Региональный ресурсный центр Школьной лиги РОСНАНО в Калмыкии

Пнд, 04/12/2017 - 20:22 — Елена Юшкова
Региональный ресурсный центр Школьной лиги РОСНАНО в Калмыкии

Душевные, теплые и в то же время очень деловые отношения сложились в лиге школ Калмыкии. История сообщества, начавшаяся с интереса и желания учиться и участвовать в конкурсных программах Школьной лиги РОСНАНО всего лишь одной юной школьницы за 5 прошедших лет выросла в мощную республиканскую сеть школ.

Об организации жизни и специфике работы ресурсного центра Школьной лиги в Республике Калмыкия рассказывает его руководитель - Светлана Владимировна Даржинова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», директор музея университета.

Региональный ресурсный центр Школьной лиги РОСНАНО в Калмыкии создан на базе ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова» в сентябре 2012 года.

Оператором Соглашения между АНПО «Школьная лига» и калмыцким вузом все эти годы выступает музей университета.

В составе РРЦ 25 образовательных учреждений, в том числе 4 лицея, 8 гимназий, 11 школ, Республиканский центр детско-юношеского туризма и краеведения, Калмыцкий медицинский колледж имени Тамары Хахлыновой.

Спецификой РРЦ в Калмыкии является то, что КалмГУ им. Б.Б. Городовикова, как единственный вуз и крупное предприятие, имеющее свою достаточно развитую инновационную инфраструктуру, выступает в качестве доверенного партнёра для всех образовательных учреждений Калмыкии. Ведь, в идеале, для решения важнейших задач в образовании: ранняя профориентация, развитие естественнонаучного образования и популяризация высоких технологий, каждая школа должна иметь в качестве доверенного партнёра своё предприятие. Сделать это в регионе с незначительными масштабами и ограниченным потенциалом сектора высшего образования достаточно сложно, поэтому калмыцкий вуз, используя свои ресурсы и федеральные инновационные ресурсы, в том числе и ресурсы Школьной лиги РОСНАНО, выступает в качестве такого предприятия в республике. Благодаря этому дети Калмыкии уже в школьном возрасте знакомятся с наукой и производством; взаимодействуют с исследователями, производственниками, конструкторами и предпринимателями, дизайнерами и маркетологами и даже получают опыт практики в учебных лабораториях, центрах общего пользования и на малых предприятиях университета.

В этой связи Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», оценивая вклад региональных систем высшего образования в социально-экономическое развитие регионов, признаёт Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова драйвером регионального развития и включает в первую группу вузов  с наибольшим уровнем влияния высшего образования  наряду с признанными образовательными центрами  Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Республики Татарстан, Красноярского края.

Белеева Полина, ученица МКОУ «Кегультинская СОШ имени Героя Советского Союза М.А. Сельгикова Кетченеровского района:

«У нас в Республике есть помощник в самореализации наших планов и будущего. Это Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова. Университет даёт нам большие возможности в разных сферах науки. И это всё здесь, Дома!» (из школьной газеты «Терновник»).

Лобинцева Евгения, ученица МКОУ «Приютненский сельский лицей им. И.К. Карпенко»:

«Развитие Калмыкии невозможно без Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова. Сегодня наш университет создал все условия для студентов и учащихся РК для общения с ведущими учёными, специалистами. Мы получаем конкретную помощь в создании своих проектов, в выборе направления для исследований, в проведении практических занятий на оборудовании университета» (из школьной газеты «Вестник лицея»). 

Бембиев Александр, ученик МБОУ «Русская национальная гимназия имени Преподобного Сергия Радонежского»:

«КалмГУ сейчас помогает всем нам и его вклад в развитие молодёжи действительно неоценим и очень важен…» (из школьной газеты «Радонежка»).

Весь калейдоскоп событий РРЦ строится на основе календарного плана Школьной лиги РОСНАНО и плана работы музея университета. Отчётный период, как и прошлые годы, был насыщен яркими, запоминающимися событиями, которые были отражены на сайте ШЛР и сайте КалмГУ, в СМИ (калмыцкое телевидение, радио, газеты). Необходимо отметить, что университетская телевизионная студия «Пеликон» также не обходила вниманием наши  мероприятия, создавая весьма интересные и красочные видеорепортажи.

Среди них: НАНОвый год; Неделя краеведения; Республиканская деловая игра-конкурс «Журналист. Зеркало для региона»; Научный лекторий; Дискуссионный клуб «Круглый стол»; выездные образовательные путешествия; ΧV республиканская конференция туристско-краеведческого движения «Бичкн Торскм»; Всероссийская Неделя высоких технологий и технопредпринимательства; Каникулярная школа «Наноград. Калмыкия»; заседания Творческой лаборатории критического мышления; Межрегиональная видеоконференция на тему: «Сетевое взаимодействие вуза и школы в региональной системе образования»;Межрегиональная научно-практическая музейная конференция с международным участием «Личность в парадигме  межкультурной коммуникации: язык – культура – образование – музей (теоретические и прикладные проблемы)»; Публичные слушания участников федеральной сетевой образовательной программы «Школьная лига РОСНАНО»; получение учебного оборудования от АНПО «Школьная лига»; рабочий визит представителей АНПО «Школьная лига» и многое другое.

Не будет преувеличением, если  сказать, что каждое событие оставило свой заметный след в сердцах его участников:

Мирошниченко Иван, ученик Комсомольской СОШ им. Н.С. Манджиева Черноземельского района:

«В сентябре 2017 года для меня произошло очень важное событие – наша школа стала школой-партнёром в программе Школьная лига РОСНАНО. Свою дальнейшую жизнь я связываю с робототехникой. У нас появилась возможность поработать в лаборатории робототехники на инженерном факультете КалмГУ. Мы приняли участие в работе лаборатории критического мышления, в проектировочном семинаре, учились работать в STA-студии. В школе наша жизнь тоже не стоит на месте. Недавно мы провели конкурс фантастических проектов «Школа будущего». Я думаю, что такие проекты расширяют границы познания и общения, дают нам большие возможности. Присоединяйтесь к нам!» (из школьной  газеты «Молодой Черноземельский»).

Очень трудно из всей пестрой череды различных событий РРЦ выделить какое-то самое самое, потому что каждое из них  по-своему  помогает сделать жизнь учащихся фантастически интересной и яркой. В своём взаимодействии со школьниками мы хотим, чтобы они получали возможность осмыслить изучаемое пространство деятельности, а также стать  активными «экспертами», то есть могли рассмотреть реальность с нестандартных ракурсов.

Поэтому, совсем не случайно, что в качестве модераторов мероприятий зачастую выступают учащиеся школ Калмыкии. Именно школьники, участники летней школы «Наноград» в Сочи,  предложили разыграть шутки в стиле «STAND-UP», провести танцевальный марафон в научном стиле «DancemyPhD», рассказать о своих научных идеях  в стиле «scienceslam». Очень радует, когда учащиеся школ приходят в РРЦ со своими предложениями. Следует отметить особо активных - это Бембиев Александр, ученик 10 класса РНГ им. Преподобного Сергия Радонежского; Евсеев Константин, ученик 10 класса МБОУ «СОШ № 10 им. В.А. Бембетова»; Манджиев Данзан, ученик 9 класса РНГ им. Преподобного Сергия Радонежского»; Лиджиев Алдар, ученик 11 класса МБОУ «СОШ № 20»; Дорджиева Александра, ученица 10 класса МБОУ «СОШ № 10 им. В.А. Бембетова»; Анацкая Ульяна, ученица 11 класса Приютненской многопрофильной гимназии.

В то же время, в нашей деятельности практикуется работа со студентами, которые принимают самое активное участие во всех наших мероприятиях: проводят психологические тренинги, выступают в качестве ведущих, тьюторов и т.д. Таким образом, они получают бесценный опыт  взаимодействия с другими людьми и сотрудничества с различными структурами.  

Бессменным общественным координатором программы ШЛР в Калмыкии с сентября 2013 г.  по август 2017 года являлась Даржинова Любовь, студентка гуманитарного факультета КалмГУ. Сегодня она учится в магистратуре Паннонского университета в Венгрии по направлению «прикладная лингвистика»  и говорит:

 «Участвуя в программе «Школьная лига РОСНАНО» с 2010 года, вначале как участница, а с 2013 года в качестве общественного координатора ШЛР в Калмыкии получила огромный опыт организации мероприятий различного формата и  работы в команде.

Меня бесконечно радует тот факт, что наше сообщество всё время расширяется. Причём это не просто количественный фактор. На мой взгляд, оно носит качественный характер. Доказательство тому, как выступают учащиеся сельских малокомплектных школ. Если вначале им бывает достаточно сложно конкурировать с учащимися городских школ, то по прошествии какого-то времени эта разница практически исчезает. 

И это не случайно, ведь вся работа, проводимая нами, носит содержательный характер. Организуя то, или иное сетевое событие, мы стремимся пробудить интерес у участников, привлечь их внимание к какой то конкретной проблеме, чтобы они могли задуматься над этим, осмыслить. Ведь, только тогда такое событие остаётся в памяти надолго. Конечно же, нужно отметить, что нашими единомышленниками выступают замечательные учителя, настоящие энтузиасты своего дела:  Лиджиева Ирина Григорьевна, коордиантор ШЛР в Хар-Булукской СОШ; Вилкова Елена Михайловна, координатор ШЛР в Приютненском лицее им. И.Карпенко; Накшинова Бактыгул Мухамеджановна из Воробьёвской СОШ имени Героя Советского Союза Н.Т. Воробьёва; Джамбышева Байрта Алексеевна, Пантина Евгения Евгениевна и Бембиева Виктория Владимировна из РНГ имени преподобного Сергия Радонежского; Манжаева Светлана Николаевна и Сангаджиев Чингиз Геннадьевич из МБОУ «СОШ № 10 г. им. В.А. Бембетова»; Коваева Баир Макаровна из Калмыцкой национальной гимназии им. А.Ш. Кичикова; Чемидова Татьяна Гаряевна из Элистинского технического лицея; Сумьянова Ольга Андреевна из Кетченеровской многопрофильной гимназии им. Хонина Косиева и мн. др.

Сегодня, находясь далеко, хочу сказать, что Школьная лига РОСНАНО - это такое «нанопространство», которое, несомненно, имеет доброе начало. Его волны будут сопровождать меня всю жизнь! Спасибо всем!».

Привлекая образовательные учреждения в наш РРЦ, для результативного осуществления работы по взаимодействию с ними, мы реализуем проекты, в содержание которых включаются территориально-географические, культурные, этнорегиональные особенности, местный опыт, что позволяет  участникам вдумчиво и деятельностно знакомиться с окружающим пространством (Деловая игра-конкурс «Журналист», ΧV республиканская конференция туристско-краеведческого движения «Бичкн Торскм», Неделя краеведения, выездные образовательные путешествия и др.).

Также мы практикуем проведение мероприятий на местах, например НАНОвый год мы провели на базе МБОУ СОШ № 20 г. Элисты, а заседание Творческой лаборатории критического мышления в Элистинском техническом лицее. Деловая игра-конкурс «Журналист. Зеркало для региона» прошла в Русской национальной гимназии им. Преподобного Сергия Радонежского. Мы не ограничиваемся площадками в городе, выезжаем в районы. В этом году мы побывали в образовательных учреждениях Приютненского и Целинного районов.

Таким образом, участники сети предоставляют друг другу собственные образовательные ресурсы. Ведь, они не просто предоставляют свои площадки, а соучаствуют в том или ином мероприятии, расширяя тем самым границы общения для своих учащихся, получая в этом взаимодействии дополнительные возможности по социальному проектированию их развития. При таких взаимодействиях возникают интегрированные тьюторские группы, в которые входят представители администрации, учителя, ученики, студенты, преподаватели, носители педагогических технологий и т.д.

Проектируя ситуационно-событийный смыслообразующий механизм развития обучающихся, мы рассматриваем содержание сетевого образования как единство «предметного» и «субъектного» (личностного) опыта. В качестве примера приведём интервью участницы Каникулярной школы «Наноград. Калмыкия» Коксуновой Иляны, ученицы МОКУ «Хар-Булукская СОШ» Целинного района:

«В марте 2017 года я приняла участие в каникулярной школе «Наноград. Калмыкия». Наша команда решала кейс по экологии. Перед нами была поставлена задача, что делать с использованными батарейками. Во-первых, мы изучили эту проблему и узнали, какой огромный вред приносят они здоровью человека, если просто выбрасываются на свалку. Стали думать, что нужно сделать? Для начала провели большую разъяснительную работу с населением нашего посёлка и района; организовали пункт приёма таких батареек в школе и поселковом магазине. Затем нашли пункт приёма в г. Элиста. Это оказался единственный пункт приёма. Отсюда батарейки отвозят в г. Волгоград.  

В результате, наша команда заняла 2 место, была награждена дипломом и денежной премией. Мне и моим друзьям было интересно заниматься этой проблемой. Теперь я и мои друзья никогда не выбросим использованные батарейки в мусор.

В общем, каникулярная школа «Наноград. Калмыкия» стала для меня очень заметным событием в моей жизни, и мы даже давали интервью для программы «Вести. Калмыкия». Это было первое в моей жизни интервью телевидению».

Ещё одним важным моментом, о котором следует сказать, это поддержка РРЦ со стороны нашего руководителя - ректора Б.К. Салаева, который оказывает нам, как моральную, так и финансовую поддержку. Не оставляет нас без внимания и профильное министерство – Министерство образования и науки РК. 22 августа 2017 года как руководитель РРЦ выступила с докладом о нашей деятельности в регионе на ежегодном республиканском совещании педагогических работников в формате дискуссионного форума по теме: «Развитие республиканской системы образования в контексте основных стратегических ориентиров государственной политики». Здесь же на совещании нами была  организована информационная площадка «Школьная лига РОСНАНО», вызвавшая большой интерес у участников совещания, в том числе и председателя правительства  РК И.А. Зотова.

Такая же информационная площадка была организована нами 30 августа 2017 года  на ежегодном расширенном совещании работников КалмГУ. Все участники совещания, в числе которых был и глава региона Алексей Маратович Орлов, ознакомились с презентацией и видеоматериалами, представленными на площадке.

Прошедший период порадовал нас и тем, что наш РРЦ был признан руководством АНПО «Школьная лига» как один из активно развивающихся и включен в пятёрку лучших. В этой связи Экспертным советом лиги было принято решение о выделении нам 10 STA-cтудий на безвозмездной основе. Такое решение, конечно же, очень обрадовало всех нас. Ведь  – это ещё один    шаг к развитию естественнонаучного образования в регионе. Такой уникальный продукт, модульный набор учебно-методических комплектов от Школьной лиги РОСНАНО, безусловно, поможет нашим образовательным учреждениям в реализации программ внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Еще одним замечательным подарком от АНПО «Школьная лига» для всех нас стал рабочий визит 24-26 октября 2017 года в Калмыкию Селянина Александра Александровича, генерального директора АНПО «Школьная Лига»; Казаковой Елены Ивановны, член.-корр. РАО, доктора педагогических наук, профессора, председателя Экспертного Совета «Школьной лиги РОСНАНО», научного руководителя программы ШЛР; Кудряшова Егора Станиславовича, менеджер направления «Развитие STA-студия» АНПО «Школьная лига», автор модулей STA-студия.

Нашим ученикам, студентам, учителям, преподавателям надолго запомнятся все встречи в рамках краткосрочного, но весьма насыщенного по содержанию и значимости  пребывания А.А. Селянина, Е.И. Казаковой, Е.С. Кудряшова.

Более того, в рамках визита были проговорены новые пути нашего взаимодействия и рассмотрены другие грани сотрудничества.

Лиджиева Ирина Григорьевна, учитель - координатор проекта «Школьная лига РОСНАНО» в МОКУ «Хар-Булукская СОШ»: 

«Встреча с представителями ШЛР в стенах родного вуза была пронизана добротой, сердечностью, огромным желанием  поделиться знаниями с нами, что мы почувствовали себя такими близкими людьми.

 Мы получили огромный  заряд увлеченности, в нас еще более обострился «исследовательский дух», сразу появилось столько идей, задумок, гипотез, сразу захотелось как можно скорее доехать домой, встретиться со своими учениками и быстрее поделиться с ними результатами этого семинара. Наши ученики были очень рады такому общению, когда им самим пришлось находить верные решения, строить программу семинара, не только предлагать названия новых модулей, но  и предлагать решения  по их созданию.

Хочется выразить искреннюю благодарность Даржиновой С.В., неутомимому организатору всего нового, Салаеву Б.К. и Питкиевой Т.И. за большую поддержку этого нового направления, внимание к учителям и учащимся. Я очень рада тому, что у наших детей не на словах, а на деле существует такая детская республика, такое движение, как Школьная лига РОСНАНО.

Огромное СПАСИБО нашим гостям Селянину А.А., Казаковой Е.И., Кудряшову Е.С., которые не посчитались со своим личным временем, с погодой, дорогой и приехали к нам!».

Кузьмицкая Софья, студентка 1 курса направления «психология»:

«Практический семинар STA-студии подарил мне потрясающий опыт и хорошие воспоминания. Такой формат работы не только помогает развить навыки научного метода работы, но и дает возможность разным людям встретиться, наладить контакты между собой, создать связь, которая будет хорошим подспорьем в дальнейшем обучении и получении новых знаний и опыта. Для меня именно социальный аспект мероприятия показался наиболее важным».

Подводя итоги, хочу заметить, что всероссийская сетевая образовательная программа «Школьная лига РОСНАНО» создаёт предпосылки для субъектной активности личности, её востребованности в образовательном пространстве Калмыкии и России в целом.

Актуализируя различные жизненные ситуации, моделируя обстоятельства, требующие от учащихся нравственного выбора, самооценки, волевых усилий в направлении самоизменения, мы преодолеваем функционализм в образовании, его дробность в реальной школьной практике и выстраиваем общее качественное образовательное смысловое поле для всех участников сети.

Деятельность, реализуемая РРЦ, обеспечивает накопление участниками на каждом этапе их социализации адекватного духовно-нравственного опыта, рефлексии собственной индивидуальности. Данный параметр характеризует общую ситуацию по реализации программы ШЛР в Калмыкии и соответствует динамике инновационного развития российского общества и государства.