Мемы на уроках?! «Расслабьтесь, это ж география...

Авторы статьи:

Максим Алексеевич Бахир,

Дмитрий Сергеевич Мишустин

ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

Ключевые слова: мемы, меметика, мнемические приемы, география, современная школа.

В последние десятилетия современная система российского образования переходит на качественно новый уровень развития, основываясь на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, который в свою очередь позволяет решить стратегические задачи образования – повысить его качество и достигнуть принципиально новых, качественных образовательных результатов. Гарантом достижения поставленных задач выступает высокий уровень мотивации учащихся, который представляется источником активной познавательной деятельности учеников и их успешности в процессе обучения, в том числе и такой предметной области как география. Однако, по нашему мнению, одной из основных проблем формирования и развития мотивации учащихся выступает недостаточно интересные и современные формы и средства организации и реализации учебного процесса. Учитель и ученик по-разному воспринимают некоторые единицы современного образовательного и культурного пространства, что затрудняет необходимое взаимопонимание между участниками образовательного процесса, а так же не способствует развитию и формированию мотивации  учащихся к предметным областям знания. 

Так, например, Н.Ф. Талызина понимает мотивацию как установку на деятельность, которая обеспечивает эту деятельность с психологической точки зрения. По ее мнению, учение, может иметь для ученика разный психологический смысл: может отвечать познавательным потребностям или служить средством достижения других целей. В нашем понимании, мотивация - это общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к их активному освоению содержания образования. Иными словами, мотивацию к обучению «держат в руках» учителя совместно с учащимися. Данная проблема имеет высокий уровень актуальности и требует дальнейшего изучения, а мы, хотели бы представить соображения и видение этой проблемы на своем уровне.

Американский физик и информатик Д.Хофштадтер в 1980-х годах ввел такое понятие, как «меметика», которое представляется как теория содержания сознания и эволюции культуры и образования, построенная по аналогии с генетикой и биологической теорией эволюции Ч.Дарвина, берущая начало из концепции мема, предложенной известным биологом Р.Докинзом в книге «Эгоистичный ген» (1976).Согласно определению, «мем» - это единица культурной информации, которой может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т.д. Понятие «мем» вводится по аналогии с понятием «ген». Точно так же, как биологическая информация состоит из генов, точно так же вся культурная  и образовательная информация состоит из базовых единиц – мемов, которые так же могут быть подвержены естественному отбору, «мутации» и «селекции».

По мнению Р. Докинза, мемы – это определенные репликаторы, то есть объекты, которые для рождения себе подобных просто копируют самих себя. Мемы могут «размножаться», как по собственной, так и против воли своего носителя. Для успешного развития мемов важна окружающая культурная среда и наличие носителя, который будет заинтересован в распространении мема. Так же важно отметить, что информационное содержание конкретного мема оказывает большое влияние на возможность его копирования другими носителями. Мем может быть видоизменен, может быть скомбинирован, а также разделен, чтобы создать новый мем. Так же мемы активно участвуют в естественном отборе. Тогда в этом контексте мемы могут быть поняты как определенная информация, содержание и распределение которой имеет поведенческие проявления.

Изучением мемов занимается специальное направление знания – «меметика». Сторонники меметики описывают ее как подход к эволюционным моделям передачи культурной и образовательной информации на основе концепции мемов.Меметика описывает содержание сознания как совокупность мемов, а эволюцию культуры – как эволюцию мемов и мемокомплексов (групп взаимосвязанных мемов), происходящую за счет копирования, мутаций и естественного отбора мемов.

Так как мемы представляют собой определенную единицу культурной информации, то они передаются из поколения в поколение. Например, вертикальная передача мемов — это получение человеком тех или иных мемов «в наследство» от предыдущих поколений — от авторитетных предшественников, родителей или наставников через устную передачу, книги и другие культурные артефакты. Горизонтальная передача идей происходит между людьми одного поколения, не связанными отношениями учитель/наставик-ученик.

Особенный интерес для нашего изучения, представляют интернет-мемы, которые определяются как информация (ссылки, тексты, картинки, даже разговорные конструкции), обычно передаваемая пользователями друг другу прямо через всемирную сеть. Их возникновение обусловлено популяризацией общественных компьютерных сетей, где они смогли получить новую среду для распространения.

С течением времени и развития определенных технологий назначение самого мема видоизменилось и из определенного пласта информации мем изменился скорее до способа донесения информации.Т.Е. Савицкая поясняет, что мем переживает фазу становления глобальной культуры постмодерновости, включая в себя отредактированные фотографии, фотомонтажи и видеоролики. Этот способ донесения информации является универсальным и потому, по нашему мнению, может быть задействован в образовательном процессе современной школы, в том  числе и на уроках географии, как один из педагогических приемов, с помощью которого материал урока будет лучше понят и усвоен учащимися.

Успешность применения мемов на уроках географии обусловлена рядом таких факторов как: повышение уровня мотивации учащихся; реализация принципа наглядности в обучении и мнемического способа изучения и запоминания нового материала, которые положительно сказываются на образовательном процессе в целом.

Стоит отметить, что продуктивным учебным занятием, безусловно, можно считать то занятие, после которого учащиеся будут обсуждать и вспоминать полученную информацию на уроке. Еще в древности, Дж.Бруно заключил, что информация запоминается лучше, если она затрагивает чувства человека, вызывает у него эмоции. Именно поэтому заложенная в мем интерактивность способствует успешному усвоению только что полученной информации. Мем откладывается в памяти учащихся, заостряя на себе внимание необычностью, оригинальностью, остроумием, особым стилем и манерой представления.

Опираясь на все положительные свойства мемов, полагаем, что их использование в роли отличного педагогического приема на уроке географии вполне допустимо. Мем ничего не говорит напрямую, иносказательно намекает на важные проблемы, имея при этом несерьезную, полушутливую, провокационную, легкую для запоминания форму. Если ученик впервые сталкивается с мемом, то рассуждая, он сам может дешифрировать мем, получив необходимую информацию. Таким образом, используя мем как педагогический прием, учитель сможет фокусировать внимание учащихся на конкретной теме или разделе урока.

Чтобы показать как реализуются основные достоинства мема как педагогического приема, приведем пример:

 

Мем, представленный на рисунке 1 («Сверхразум»), представляет социально-экономическую дифференциацию стран, которая встречается в курсе географии 11 класса при изучении культурно-исторических регионов мира. 

Мем, представленный на рисунке 2 («Пэн Пайнэпл»), представляет понятие - единый материк «Пангея» которое встречается в курсе географии 7 класса при изучении развития земной коры.

На наш взгляд, на примере этих мемов ученик сможет:

- лучше запомнить и усвоить пройденный материал (мнемическая техника запоминания);

- самостоятельно получить знания о социально-экономической дифференциации стран и об их внутренней структуре (реализация деятельностного подхода в обучении);

- самостоятельно получить знания о дальнейшей истории развития материка Пангея, узнать на какие материки разъединился единый материк (реализация деятельностного подхода в обучении).

Резюмируя, можно сказать, что мемы, будучи универсальной и очень популярной формой передачи информации (особенно в молодежной среде общения) могут помогать учащимся в освоении нового учебного материала. Помимо этого, мем как педагогический прием, повышает уровень мотивации учащихся, реализует принцип наглядности и принцип мнемического способа запоминания и освоения материала. Учитывая все достоинства мема как педагогического приема, можно сделать вывод, что мем вполне способен оптимизировать процесс обучения и стать фактором, влияющим на развитие и формирование дальнейшей предметной мотивации учащихся. 

 

Литература

1. Кронгауз М. Мемы в интернете: опыт деконструкции // Наука и Жизнь. № 10, октябрь 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nkj.ru/archive/articles/21327/ (дата обращения: 05.10.2018).

2. Мемы – мифы или реальность? // Школа жизни.ру. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-35193/ (дата обращения: 05.10.2018).

3. Мишустин Д.С., Бахир М.А., Андреева Д.Г.Мемы в школьном географическом образовании // Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие Коллективная монография по материалам VII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 192-196.

4. Савицкая Т.Е. Интернет-мемы как феномен массовой культуры // Культура в современном мире, 2013. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://infoculture.rsl.ru/NIKLib/althome/news/KVM_archive/articles/2013/03/2013-03_r_kvm-s3.pdf (дата обращения: 07.12.2017).

8. Тирон Е. Мем – это «вирус ума». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.advertology.ru/article72035.htm/ (дата обращения: 05.10.2018).