Образовательная модель

 Модель организации образовательного процесса МКОУ Бобровская СОШ №2 в условиях реализации ФГОС.

«Модель школы индивидуального выбора в режиме сетевого взаимодействия»

  1. Данные об образовательной организации

1.1.Полное наименование:  Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Бобровская средняя общеобразовательная школа №2.

1.2.Юридический адрес: 3977703 Воронежская обл., г. Бобров, ул. Красная Печать, 22 А

1.3.ФИО директора: Гайворонская Наталья Ивановна

 контактный телефон: 8(47350)41333

Электронный адрес: bshcola2@mail.ru

 

2.Описание образовательной модели

 

Многочисленными научными исследованиями и практической деятельностью доказано, что нет никакого другого способа осуществления развития, кроме как через инновационный процесс.

                                                                    М.М. Поташник

Основные концептуальные идеи модели образовательного процесса (уникальность, инновационность): Обновление содержания общего образования в контексте новых ФГОС раскрывается через особенности построения модели  школы индивидуального выбора в режиме сетевого взаимодействия.

Сегодня в условиях реализации ФГОС с особой остротой встает вопрос о необходимости отслеживания индивидуального  продвижения обучающихся в процессе развития личности, возможности        построения индивидуального образовательного   маршрута   ребенка,   ориентированного   на личностные и метапредметные результаты. 

Но в ходе реализации проектов система образования Российской Федерации в целом, а школы в частности пока так и  не решили традиционными способами противоречие между образовательными потребностями социума, формируемого в том числе и государством, и недостаточным уровнем качества, доступности, эффективности вариативных образовательных услуг, предоставляемых образовательной организацией.

Возникающее противоречие между новыми требованиями к качеству образования и существующими возможностями образовательных организаций для их обеспечения может быть решено в условиях наращивания потенциала образовательных организаций за счет ресурсов образовательной сети муниципального и регионального уровней.  Это противоречие и обусловило актуальность разработки и реализации новых организационных, технологических, инфраструктурных форм организации образования  в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и для создания каждым учеником индивидуальной образовательной траектории.

Основой функционирования школы индивидуального выбора в режиме сетевого взаимодействия  являются конкретные проекты, создаваемые на основе сетевого взаимодействия. Образовательные сеть кооперирует образовательные ресурсы, расширяет спектр вариативных образовательных программ, что в свою очередь дает большую возможность обучающимся конкретного образовательного учреждения через сетевое взаимодействие строить индивидуальную образовательную траекторию.  Опыт работы МКОУ Бобровская СОШ№2 показал, что сетевой принцип организации работы  способствует повышению положительной мотивации у всех участников образовательных отношений  к учебной и педагогической деятельности, что  приводит к повышению качества образования и развитию ключевых компетенции, УУД.

Направленность модели образовательного процесса: Реализация индивидуализации образования через построение индивидуальной образовательной траектории на основе сетевых образовательных программ.

Цель проекта:

Достижение высокого качества образования школы индивидуального выбора в условиях сетевого взаимодействия, соответствующего потребностям и ожиданиям потребителей образовательных услуг на основе новых подходов к построению образовательного процесса .

 

Задачи реализации проекта:

- реализовать новые формы образовательного процесса, основанные на выборе учащихся  и их родителей, в том числе и в режиме сетевого взаимодействия;

- включить в учебный план школы современные виды образовательной деятельности – краткосрочные курсы, проектную, исследовательскую работу и другие, отвечающие требованиям ФГОС, предоставляемые как образовательной организацией, так и в режиме сетевого взаимодействия;

- создание сетевых программ;

- снизить перегрузку учащихся, упорядочить учебное время;

-формировать открытую образовательную среду, обеспечивающую доступность и современное качество основного и дополнительного образования через выбор индивидуальных образовательных  маршрутов и сетевое взаимодействие;

-обеспечить преемственность между всеми ступенями образовательного процесса на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития.

Описание Модели образовательного процесса МКОУ БОБРОВСКАЯ СОШ№2

 Школа работает над построением новой модели образовательного процесса, которая предполагает функционирование в режиме сетевого взаимодействия и в режиме предоставления выбора каждому обучающемуся собственной траектории развития. Актуальность реализации данного подхода заключается в том, что мы должны сформировать такие личностные и профессиональные качества школьника, которые позволят ему быть востребованным в обществе будущего. Мы строим свою систему обучения таким образом, что предоставляем ученику проявить себя и развиваться в соответствии со своими стремлениями и способностями. Одним их факторов развития школы является взаимодействие с учреждениями высшего и дополнительного образования. За последние годы школа установила партнерские отношения со многими образовательными учреждениями. Обучающиеся и педагоги осуществляли проектно-исследовательскую деятельность в рамках конференций, фестивалей и конкурсов, проводимых под эгидой учреждений высшего и дополнительного образования. В настоящее время более прочные и устойчивые связи школа имеет с ДЮЦ «Радуга», ДЮСШ, ДЮСШ «Ледовый дворец им. Вячеслава Фетисова», ДШИ, ВГУИТ, ВГАУ, ВГАСУ, ВГПУ, ВГУ, ВИВТ, РХТУ имени Менделеева, Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего», ВОУК, ПУ №43, ХЛК.

 Формирование нового образовательного пространства консолидирует усилия педагогов по формированию новых образовательных (метапредметных) результатов.

 

Ожидаемые результаты и продукты реализации: 

 Данная образовательная модель обеспечит расширение образовательного пространства, позволит создать новую  организационно-педагогическую  форму.

В результате реализации образовательной модели, основанной на возможности выбора в режиме сетевого взаимодействия, будет   обеспечено: 

ü  не только раскрытие личностного  потенциала любого ребёнка, но и подготовка его к условиям жизни в высоко конкурентной среде, развитие умения бороться за себя и реализовывать свои идеи, 

ü  социализация  подрастающего поколения, 

ü  увеличение уровня доступности качественных образовательных  услуг,

ü  устойчивое развитие образовательного потенциала  школы.

ü  расширение спектра предоставляемых услуг для удовлетворения запросов обучающихся, родителей, общества,

ü  укрепление позиций школы в социуме и расширение ее влияния на социальную среду.

В ходе реализации проекта будет создана

·         образовательная  модель школы индивидуального выбора в режиме сетевого взаимодействия;

·         Модель организации УВП через комплексную интеграцию урочной и внеурочной деятельности,  интеграцию основного и дополнительного образования;

·         Модель организации образовательного пространства школы;

·          модель комплексной образовательной среды,обеспечивающей информационно-методические условия реализации новых стандартов;

·         учебный план школы;

·         модель организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;

·          план внеурочной деятельности школы

·         комплект локальных нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию образовательной модели;

·         комплект рабочих программ учебных предметов и курсов внеурочной деятельности;

·         система психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса;

·         методический инструментарий учителя (совокупность приемов, методов, технологий и т.д.), обеспечивающий реализацию системно-деятельностного подхода;

·         диагностический  инструментарий для  определения  результативности деятельности   участников образовательного процесса.

·         информационно-методические материалы для участников образовательного процесса.

·         готовность педагогического коллектива к инновационным преобразованиям;

 

Теоретическая и практическая ценность ожидаемых результатов

Теоретическая значимость ожидаемых результатов реализации проекта состоит в выработке научно-методических принципов, требований, критериев  и рекомендаций к реализации моделей образовательного процесса в соответствие с требованиями ФГОС.

Практическая значимость реализации проекта  заключается в:

      - создание модели образовательного процесса, учитывающей региональные  приоритетные направления, особенности образовательного учреждения, запросы обучающихся, родителей, общественности;

      - разработка научно-методическое обеспечения организации  учебно-воспитательного процесса при реализации ФГОС;

      - разработке методических рекомендаций для руководящих и педагогических работников образовательных учреждений;

      - разработке пакета нормативно-правовых документов по введению данной модели в общеобразовательных учреждениях.

               Предполагаемое использование результатов

Потенциальными потребителями результатов исследования являются родители, представители общественности и  следующие категории работников образования:

- сотрудники органов управления образованием и муниципальных методических служб,

- администрация школ,

- учителя, социальные педагоги, психологи, классные руководители,

- органы общественно-государственного управления в ОУ,

- преподаватели, занятые в сфере профессиональной переподготовки  и повышения квалификации педагогических работников.

Теоретические и практические продукты исследования могут быть востребованы всеми указанными категориями работников в процессе организации, реализации и усовершенствования образовательного процесса в связи с требованиями  ФГОС, в переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров, а также в целях накопления, аналитической обработки и передачи инновационного педагогического опыта. 

Перечень материалов, представляемых по окончании проекта, возможность их тиражирования и трансляции:

По окончании проекта будут представлены следующие материалы:

·         пакет локальных нормативно-правовых актов и методические рекомендации по их разработке;

·         методические рекомендации по организации ресурсного обеспечения образовательного процесса основной школы ;

·         методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса;

·         методические рекомендации по созданию системы оценки качества образования в соответствие с требованиями ФГОС;

·         методические рекомендации по внедрению образовательной модели в практику, основанной на комплексной интеграции

Тиражирование и трансляция положительного опыта реализации проекта будет осуществляться через доклады и выступления на научно-практических семинарах, совещаниях, конференциях различного уровня, статьи в научно-методических журналах и тезисы в сборниках материалов научно-практических конференций, мультимедийные презентации, электронные материалы на сайте школы и других ресурсах в сети Интернет, сборник научно-методических материалов по проблеме инновационной работы, материалы в информационных буклетах школы.

 

 

Комплекс необходимых условий для функционирования  образовательной модели(внутренние и внешние).

Описание режима учебной деятельности.

 

 

 

Учреждение  работает  по графику пятидневной (1-ая ступень) и шестидневной (2-ая и 3-я ступени) рабочей недели. Занятия проходят в две смены. В 1 классе - 33 учебные недели, во 2-4  классах - не менее 34 учебных недель. В 1 классе используется "ступенчатый" режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый);  для 2-4  классов- 40 минут.

Продолжительность обучения 5-8 классов  35 учебных недель, 9 классов -  34 недели, 10 классов -  35 учебных недель, 11 классов -  34. Продол­жительность урока - 40 минут.

 

Характеристика кадровых условий.

Успешность реализации  Модели во многом определяется уровнем профессиональной компетентности работающих в ней педагогов. В школе работали 52 педагогических работника  и 1 внешний совместитель. ВКК имеют 31 педагогов, 1КК- 18, СЗД-5 педагогов. Имеют высшее образование – 50 педагогов,  среднее специальное образование – 2. 100% педагогов  школы прошли курсы повышения квалификации по реализации ФГОС.  Имеют ведомственные знаки отличия: «Заслуженный учитель РФ» - 2 чел., «Отличник народного просвещения» - 3 чел., «Почётный работник основного общего образования» –  6 чел. Награждены Почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации - 5 чел. Все педагоги владеют современными образовательными технологиями, активно используют информационно-коммуникационные технологии.

 Характеристика материально-технических условий.

 МКОУ  Бобровская СОШ№2 располагается в двух зданиях. В школе 31 оборудованный  учебный  кабинет. Все  кабинеты оснащены современным оборудованием (компьютер, интерактивная доска, проектор), АРМ учителя в каждом кабинете есть выход в интернет.  Все компьютеры объединены в единую локальную сеть.   На каждом этаже оборудована система Wi Fi.

Технические средства обучения

№ п/п

                                         Название техники

Количество

1.        

Интерактивные доски

29

2.        

Компьютер

111

3.        

Мобильные классы

1

4.        

Мобильные компьютеры (ноутбуки)

83

5.        

Мобильный автогородок

1

6.        

Мультимедийные проекторы

35

7.        

Сканеры

2

8.        

Документ-камера

24

9.        

Цифровой фотоаппарат

3

10.     

Принтеры

23

11.     

МФУ

18

12.     

DVD

1

13.     

Видеомагнитофон

2

14.     

Музыкальный центр

3

15.     

Плазменные панели

13

16.     

Конструкторы LEGO (Перворобот)

5

17.     

Наноэдьюкатор

1

18.     

Цифровая лаборатория «Архимед»

2

19.     

Лаборатоный комплект «Окружающий мир»

15

20.     

Комплект лабораторного оборудования «НаноБокс»

4

21.     

Планшетный ПК Prestigio MuitiPacl

1

22.     

Планшетный регистратор данных

7

23.     

Автотренажер

 

 

Для организации всех видов деятельности обучающихся оборудованы  следующие помещения: кабинет для индивидуальных и групповых занятий и тренингов; 2 цифровые лаборатории естественнонаучной направленности, библиотека с читальным залом с обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах с выходом в сеть Интернет,  технологические мастерские, кабинет робототехники, спортивный комплекс (спортивный зал,  спортивная площадка, , тренажерный зал).

Характеристика финансовых условий.

Для реализации модели  предусматривается привлечение средств регионального бюджета  (субвенция (учебные расходы), средств проекта модернизации региональной системы общего образования Воронежской области), муниципального бюджета, внебюджетных источников.

Полученные средства планируется расходовать по следующим направлениям:

Ø  Повышение квалификации работников МКОУ Бобровская СОШ№2

Ø  Улучшение материально-технической базы школы;

Ø  Приобретение учебно-методических пособий;

Ø  Приобретение оборудования;

Описание механизмов формирования учебных планов.

Учебный план V-IХ классов состоит из  обяза­тельной части (70% от общего объема предельно допустимой учебной нагрузки) и части, формируемой участниками образовательного процесса (30%  от общего объема предельно допустимой учебной нагрузки). В содержание Учебного плана в течение 5 лет включены все обязательные предметные области с перечнем учебных предметов, определенным в соответствии с ФГОС ООО. Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, определяет состав дополнительных учебных предметов, элективных курсов, курсов внеурочной деятельности, проектов и объем времени, отводимого для их изучения на каждый учебный год. Эта часть Учебного плана конструируется всеми участниками образовательного процесса, исходя из их интересов, потребностей и возможностей школы на каждый учебный год. Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, за счет своей вариативности обеспечивает гибкость Учебного плана и мобильность обучающихся в продвижении по индивидуальной образовательной траектории в рамках ООП ООО. Дополнительные учебные предметы, элективные курсы, курсы внеурочной деятельности, проекты данной части реализуются на основе деятельностного подхода.

При организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО предусматривается, что особенностью содержания современного основного общего образования является не только ответ на вопрос, что обучающийся должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. В связи с этим именно переориентация всего образовательного процесса на формирование и оценку сформированности универсальных учебных действий является решающим показателем реализации ФГОС ООО. Следовательно, особое внимание необходимо уделить изменению формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества (от классно-урочной к лабораторно-семинарской, лекционно-лабораторной, исследовательской), методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов. Также следует обеспечить максимальную насыщенность урочных и внеурочных занятий разными видами проблемной познавательной деятельности, использование развивающего и проблемного обучения. При разработке рабочих программ по учебным предметам Учебного плана предусмотрено использование различных форм организации занятий, как аудиторных (урочных), так и неаудиторных (отличных от урочных), что направлено на расширение возможностей получения обучающимися не только предметных результатов, но и разностороннего развития личности, достижения метапредметных результатов, повышения мотивации и интереса обучающихся согласно требованиям ФГОС ООО. На неаудиторные (отличные от урочных) формы организации занятий в рабочих программах обязательных учебных предметов отводится не менее 10% от общего объема часов рабочей программы; в рабочих программах дополнительных учебных предметов, элективных курсов - не менее 30% от общего объема часов рабочей программы. Курсы внеурочной деятельности в основном организуются в формах, отличных от урочных.

 

 

Учебный план 1-4-х классов МКОУ Бобровская СОШ№2, реализующий основную общеобразовательную программу начального общего образования в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, ориентирован на 4 - летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Содержание образования в 1-4 классах  реализуется преимущественно за счёт введения учебных предметов и курсов, обеспечивающих целостное восприятие ми­ра, системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения.

Продолжительность учебной недели составляет 5 дней. Продолжительность учебного года на первой ступени обучения составляет 35 недель, в первом классе - 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся  1-х классов устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Учебный план учитывает максимально допустимую недельную  нагрузку обучающихся, в соответствии с СанПиН, введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 (глава X, п. 10.5 и  10.6):

 

Классы

Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах при 5-дневной неделе

1

21

2 - 4

23

 

Продолжительность урока составляет:

- в 1 классе используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый; в ноябре, декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май по 4 урока по 45 минут каждый);

- во 2-4-х классах - 45 минут.

 

Учебный план определяет состав и структуру обязательных предметных областей, основными задачами которых является:

 

Филология   (учебные предметы:  «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык»

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания

-развитие диалогической  и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности

Для изучения предмета «Русский язык» в 1-4 классах отводится по 4 часа в неделю в каждом классе.

На изучение «Литературного чтения» в 1-3 классах отводится по 4 часа в неделю. В 4-х классах – 3 часа в неделю, 1 час учебного предмета «Литературное чтение» отводится на преподавание  учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

На изучение «Иностранного языка» во 2-4 классах учебным планом предусмотрено по 2 часа в неделю в каждом классе

 

Математика и информатика (учебный предмет «Математика»)

-развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления;

-обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Учебным планом отводится по 4 часа в неделю в каждом классе

 

Обществознание и естествознание(учебный предмет «Окружающий мир»)

-формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре,  природе нашей страны, ее современной жизни;

-осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

-формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме

«Окружающий мир» изучается в 1-4 классах по 2 часа в неделю в каждом классе.

 

«Основы религиозных культур и светской этики»  (учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»)

-развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному развитию;

Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

-формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;

- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России

На изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-х классах отводится по 1 часу в неделю за счет учебного предмета «Литературное чтение», так как основные задачи реализации содержания образовательных предметных областей «Филология» и «Основы религиозных культур и светской этики» частично совпадают: формирование первоначальных представлений о многообразии культурного пространства России, развитие диалогической и монологической речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств и др.

 

 Искусство (учебные предметы «Изобразительное искусство», «Музыка»)

-развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства;

-выражение в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

На изучение предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство» учебным планом предусмотрено по 1 часу в неделю в каждом классе на каждый учебный предмет.

 

Технология (учебный предмет «Технология»)

-формирование опыта как основы обучения и познания;

Осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов;

-формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности.

На предмет «Технология» отведено учебным планом по 1 часу в неделю в каждом классе.

 

Физическая культура(учебный предмет «Физическая культура»)

-укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;

-формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;

-формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

Учебным планом отведено на «Физическую культуру» по 3 часа в неделю в каждом классе.

Выполнение учебных программ в 1-4 классах обеспечивается учебно-методическим комплектом «Гармония» и «Школа России». Данные УМК в полной мере реализуют требования ФГОС по реализации вышеперечисленных результатов.

 

1.2. Основное общее образование

 (VVIIклассы в соответствии с требованиями ФГОС ООО)

 

Учебный план основного общего образования МКОУ Бобровская СОШ №2  (5-7 классы) разработан на основе:

- Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897, зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в редакции  приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 №1644;

- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

- Разъяснений департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области по отдельным вопросам применения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 29.05.2015 № 80-11/4360.

Учебный план определяет общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей.

При формировании учебного плана определен режим работы образовательного учреждения: 6-дневная учебная неделя.

На уровне основного общего образования продолжительность учебного года составляет 35 недель.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.

Продолжительность урока на ступени основного общего образования составляет 45 минут.

Совокупное учебное время, отведенное в учебном плане на учебные предметы обязательной части и учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, не превышает максимально допустимую недельную нагрузку обучающихся:

для 5 класса - 32 часа в неделю.

Для 6 класса – 33 часа в неделю.

Для 7 класса – 35 часов в неделю.

 

В соответствии с требованиями ФГОС ООО особенностью содержания современного основного общего образования является

- формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности;

- изменение формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества (лабораторно-семинарская,  лекционно-лабораторная, исследовательская);

- изменение методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов.

При проведении учебных и практических занятий по иностранному языку, технологии, информатике осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 25 и более человек.

Расписание учебных занятий составляется в соответствии с учебным планом и отражает часы обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Учебный план 5-х -7-х классов состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть основной образовательной программы основного общегообразования в соответствии с ФГОС ООО составляет 70%. 

В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:

 филология (русский язык, литература, иностранный язык),

общественно-научные предметы(история России, всеобщая история,  обществознание, география),

математика и информатика  (математика, алгебра, геометрия, информатика),

основы духовно-нравственной культуры народов России (5 класс), естественнонаучные предметы(биология, физика),

искусство (изобразительное искусство,  музыка),

технология (технология)

физическая культура и  основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса,определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся и их родителей.  Время, отведенное на данную часть учебного плана, составляет   30%  от общего объема учебной нагрузки обучающихся,  и

 использовано:

- на увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение предметов обязательной части (русский язык,  математика, физика),

- на введение метапредметных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, включает в себя:

-внутрипредметные образовательные модули (под внутрипредметными образовательными модулями понимается раздел учебного предмета, дополняющий, расширяющий содержание предмета.  (Внутрипредметные модули  зафиксированы в рабочих  программах  учителей).

-межпредметные образовательные модули(учебные предметы, расширяющие и интегрирующие содержание предметных областей). Межпредметные образовательные модули оформляются отдельными рабочими программами.

-интегрированные, метапредметные курсы по выбору (направлены на реализацию основной программы школы).

Набор предметов, модулей, курсов и время, отведенное  на их изучение, определяется педагогическим советом школы в соответствии с образовательным заказом всех участников образовательного процесса.

Метапредметные курсы по выбору:

в 5 классе:

«Развиваем устную и письменную речь» (0,5 часа в неделю), «Занимательная логика» (0,5 часа в неделю),

 «Лингвистика» (0,5 часа в неделю), «От знания опасностей – в мир безопасности» (0,5 часа в неделю).

в 6 классе: 

«Школа безопасности» (0,5часа  в неделю), «Лингвистика» (0,5часа  в неделю),

 «Углубленный тренировочный процесс по хоккею с шайбой» (20 часовв неделюв 6г классе  в соответствии с договором о сетевом взаимодействии и положением о специализированном спортивном классе по хоккею с шайбой).

в 7 классе: 

«Город математики» (1час в неделю), «Занимательная физика» (1час в неделю), «Юный патриот» (0,5часа  в неделю), «Основы пожарной безопасности» (0,5часа  в неделю). 

Их преподавание введено, исходя из интересов, склонностей и запросов учащихся, а также с целью непрерывного образования и выхода на профильное обучение.

Для обеспечения преемственности и непрерывности изучения учебных предметов в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, предусмотрено изучение предметов «Информатика и ИКТ» (1 час в неделю в 5-6 классах), «Культура общения», «ОБЖ» (по 0,5 часа в неделю – в 5-6 классах). 

Учебный интегрированный курс  «Краеведение»  предполагает  изучение в 6 -7 классах раздела  «Географическое краеведение» (1 час в неделю), который направлен на получение обучающимися сведений о родном крае: о рельефе местности, почве, геологическом строении, водных путях,  флоре, фауне, поселении и промышленности Воронежской области.

1.3. Основное общее образование

 (8-9 классы)

 

Учебный план основного общего образования(8-9 классы) МКОУ Бобровская СОШ№2 разработан на основе:

- приказа Министерства образования Российской Федерации  от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- приказа Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказа департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области №760 от  27.07.2012 года "Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";

- приказа департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области №840 от  30 августа 2013 года "О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760";

- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993).

         -    программы введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях Воронежской области, утвержденной приказом главного управления образования администрации Воронежской области № 547 от 18.08.2004.

 

Учебный план для 8-9 классов ориентирован на освоение образовательных программ основного общего образования, при этом продолжительность учебного года для 9 классов составляет 34 учебные недели, урока – 45 минут.

В соответствии с СанПиН при 45-минутной продолжительности уроков недельная нагрузка при шестидневной учебной неделе составляет в 8-9-х классах - 36 часов.

При проведении учебных занятий по иностранному языку, технологии, информатике и ИКТ при наполняемости 25 человек и более осуществляется деление классов на две группы.

Федеральный компонент базисного учебного плана основного общего образования (8-9 классы)

 представлен учебными предметами и количеством часов на их изучение на весь период освоения общеобразовательной программы основного общего образования: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика и ИКТ», «История», «Обществознание (включая экономику и право) », «География»,  «Физика», «Химия», «Биология», «Искусство (Музыка, ИЗО)», «Технология»,  «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности».

Учебный предмет  «Обществознание (включая экономику и право)» является интегрированным, направленным  на гуманизацию образования и развитие социальной зрелости обучающихся, построен по модульному принципу, включая содержательные разделы: «Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», Экономика«, «Право».

Учебный предмет  «Основы безопасности жизнедеятельности» введен для изучения на федеральном уровне в 8 классе, на его освоение отведен 1 час в неделю.  

Учебный предмет  «Искусство (Музыка и ИЗО) » в 8 - 9 классах разделен на два  предмета:  «Искусство (Музыка)»  и «Искусство (ИЗО)», на изучение которых  отводится по 0,5 часа в неделю.

По решению  образовательного учреждения на учебный предмет  «Искусство (Музыка)»  в 8 классе отведен 1 час в неделю для завершения образовательной программы по данному предмету. На изучение предмета «Искусство (ИЗО)»  для 8 – 9 классов  отведено по 1часу в неделю (по 0,5 часа из федерального компонента и компонента образовательного учреждения).

В  региональный  компонент для 8-9 классов введен интегрированный учебный курс «Краеведение», который предполагает изучение соответствующего учебного предмета: в 8 – 9 классах  отведено по 1часу в неделю на изучение раздела  «Историческое краеведение»,  содержащего сведения об истории Воронежской области,  что позволяет обеспечить непрерывность изучения учебного предмета на ступени основного общего образования.

Использование часов компонента образовательного учреждения направлено в соответствии с образовательной программой для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности, углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, добавлено по 1 часу в неделю на углубление изучения  учебных предметов федерального компонента:

в 8 классе – «Химия», «Русский язык».

За счет часов школьного компонента в целях обеспечения преемственности содержания образования введены учебные предметы:

 «Культура общения» -  в 8 классе (по 1 часу в неделю), в 9 классе  (по  0,5 часа в неделю), «Основы безопасности жизнедеятельности» -  в 9 классе (по 1 часу в неделю).

 

В соответствии с программой предпрофильной подготовки 3 часа компонента образовательного учреждения в 9 классе отведено на проведение элективных курсов:

«Подготовка к ГИА по русскому языку»;

«Решение задач основных тем курса математики»;

«Геометрические задачи с практическим содержанием»;

«Основы экономики»;

«Деловое письмо»;

 «Физика и окружающий мир»;

«Развитие органического мира»;

«Царство бытовой химии».

Целью каждого курса является развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения различных задач и самостоятельного приобретения новых знаний, привитие учащимся культуры общения между собой и окружающими, расширение кругозора в мире профессий, профильное самоопределение в отношении продолжения образования.

 

1.4. Среднее общее  образование

 

Учебный план среднего общего образования(10-11 классы) МКОУ Бобровская СОШ№ 2 разработан на основе:

- приказа Министерства образования Российской Федерации  от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- приказа Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказа департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области №760 от  27.07.2012 года "Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";

- приказа департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области №840 от  30 августа 2013 года "О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760";

- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993).

       -   концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002 № 2783;

     -    программы введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях Воронежской области, утвержденной приказом главного управления образования администрации Воронежской области № 547 от 18.08.2004.

Учебный план для 10-11 классов ориентирован на освоение образовательных программ среднего общего образования, при этом продолжительность учебного года для 11 классов составляет 34 учебные недели, урока – 45 минут.

В соответствии с СанПиН при 45-минутной продолжительности уроков недельная нагрузка при шестидневной учебной неделе составляет в 10 - 11 классах - 37 часов.

При проведении учебных занятий по иностранному языку, технологии, информатике и ИКТ при наполняемости 25 человек и более осуществляется деление классов на две группы.

 

Среднее  общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Эффективное достижение указанных целей возможно при освоении образовательных программ на основе профильного обучения и индивидуальных учебных планов. Подобная организация учебного процесса на IIIступени позволяет:

- создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, обеспечения каждому ученику движения по своей собственной индивидуальной образовательной траектории;

- установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;

- обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

На III ступени  для учащихся 10 классов, 11 классов обучение ведется  по ИУП.

Базисный учебный план для 10-11 классов  содержит два уровня федерального компонента  государственного стандарта (базовый и профильный), региональный компонент и компонент образовательного учреждения. В ИУП учебные предметы представлены следующим образом:

- предметы инвариантной части (обязательные) и предметы вариативной части профильного и базового уровня (по выбору);

- предметы инвариантной части (обязательные) и предметы вариативной части базового уровня (по выбору).

Различные сочетания базовых и профильных учебных предметов при организации обучения по ИУП выбраны образовательным учреждением самостоятельно с учетом норматив учебного времени, установленных СанПин, а также образовательных запросов  обучающихся и их родителей.

Компонент образовательного учреждения направлен на освоение элективных учебных предметов, для проведения учебной практики, проектно-исследовательской деятельности.

Часть учащихся 10 «Б» класса  на профильном уровне изучают биологию (3 часа в неделю), химию (3 часа в неделю), математику (6 часов в неделю). Другая группа учащихся этого класса на профильном уровне изучает обществознание (3 часа в неделю), право (2 часа в неделю), математику(6 часов в неделю).

Часть учащихся 10 «А» класса на профильном уровне   изучают   физику (5 часов в неделю), математику (6 часов в неделю).  Другая часть учащихся этого класса на профильном уровне изучают биологию  (3 часа в неделю),  математику (6 часов в неделю),

В 11 «А» классе сформированы 2 группы. В каждой группе на профильном уровне  изучают математику (6 часов).   В одной группе  на профильном уровне изучают биологию (3часа в неделю), химию (3 часа в неделю).

В другой группе на профильном уровне   изучают   физику (5 часов).

В 11 «Б» классе  в одной группе на профильном уровне  изучают математику (6 часов), обществознание (3 часа), право (2 часа). В другой группе на профильном уровне изучают  биологию (3 часа), математику (6 часов).

Введены элективные курсы:

- в  оборонно-спортивном профиле в 10 классе: «Основы военной службы» (1 час в неделю), «История войн и военного искусства Российских полководцев» (0,5 часа в неделю), «Основы самообороны» (1 час в неделю). Эти курсы  направлены на изучение исторического опыта русского и других народов по защите Отечества, воспитание патриотизма, познавательного интереса к военному делу, к службе в Вооруженных Силах, подразделениях МВД и МЧС,

формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, умения оценивать опасные и вредные факторы среды, определять способы личной защиты и защиты мирного населения в условиях ЧС.

- в социально-экономическом профиле: в 10 классе - «Познавательные и логические задания по обществознанию» (1 час в неделю), «Деловой английский» (1 час в неделю),

в 11 классе - «Страноведение» (1 час в неделю).  Элективные курсы направлены на углубление изучения английского языка, обеспечивают ознакомление обучающихся с важнейшими способами применения знаний на практике, способствуют развитию их интереса к современной профессиональной деятельности, приобретению знаний и навыков для успешного продвижения на рынке труда.

- в физико-математическом профиле в 10 классе  - «Основы исследовательской деятельности» (1 час в неделю),

 «Фундаментальные эксперименты в физической науке» (1 час в неделю),

в 11 классе - «История физики и развитие представлений о мире» (1 час в неделю).

Эти элективные курсы  направлены на развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения истории развития физической науки, фундаментальных экспериментов, на овладение умениями строить модели, устанавливать границы их применимости, использовать приобретенные знания для решения жизненных задач.

химико-биологическом профиле

в 10 классе - «Решение биологических задач» (1 час в неделю), «Решение задач по химии повышенной сложности» (1 час в неделю),  «Человек и его здоровье», (0,5 часа в неделю), «Химический состав и качество пищи» (0,5 часа в неделю).

В 11 классе -  «Жизнь и ее формы» (0,5 часа в неделю), «Решение биологических задач» (0,5 часа в неделю), «Решение задач по химии повышенной сложности» (1 час в неделю),  углубляющие профильные учебные предметы,  способствуют развитию их интереса к современной профессиональной деятельности, приобретению знаний и навыков для успешного продвижения на рынке труда.

 

 

3.7. Описание механизмов участия государственно-общественного управления.

Органом государственно-общественного управления является Управляющий совет школы, которыйсостоит из представителей Учредителя образовательного учреждения, родителей (законных представителей) обучающихся всех ступеней общего образования, обучающихся третьей ступени общего образования, работников школы, представителей общественности города. Деятельность Управляющего совета школы осуществляется на основе плана, ведутся протоколы заседаний.

Управляющий совет школы:

-принимает участие в разработке образовательной программы школы;

-участвует в разработке и согласовывает локальные акты общеобразовательного учреждения, показатели и критерии оценки качества и результативности труда работников школы;

-участвует в подготовке и утверждает публичный (ежегодный) доклад общеобразовательного учреждения;

-утверждает программу развития школы (по представлению директора школы);

-содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы;

-заслушивает отчет директора школы по итогам учебного и финансового года;

-утверждает внесение изменений и дополнений в Устав ОУ с последующим представлением учредителю для утверждения и регистрации;

-осуществляет контроль здоровья обучающихся и соблюдения безопасных условий обучения, воспитания.

Показателями эффективности и результативности работы органов школьного управления является  улучшение в деле обучения и сохранения каждого ребенка. Управляющий совет   за время своей деятельности определили для себя, и реализуют следующие направления деятельности:

1.        Улучшение материально-технической базы:

·Проведение летнего ремонта;

·Привлечение средств для закупки нового оборудования;

2.        Поддержка талантливых детей и педагогов:

·Привлечение спонсорских средств и добровольных пожертвований на награждение детей, обучавшихся на «отлично», активистов, победителей олимпиад на традиционном школьном празднике «За честь школы»;

·Управляющий совет выступает заявителем материалов педагогов на конкурс лучших учителей в рамках ПНПО, Учитель года, конкурса «Школа – лидер образования».

3.         Организация деятельности дополнительных услуг для обучающихся и родителей:

·Заключение договоров с педагогами ВГАСУ, ВГЛТА для проведения занятий с детьми по подготовке детей к поступлению в вузы;

4.        Реализация принципа общественного управления:

·Участие в качестве наблюдателей в проведении Единого государственного экзамена и итоговой аттестации выпускников 9 классов;

·Участие в процедуре  подготовки документов к аккредитации учреждения;

5.        Обеспечение безопасности:

·Организация охраны в школе;

·Заключение   договора  на обслуживание «тревожной кнопки»;

Благодаря совместной деятельности, активной позиции членов УС в школе были проведены такие мероприятия как:

- поездка всей школы в Сити парк Град

- участие в региональной программе софинансирования 50/50

- праздник «Папа может»

-оборудование стационарного автогородка

 

3.8. Описание внешней образовательной среды.

Для анализа внешней среды школы  мы сделали акцент на изучении социального заказа учебному заведению как важнейшего основания для диалога с потребителями образовательных услуг, а также для разработки образовательной программы.

Для себя мы определили следующие этапы работы:

·анализ внешней среды школы.

·Из проведенного анализа состояния и прогноза тенденций изменения основных факторов внешней социальной среды и их влияния на нашу школу сделать   выводы для вычисления стратегии ее развития.

Взаимодействие с внешней средой мы рассматриваем с двух позиций. С одной стороны  мы используем  ресурсы внешней среды, осуществляя сотрудничество  с учреждениями дополнительного образования, ВУЗами, социальными структурами;

С другой стороны мы  открыты к взаимодействию с внешней средой  предоставляя свою ресурсную базу. Нашими  первоочередными задачами в этом направлении являются

Ø  Распространение инновационного опыта учреждения через участие в сетевых сообществах, проведение  конференций, мастер-классов;

Ø  Развитие сетевых, форм реализации образовательных программ для учителей и обучающихся как своей, так и других школ.

В целях реализации образовательной модели организовано сетевое взаимодействие с организациями дополнительного образования. На базе школы открыт  специализированный спортивный класс по хоккею с шайбой. Уроки физической культуры и тренировочный процесс в соответствии с «Положением о специализированных спортивных классах по хоккею с шайбой с продленным днем обучения и с углубленным учебно-тренировочным процессом» проводятся тренерами  на базе Ледового дворца им. В. Фетисова в рамках сетевого взаимодействия. Определённое количество часов физической культуры по  нелинейному расписанию проводятся на базе ДЮСШ.

В настоящий момент школа начала работу в режиме ресурсного центра по направлению обеспечения безопасности дорожного движения на базе недавно созданного районного центра безопасности дорожного движения.

Инновационная  работа ведется в рамках функционирования экспериментальных  инновационных площадок:

1.    Федеральная модельная площадка, обеспечивающей экспериментальную апробацию моделей государственно-общественного управления образовательными организациями.

2.    региональная инновационная площадка по теме «Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

3.    региональная инновационная площадка «Создание и распространение инновационных образовательных моделей, способствующих эффективной реализации федеральных государственных образовательных стандартов».

4.    региональная площадка пилотного проекта «Здоровье подрастающего поколения»

5.    Федеральная инновационная площадка «Школа- - лаборатория инноваций», 2015 год.

 

 

 

4. Результаты реализации образовательной модели.

 

4.1. Промежуточные результаты:

- в вариативную часть включены краткосрочные курсы, исследовательская деятельность, учебные практики, основанные на выборе учащихся и их родителей,разработаны программы дополнительного образования в рамках сетевого взаимодействия;

- получен опыт внедрения  ИОМ  у учащихся начальной и основной школы, ИУП -  старшей  школы;

- повысилась занятость учащихся во внеурочной деятельности;

- рост творческой активности и участия детей в проектно-исследовательской деятельности.

- расширение сетевых партнеров

 

4.2. Ожидаемые эффекты:

-

Планируемые результаты

Методы исследования

Индикаторы

1

Повышение качества образования

Мониторинг

Доля обучающихся получившая высокую оценку своих достижений

2

Положительный имидж и повышение рейтинга школы как в муниципалитете, так и в регионе.

Анализ общественного мнения, результатов рейтингования.

Увеличение количества публикаций в СМИ, высокие показатели рейтингования, отзывы общественности.

3

Выстраивание каждым учеником индивидуальной образовательной траектории развития

Мониторинг

Увеличение процента учащихся, имеющих собственный индивидуальный прогресс в образовании.

4

Активное внедрение в практику современных образовательных технологий

Анализ инновационной деятельности педагогов

Увеличение процента занятий с использованием современных образовательных технологий.

5

Повышение доли учителей, транслирующих свой опыт в области применения современных технологий, в условиях сетевого взаимодействия.

Мониторинг

Увеличение доли педагогов, занимающихся инновационной деятельностью