Реализация ФГОС на уроках химии.

УДК37.013.32

Реализация ФГОС на уроках химии

© Н.Н.Данилова, учитель химии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным углублением предметов№89, Тольятти (Россия)

 

Аннотация:Еще несколько лет назад в самом начале нашего века наука химия стала непрестижной, но в настоящее время ситуация  значительно изменяется. Все больше учеников проявляют желание изучать предмет химия на профильном уровне. Не секрет, что химия – один из самых трудоемких учебных предметов. Это сложная наука, которая может заинтересовать пытливый аналитический ум, имеющий интерес к самому процессу познания. В самом начале изучения химии есть вопросы, которым необходимо отвести больше времени на изучение, отработать более полно отдельные понятия, необходимо затратить больше времени на отработку навыка проведения химического эксперимента, проведения исследовательской работы. Решить часть этих проблем и одновременно пробудить интерес к химии можно через пропедевтический курс для учащихся 7-го класса “Введение в химию”

Ключевые слова: ФГОС, пропедевтика, практическая ориентация, современный подход к обучению, межпредметная интеграция, химическая культура, познавательный интерес.

 

SALE GEF in chemistry class

© N.N.Danilova, chemistry teacher municipal budget educational institution of secondary school with profound depression predmetov№89, Togliatti (Russia)

Abstract: A few years ago at the beginning of this century, the science of chemistry has become undervalued, but now the situation has greatly changed. More and more students are willing to study the subject of chemistry at the profile level. It is no secret that the chemistry - one of the most labor-intensive subjects. This is a complicated science that might interest inquisitive, analytical mind, having an interest in the very process of cognition. At the beginning of the study of chemistry there are questions that need to take more time to study, to work more completely separate concepts, you need to spend more time practicing the skill of chemical experiment, conduct research. Solve some of these problems and at the same time to awaken an interest in chemistry can be through an introductory course for students in the 7th grade "Introduction to Chemistry"

Keywords: GEF propedeutics, practical orientation, a modern approach to learning, interdisciplinary integration chemical culture, cognitive interest.

 

Ещё несколько лет назад в самом начале нашего века наука химия сталанепрестижной, но в настоящее время ситуация  значительно изменяется. В Самарской области при поддержке губернатора  Н.И. Меркушкина интенсивно развиваются предметы естественно-научного цикла. Всё больше учеников проявляют желание изучать предмет на профильном уровне. Не секрет, что химия – один из самых трудоёмких учебных предметов. Это сложная наука, которая может заинтересовать пытливый аналитический ум, имеющий интерес к самому процессу познания. От учащихся требуется повседневная кропотливая и значительная по объёму самостоятельная работа.

Начинается изучение этого предмета в 8-м классе. В учебном плане отдельных часов на овладение методами и приемами учебной работы не предусмотрено. В самом начале изучения химии есть вопросы, которым необходимо отвести больше времени на изучение, отработать более полно отдельные понятия, необходимо затратить больше времени на отработку навыка проведения химического эксперимента, проведения исследовательской работы. Решить часть этих проблем и одновременно пробудить интерес к химии можно через пропедевтический курс для учащихся 7-го класса “Введение в химию”. Именно этот возраст - 12-13 лет - является благоприятным для изучения химии, поскольку у учащихся сохраняется большой познавательный интерес к экспериментам, хотя базы знаний учащихся ещё мало для введения систематического курса. Пропедевтика химии позволит разрешить ещё одну проблему, с которой сталкиваются в своей работе учителя химии. Это перегрузка курса химии основной школы в связи с переходом на концентрическую систему и сокращение объема часов на изучение химии на базовом уровне в старшей профильной школе.

Образовательное учреждение МБУ СОШ №89 г.о. Тольятти находится в эксперименте по реализации ФГОС с 2012 года, поэтому ученики седьмого класса проходят обучение по новому федеральному государственному образовательному  стандарту. В связи с этим возникла необходимость расширения  перечня общеобразовательных предметов по запросу учащихся. Руководитель и администрация приняли решение о реализации на базе нашего образовательного учреждения  пропедевтического курса химии «Введение в химию» для 7 класса, автором которого является О.С. Габриэлян.

Пропеде́втика (от др.-греч. προπαιδεύω — предварительно обучаю) — введение в какую-либо науку или искусство, сокращенное систематическое изложение науки или искусства в элементарной форме, подготовительный (предварительный, вводный) курс, предшествующий более глубокому изучению предмета. [4]

Курс построен на идее реализации межпредметных связей химии с другими естественными дисциплинами, введёнными в обучение ранее или параллельно с химией, а потому позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. В результате уменьшается психологическая нагрузка на учащихся с появлением новых предметов. Таким образом, формируется понимание об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных дисциплин. В конечном счёте, такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе подчеркивается, что химия – наука экспериментальная. Поэтому в 7 классе рассматриваются такие методологические понятия учебного предмета, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.

Предложенный курс, как в теоретической, так и в фактической своей части практикоориентирован: все понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы, вещества и материалы даются в плане их практического значения, применения веществ в повседневной жизни и их роли в живой и неживой природе.

Содержание курса выстроено с учётом психолого-педагогических принципов, возрастных особенностей школьников. В подростковом возрасте происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по самоорганизации и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности. На этапе основного общего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

Учитель положил в основу изучения данного курса:

1)      деятельностный подход;

2)      витагенный подход к изучению предмета;

3)      теория поэтапного формирования умственных действий;

4)      принцип интегративного подхода в образовании;

5)      использование электронных образовательных ресурсов.

Моей целью является ориентация на естественно – научный профиль обучения, повышение интереса учащихся к химии.

Мои основные задачи:

1. дать учащимся представление о химии, о её первоначальных понятиях на экспериментальном и атомно-молекулярном уровне (молекула, атом, чистое вещество и смесь, химический элемент, простые и сложные вещества, знаки химических элементов, формулы оксидов, кислот, солей и оснований);

2. сформировать умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем;

3. сформировать умение безопасной работы с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;

4. воспитывать элементы экологической культуры;

5. развивать логику химического мышления;

6. формировать у учащихся умение применять полученные знания к решению практических задач;

7. решать задачи на вычисление массовой доли элемента в веществе, массовой доли растворенного вещества, на смешивание, разбавление и концентрирование растворов.

Исходя из задач обучения, курс с одной стороны должен способствовать формированию химической культуры, с другой – заложить фундамент для дальнейшего изучения химия в системном курсе 8-11 классов, независимо от выбранной программы. С учетом возрастных психологических особенностей учащихся курс насыщен действиями, работой с различными объектами, предметами: он строится на основе простейших экспериментов и наблюдений.

На уроках учитель планирует следующие формы работы:

1. Индивидуальная - выполнение индивидуальных заданий (кроссворды, индивидуальные исследования, моделирование)

2. Парная - выполнение практических работ (домашние практические работы, игровое проектирование, имитационные упражнения)

3. Коллективная (обсуждение проблем, возникающих по ходу занятий, просмотр демонстраций, семинары, исследовательские проекты, экскурсии).

На основе данной учебной программы мною разработана рабочая программа по предмету.При разработке программы я ориентировалась на то, что пропедевтический курс не предусмотрен федеральным базовым учебным планом, и инициатива руководства школы о введении вести его в нашем образовательном учреждении осуществляется за счет школьного компонента.

Пропедевтический курс «Введение в химию» является несистематическим курсом. Авторы курса при его разработке не включали в него системные знания основного курса химии, предусмотренного стандартом химического образования для основной школы. Поэтому учащиеся, которые приступают к обязательному изучению химии в 8-м классе, не оказываются в неравных условиях: одни вообще не изучали пропедевтический курс, другие изучали его 1 ч в неделю (+ 1 час внеурочной деятельности), третьи — 2 ч в неделю, такое положение было бы некорректным в свете закона о защите прав ребенка.

Перед внедрением  курса проводились теоретические исследования интересов детей посредством анкетирования, на практике было реализовано несколько пробных занятий данного пропедевтического курса. По результатам исследований было выявлено, что большой процент детей именно в данном возрасте проявляет большой интерес к науке «химия», и им хотелось бы изучать предмет на данном этапе обучения.

После обсуждения результатов руководство нашей школы приняло решение о реализации данного пропедевтического курса.

«Я ничему не учу своих учеников, я лишь создаю условия, в которых они сами научатся».  (А.Эйнштейн) [5] Эти слова являются и должны являться девизом для современного учителя. И я стараюсь работать под этим девизом. И мои новые ученики  не перестают радовать меня своими успехами и достижениями в освоении новых горизонтов такой сложной и такой увлекательной науки -химия!

 

литературА

1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. Старт в химию. М.: Дрофа, 2010.

2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. Химия. Вводный курс М.: Дрофа, 2010.

3. Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия. 7 класс. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2010.

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%EE%EF%E5%E4%E5%E2%F2%E8%EA%E0

5. http://nebesnoe.info/2010/12/28/albert-ejnshtejn-ochen-mudrye-vyskazyvaniya/