Региональные ресурсные центры Школьной лиги – точки роста программы

Пнд, 18/12/2017 - 13:42 — Елена Юшкова
Региональные ресурсные центры Школьной лиги – точки роста программы

Круглый стол для руководителей региональных ресурсных центров Школьной лиги РОСНАНО состоялся в рамках VIII ежегодной межрегиональной научно-практической конференции по вопросам естественнонаучного, технологического и технопредпринимательского образования «Крона».

Участники обсудили удачные форматы и опыт работы, уделив основное внимание трем главным направлениям – формированию региональных сообществ школ-участниц программы, работе по календарному плану Лиги и организации событий регионального уровня, а также работе центров, имеющих в своем составе STA-студии.

 

Следует отметить, что появление STA-студии в ресурсном центре открывает новые возможности для работы со школами. Программа STA построена модульно и нелинейно, и может быть освоена детьми полностью или частично, когда ребенок самостоятельно выбирает отдельные модули. Это дает возможность ребенку или группе детей реализовать законченный цикл работ в рамках как минимум одного учебного проекта.  Все модули межпредменты и имеют интегративный характер, все они связаны с формированием исследовательской и проектной культуры школьников.

 

Как отметила руководитель ресурсного центра из Тольяттинского государственного университета Надежда Борисова образовательные площадки ресурсных центров позволяют использовать дополнительное оборудование как самого ресурсного центра, если он, к примеру, действует на базе вуза, так и организовать своего рода обмен образовательными ресурсами между школами-участниками региональной сети. Кроме того, на базе ресурсного центра проще собрать ведущих преподавателей, инженеров, технологов. Ресурсный центр привлекает школьников дополнительными программами, здесь гораздо эффективнее проводить фестивали науки и технологий, соревнования, например, по робототехнике, проектированию, прототипированию.

            Ключевой темой разговора стало обсуждение межрегионального взаимодействия ресурсных центров. По мнению руководителя ресурсного центра Ханты-Мансийского автономного округа Татьяны Андроник точкой сборки или точкой роста могут стать региональные профильные школы Наноград+ (Наноград-регион).

 

«Мы могли бы отправлять своих педагогов и школьников в другие регионы. Было бы эффективно, чтобы в Наноград другого региона ехали командами, например, школьники и педагоги. Если у нас появится такая возможность и коллеги из другого региона будут готовы нас принять, то мы могли бы отправлять команду в Наноград в другой регион. Это станет большим стимулом для ребят, а у педагогов появится реальная возможность повысить квалификацию и получить хорошую практику», – отмечает Татьяна Геннадьевна.

 

«Практика межрегиональных профильных смен сложилась уже как минимум в двух регионах, – комментирует Елена Юшкова, руководитель направления по работе с региональными ресурсными центрами Лиги. - В пензенский TeenГрад приезжают дети из Перми, Саранска, Самары. Наноград «Созвездие IQ» собирает в Самаре школьников Приволжского федерального округа, в этом году участниками этой летней школы стали ребята из восьми соседних регионов. Если так пойдет дальше, то в скором будущем мы получим 7-8 межрегиональных профильных школ Наноград+, а регионы от этого только выиграют».

 

По словам доктора педагогических наук Елены Врублевской, руководителя проекта "Инновационное образование" Московского городского педагогического университета, следующим Наноградом+, где могут собраться ребята из других регионов, может стать профильная смена «Движение Техномира». Смена состоится в мае-июне 2018 года в подмосковном городе Троицке на базе Нанотехнологического центра «ТЕХНОСПАРК».

 

«Каждая смена «Движение Техномира» имеет свой уникальный педагогический дизайн и метафору, вокруг которой строится жизнь школьников. «Движение Техномира» – это реальная возможность почувствовать себя настоящим инженером и окунуться в мир технического творчества для московских школьников. Но кроме юных москвичей мы с удовольствием примем команды из других регионов, а педагоги, приехавшие вместе со школьниками, смогут пройти повышение квалификации на базе Московского городского педагогического университета, у нас есть такая возможность», – отмечает Марина Шалашова, доктор педагогических наук, директор института непрерывного образования ГАОУ ВО МГПУ.

 

Формирование общего банка кейсов предприятий-партнеров и укрепление партнерских связей – одна из приоритетных задач, поставленных участниками круглого стола. «Если у коллег нет возможности сделать кейс с предприятием из «своего» региона, то всегда можно обратиться за помощью в другой регион нашей сети, где уже созданы устойчивые связи с бизнес-партнерами и крупными промышленными игроками и получить такую поддержку, – говорит Иван Агапов, координатор Мурманского ресурсного центра. – Мы готовы помогать коллегам и сами будем рады получить новые возможности и контакты».

 

Светлана Шевцова, руководитель подмосковной частной школы «Ломоносовская школа – Зелёный мыс» выступила с предложением о создании ресурсного центра для частных школ. «В этом есть смысл, хоть частные школы и живут по немного другим правилам, задача одна – повышение качества естественнонаучного образования. Наша программа успешно работает в том числе и для этой категории образовательных организаций», – комментирует Александр Селянин, генеральный директор АНПО «Школьная лига».

 

Для того чтобы созданная сеть успешно функционировала, важна постоянная поддержка всех коммуникативных потоков, проведение семинаров, совместных встреч, конференций, в том числе в веб-пространстве. Свой чат для руководителей ресурсных центров в вебмессенджере – простое и эффективное решение для создания общего плотного информационного поля. Цель – обмен удачными управленческими решениями по привлечению партнеров, вовлечению преподавателей в работу РРЦ со школьниками, организации работы по конкурсам "Школы на ладони", организации и сопровождению региональных Наноградов. 

 

«Доверие между ресурсными центрами оформляется и растет, готовность к сотрудничеству есть. При сетевой модерации и периодических очных встречах координаторов и руководителей ресурсных центров создадим сеть "второго порядка"», – замечает Елена Юшкова. 

 

«Опора на региональные ресурсные центры станет ключевой задачей следующего этапа развития сети, – подводит итоги генеральный директор АНПО «Школьная лига» Александр Селянин. – Развитие региональных микросетей, укрепление взаимодействия между центрами, создание на базе ресурсных центров эффективных практик управления процессами, вовлечения в орбиту школьного образования бизнес-сообщества, региональные профильные смены по технологии Наноград и Наноград+ – все это будет приоритетом следующего этапа».