Дорога к одинокому тополю…

ср, 19/09/2018 - 14:36 — Елена Юшкова
Дорога к одинокому тополю…

10 сентября 2018 года в школах России отмечался НАНОвый год, знаменующий собой старт сетевой образовательной программы «Школьная лига РОСНАНО» в новом учебном году. В школах Калмыкии прошли просмотры фильмов, открытые уроки с использованием модулей STA-студии, мастер-классы и многое др. Не обошлось и без подарков!

На сайте ШЛР были выложены ссылки на уроки «Как гекконы преодолевают гравитацию?», «Как работают солнечные батареи?», «Есть ли предел техническому прогрессу?». Для учителей и школьников это стало замечательной возможностью поработать в команде, получить навыки работы с сервисом TED-Ed, а также создать свой урок в данном сервисе.

Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова, как региональный ресурсный центр ШЛР в Калмыкии, также не обошёл вниманием  данное событие. 12 сентября 2018 года совместно с командой учителей и школьников Хар-Булукской СОШ провёл на их базе выездное образовательное путешествие «НАНОвый год» на тему: «Образование через всю жизнь» (координатор проекта Даржинова С.В., директор музея).

В этот день в школу съехались учителя со своими учениками из Кегультинской СОШ, Приютненского лицея им. И.Карпенко, СОШ № 17 г.Элисты, Троицкой гимназии им. Б.Б. Городовикова, Элистинского технического лицея, Ульдючинской сельской национальной гимназии им. О.Д. Мукаевой, Воробьёвской СОШ, частной школы «Перспектива», ООО «Маленькие Эйнштейны», Оватинской СОШ, Вознесеновской СОШ, Элистинского лицея, Малодербетовской гимназии им. Б.Б. Бадмаева, Татальской СОШ, Приютненской гимназии, Первомайского сельского лицея, Калмыцкой национальной гимназии им. А.Ш. Кичикова, Целинной СОШ.

Хозяева гостеприимно распахнули свои двери перед столь большим количеством гостей. Путешествие началось с праздничной линейки, на которой учащиеся в национальных костюмах (члены кружкового объединения «Медрл») во главе с учителем Лиджиевой Т.В. приветствовали гостей, а затем рассказали о некоторых калмыцких традициях и провели всех через обряд очищения огнём (данный обряд проводится для снятия негатива).

После линейки учащиеся (члены кружкового объединения «Поиск») с учителем Коксуновой Н.Б. провели для гостей экскурсию по школе. Они с гордостью рассказывали об успехах и достижениях своей маленькой сельской школы. Особенно радовались, что в этом учебном году у них будет новый спортзал. После участники перешли в актовый зал, и здесь всё в свои руки взяли студенты КалмГУ им. Б.Б. Городовикова модераторы путешествия Джал Халгаев и Оксана Пересадина. Они представили участников, а затем передали им приветствия Салаева Б.К., ректора КалмГУ, Селянина А.А., генерального директора АНПО «Школьная лига» и Казаковой Е.И., д.п.н., профессора, чл.-корр. РАО, научного руководителя Программы, которые поздравили всех с НАНОвым годом, пожелали, чтобы он был успешным и счастливым для всех! А также выразили надежду, что все будут принимать самое активное участие в ключевых событиях ШЛР, как на региональном, так и на федеральном уровнях! Затем выступила Мушаева Б.М., и.о. директора Хар-Булукской СОШ, с  пожеланием успехов в новом учебном году. Со словами приветствия к участникам события «НАНОвый год» обратилась Питкиева Т.И., заместитель министра образования и науки Республики Калмыкия и, в частности, сказала:

«Не могу не отметить и то, что тема, обозначенная для события «Образование через всю жизнь» чрезвычайно актуальна, причем будет замечательно, если Вы ребята наращиваете компетенции не в одной сфере, а в разных отраслях. Однако при этом очень важно, чтобы Вы были, интегрированы в систему духовных ценностей общества, что сегодня с успехом продемонстрировали учителя и ученики Хар-Булукской СОШ».

Вниманию участников была представлена большая презентационная программа «О деятельности Хар-Булукской СОШ в формате Школьной лиги РОСНАНО». Эту огромная и кропотливая работа с самого начала ведётся под руководством учителя Лиджиевой Ирины Григорьевны. Выступая, ребята говорили о том, что благодаря сотрудничеству с КалмГУ им. Б.Б. Городовикова, они получили возможность работать в лабораториях и научных центрах вуза и, самое главное, практически все выпускники школы выбирают для поступления родной калмыцкий вуз. Ребята отмечали, что им очень интересно заниматься исследовательской деятельностью, работать с кейсами, проектами, запускать свои стартапы. «Работая с модулями STA- студии ты получаешь огромный опыт ведения научных интегративных разработок, актуальных, знакомящих тебя с миром высоких технологий».

О своей исследовательской работе в изучении «тодо бичг» под руководством Е.Н. Ченкураевой рассказала ученица КНГ им. А.Ш. Кичикова Петькиева Амуланга. С большим интересом участники встречи прослушали выступления участников федеральной летней школы «НАНОГРАД-2018», который проходил во Владивостоке, Година Никиты, учащегося Приютненского лицея и куратора  студента 2 курса направления «Психология» Гаврюшкиева  Санала, участницу Летней школы Высшей школы экономики Кузьмицкую Софью, студентку  2 курса направления «Психология». Ребята очень живо, интересно, содержательно рассказали о своем опыте, ответили на вопросы и призвали активнее участвовать в  различных конкурсах и конкурсно-образовательной программе ШЛР «Школа на ладони», выстраивая тем самым свою образовательную траекторию.

Педагоги РНГ Джамбышева Байрта Алексеевна и Иванова Булгун Константиновна отметили, что учитель 21 века должен соответствовать новому поколению, новым вызовам «цифрового века». Это, прежде всего учитель-исследователь, учитель-лидер, стремящийся к постоянному самосовершенствованию. Креативные, критически мыслящие, коммуникативные, умеющие работать в команде люди - это движущая сила развития человечества в 21 веке. Чтобы воспитать и обучать таких детей, соответственно самим надо быть такими. Необходимо развиваться и совершенствоваться самим педагогам, работать над повышением квалификации, творчески подходить к образовательному процессу, поэтому они продолжили своё образование, поступив в магистратуру Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова.

В этот же день для участников учителя Хар-Булукской школы вместе с учениками провели мастер-классы в интерактивной лаборатории Хар-Булукской школы, показали, как работать с модулями STA-студии.

Студенты направления «психология» Бейшембиева Алина (3 курс), Джантелеова Надия (4 курс), Лиджиева Ольга (3 курс), Тюрбеева Джиргал (3 курс) – участники Студенческой Психологической Службы под руководством З.Р. Сержановой, ассистента кафедры психологии, провели интересный тренинг со школьниками  на тему профессионального самоопределения «Я в мире профессий».

Его целями и задачами было формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий. Во время тренинга школьники смогли: изучить свои личностные особенности, интересы и склонности; получить подробную информацию об учебных заведениях и различных профессиях, а также информацию о правилах выбора профессии и определиться в выборе будущей профессиональной деятельности. В содержание тренинга были включены профориентационные игры и упражнения, теоретический блок, сюжетно-ролевые игры, беседы, диагностические методики. Все участники без исключения отметили полезность данного тренинга и просили провести его в их школах.

Параллельно с тренингом для учителей был организован круглый стол на тему: «Целостное развитие личности обучающегося в быстро меняющемся мире». Модератором выступила Питкиева Татьяна Ивановна.

В ходе разговора было предложено активнее взаимодействовать школам, проводя совместные мероприятия: развивать новые направления и программы, позволяющие детям получить опыт производственной практики. Татьяна Ивановна рекомендовала педагогам активнее осваивать грантовую деятельность. Встреча получилась очень плодотворной и интересной.

А завершилось образовательное путешествие экскурсией к памятнику природы регионального значения «Одинокий тополь с каскадом родников», являющееся местом силы, местной святыней, достопримечательностью. Вода из родников от многих болезней!

Вспомнились слова Елены Ивановны Казаковой, сказавшей однажды:

«Одной из главных проблем, решаемых в рамках ШЛР, является подготовка молодёжи к жизни в высокотехнологичном мире и сочетание этих высоких технологий с уважением к духовно-нравственным ценностям».

Вот так круг замкнулся!

Музей.

Фотографии студии

«Пеликон» и участников.