Студия стендового моделизма "КВ" (танк Клим Ворошилов).Руководитель-Кудрявцев В.М.
Моделизм имеет богатую и интересную историю. Ещё с древних времён, прежде чем построить здание, вначале выполняли его уменьшенную модель-копию. Так как стендовый моделизм тесно связан с различными транспортными средствами, именно модели кораблей были первыми копиями техники, изготовленными в масштабе, а корабельный стендовый моделизм является прадедушкой всех современных видов. Интересно, что первые копии кораблей в уменьшенном виде относятся к периоду 10 века до нашей эры. Моделисты того времени, проживающие в Древнем Египте, изготавливали копии кораблей из глины и дерева, раскрашивая их красками. Немного позже, когда было открыто понятие масштаба, появились построечные модели кораблей. На их основе строили настоящие суда, последовательно увеличивая каждую деталь модели и составляя из готовых больших деталей большой корабль. В более поздние времена, при изготовлении машин и механизмов, эта потребность увеличилась ещё больше. С развитием технического прогресса в 18 веке появились первые транспортные средства, работающие на энергии пара. Очень скоро возникли и первые модели паровозов, дав начало железнодорожному моделизму – одному из наиболее популярных видов моделизма в мире. Чуть позднее, в веке XX, человек изобрел автомобиль, а позже - и самолет, что дало моделизму новый толчок в развитии.
Кроме того с развитием военного дела, усложнением тактики и стратегии, помимо топографических карт стали использоваться макеты местности с моделями танков и самолётов, автомобилей и пушек. Родоначальником готовых моделей-копий, предназначенных для самостоятельной сборки, стал английский изобретатель Стивенс. Основанная им компания Skybird впервые в мире в конце 30-х годов выпустила на рынок модель самолета в масштабе 1:72. С тех пор этот масштаб для моделей считается классическим. А в упаковке с первым сборным самолетом находились жестяные и деревянные детали, проволока, стойка, наждачная бумага для ошкуривания и инструкция по сборке. Несмотря на скромный вид, модель стала чрезвычайно популярной, и компания продолжила выпуск сборных самолетов, увеличив к концу Второй мировой войны ассортимент до 120 видов самолетов. В годы Второй мировой войны в Англии массово изготавливались модели самолётов противника, прежде всего немецких, что бы не только военнослужащие, но и гражданское население могло различать типы вражеских самолётов.
Широкое распространение стендовый моделизм получил в 70-е годы XX века. Важную роль в этом сыграли и первые в стране смотры-конкурсы миниатюрных моделей военной и гражданской техники, устраиваемые под эгидой журнала “Техника молодежи”, и закупка на Западе пресс-форм фирмы Фрог для налаживания собственного производства сборных пластиковых моделей. На конкурсах выставлялись изделия искусных самодельщиков, мастеривших из картона, дерева, пластика и других подручных материалов великолепные миниатюрные копии самолетов, танков, автомобилей и кораблей всех времен и народов. Впрочем, многие их коллеги уже тогда предпочитали появившиеся в продаже пластмассовые сборные модели. Однако модели были лишены множества мелких подробностей и деталей – мелких, конечно, только с точки зрения изготовителя, но очень дорогих сердцу энтузиастов-моделистов. Поначалу стремились как можно точнее раскрасить модели в соответствии с оригиналами – наносился характерный камуфляж, национальные опознавательные знаки, символы отдельных соединений, подразделений, вплоть до личных обозначений командиров экипажей и летчиков. Имитировали разными способами на моделях копоть от выхлопных газов двигателей, следы от попаданий снарядов, осколков и пуль.
Следующий этап в творчестве самодеятельных моделистов ознаменовался появлением на смотрах-конкурсах композиций. Самодельщики упорно искали изображение оригиналов техники во всех доступных тогда источниках – книгах, альбомах, музейных экспозициях, даже в черно-белой фото- и кинохронике военных лет. Все это приближало к полному правдоподобию, что, собственно, и требовалось от военно-исторических миниатюр. Конечно, при таком методе ошибки были неизбежны, тем не менее, создатели подобных композиций достигали совершенства. Общим стимулом был горячий интерес к прошлому и настоящему техники. Особенно вооружения и боевой техники, что легко объяснимо – ведь в них издавна в первую очередь воплощались все самые лучшие и эффективные достижения ученых, инженеров и изобретателей.
Но лишь сравнительно недавно на помощь любителям пришло производство. Теперь прилавки магазинов буквально ломятся от всевозможных изделий. Это сборные модели всего, чего угодно: самолетов, танков, самоходок, автомобилей, боевых кораблей и многое другое. Все это богатство позволяет создавать любому желающему диорамы, которые раньше можно было увидеть только в музеях.
В разных регионах России энтузиасты стендового военно-исторического моделизма объединяются в клубы по интересам, организовывают и проводят выставки. Для многих людей занятие моделированием становится увлечением на всю жизнь.
Неоценима роль моделирования и конструирования в умственном развитии. Изготавливая модель той или иной машины, ребята знакомятся не только с ее устройством, принципом работы, основными частями и узлами, но и назначением, областью применения ее человеком, получают сведения общеобразовательного характера, учатся планировать и исполнять намеченный план, находить наиболее рациональное конструктивное решение, создавать свои, оригинальные поделки. Занятия развивают интеллектуальные и инструментальные способности, воображение и конструктивное мышление, прививают практические навыки работы со схемами и чертежами.
Моделируя, ребята определяют форму и устройство машины, конструкций и сооружений, подбирают цвет, в который они будут окрашены, изучают композиционное расположение отдельных частей и элементов. Таким образом, происходит эстетическое обучение, развитие и воспитание. Моделирование и конструирование имеют большие возможности в развитии ребят. Развивающий характер обучения определяется всей системой занятий. Ребята вначале пополняют определённую сумму знаний, которая является основой для последующей работы. С накоплением знаний они постепенно переходят к изготовлению более сложных моделей и самостоятельной разработке конструкций. При этом вся трудовая деятельность способствует развитию творческих способностей. Существенны и воспитательные возможности занятий по моделированию и конструированию. С их помощью мы знакомимся с историей развития не только техники, но и с её создателями, а значит - с историей Родины и всего человечества. Практически все изделия могут служить выставочными экспонатами, наглядными пособиями, подарками, и поэтому мы стараемся выполнить их как можно лучше. Групповой метод вырабатывает у ребят чувство коллективизма, товарищества, ответственности за порученное дело.
В 2014-2015 учебном году на базе ЦВР г. Кинешма была создана военно-историческая студия стендового моделизма. Её возникновение носило скорее экспериментальный характер,чем перспективный. Однако первый опыт участия ( с 2015 г.) , а затем ежегодное участие в выставках межрегионального Всероссийского уровня :
- Рязанской выставке "Забытые сражения";
- Нижегородской выставке "Защитники Отечества";
- выставке- конкурсе стендового моделизма и исторической миниатюры г. Ступино Московской области;
- Московских выставках "Город мастеров" и "МиниМакс,2015-16 г.г.
- Санкт-Петербургском слёте моделистов 2015-16 г.г.
показал , что у стендового моделизма в городе большое будущее !!!
Обучающиеся творческого объединения : Люсов Степан 2003 г.р., Нежиков Антон 2003 г.р., Морозов Алексей 2003 г.р., Румянцев Даниил 2003 г.р., Кротов Всеволод 2005 г.р. являются не только участниками выставок,но и неоднократными их призёрами !!!
Руководителем творческого объединения является педагог дополнительного образования - моделист - Кудрявцев Владлен Михайлович.