы с ОАО «КМПО» (производство авиационных двигателей). В ходе беседы с завучем выяснилось, что с недавнего времени этот опыт прервался. Занимались раньше учащиеся на этом профильном предприятии, постигали азы практики от рабочего до инженера, а вот теперь у предприятия на это кончились силы. «Самому бы выжить…». Поэтому и остается только, что посещать желающим школьный кружок изобретательства («Научно-технологическое общество лицеистов»), а наиболее стойким и увлеченным даже получать реальные патенты за новые изобретательские идеи. Опыт интересный, но вряд ли массово транслируемый, и поэтому делегация ставит здесь с сожалением «прочерк».

Хоть и приходят несколько грустные мысли, но впереди есть надежда на ультрасовременный технопарк «Идея». Он, естественно, в центре города и являет собой почти безупречный европейский стиль среди вульгарной эклектики «шопингового» района города. Подходишь к «ресепшену» и улыбаешься: на журнальных столиках газеты со знакомой надписью «РОСНАНО». «Вот здесь-то все горячее к наношколам…». Доля истины в этом есть, но, все же, это больше похоже на колыхание красивых флагов, обдуваемых теплым ветром энтузиазма инноваций и молодого бизнеса. «Все школы к флагам в гости к нам…». Для школьников на флагах – и в планах - конкурсы инновационных проектов «Перспектива», проверки эрудиции «Эрудит», а также Центр Legoконструирования и робототехники. Что уже здорово. Плюс - поддержка Правительством взаимодействия Технопарка со школьниками. Но выяснить - когда же школьники смогут прийти в технопарк - так пока и не удалось. То ли учителя должны проявлять инициативу, то ли сотрудники образовательных программ технопарка… Пока ощущение стартапа в деле взаимодействия школ и технопарка, интересующихся нанотехнологиями, плюс возможность сотрудничества с проектными компаниями в области нанотехнологий. Резюме питерской делегации: «Будем сотрудничать!».

Ни для кого не секрет, что Образовательный центр «Участие» - родина деловой игры для старшеклассников «Журналист». Куда бы ни приезжала питерская делегация, она на многие места смотрит сквозь очки этой игры, которая позволяет в интересной интерактивной блиц-форме налаживать социальное партнерство. Казань тому не исключение… Методика такой игры – хороший предмет для стажировки педагогов школ Лиги. В поисках мест посещения стажерами-«журналистами» питерская делегация вышла, естественно, на такой культурно- и научно-исторический феномен, как Музеи Казанского государственного университета. Ну, и в свете тематики Лиги решила посетить Музей Казанской химической школы, а также геологический музей. Хотя в первом и шел небольшой ремонт (подготовка к 150-летию теории химического строения вещества), но он не испортил впечатления от прикосновения (в буквальном смысле) к легендарной истории отечественной химии. Здесь подлинное место работы в разное время К.К. Клауса, Н.Н. Зинина, А.М. Бутлерова, В.В. Марковникова и других знаменитых химиков. Старинная аудитория, антикварные вытяжные шкафы и книжные стеллажи, посуда химической лаборатории XIXв., первые европейские журналы по химии, многочисленные образцы открытых химиками веществ – все это демонстрируется и объясняется экскурсоводом и/или сотрудником действующего здесь же НИИ ХИ им. А.М. Бутлерова.

Геологический музей не менее богат на коллекции: минералы, образцы нефти, палеонтологические находки и многое другое. К тому же есть возможность под руководством сотрудника музея, профессора осуществить реальную учебно-исследовательскую мини-экспедицию на берег Волги к залежам геологических пород.

Но… Казань большая, а стажировка маленькая и поэтому делегация центра «Участие» решила ограничиться на том, что уже привлекло ее внимание. Думаем, что это уже достаточно плотно заполнит время тех, кто приедет 10-15 октября 2011 года на стажировку педагогов приволжских школ Школьной лиги Роснано.

При моральной поддержке Михаила Эпштейна, Марии Шаровой и Александры Тесаковой впечатлениями поделился Валерий Пузыревский

 

ВложениеРазмер
7.JPG4.39 МБ
7.JPG4.33 МБ
SAM_1303.JPG4.33 МБ
SAM_1308.JPG5.79 МБ
SAM_1311.JPG5.84 МБ
SAM_1316.JPG4.95 МБ
SAM_1322.JPG4.8 МБ
SAM_1324.JPG4.89 МБ
SAM_1325.JPG4.46 МБ
SAM_1406.JPG4.74 МБ
SAM_1407.JPG4.78 МБ