КОМПОЗИЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ В ПОВЕСТИ А.И.КУПРИНА «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ».

 

КОМПОЗИЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ В ПОВЕСТИ А.И.КУПРИНА «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ».

Введение

Любое художественное произведение «воплощает картину жизни так, как её увидел и организовал автор»,1 поэтому оно в художественной форме обязательно и многообразно отражает присутствие автора. По точному замечанию Л. Н. Толстого, «цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и оттого производит иллюзию отражения жизни, есть <…> единство самобытного нравственного отношения автора к предмету».

Отношение автора к изображаемому является основой идейного смысла произведения, и его выражению подчинены все художественные средства, среди которых особое место занимает композиция. В понятии композиция (от лат. compositio– расстановка, составление) обычно объединяют различные аспекты организации текста произведения, его построения. Анализ композиции дает возможность выявить позицию автора, если она прямо не выражена или выражена неоднозначно, что, в свою очередь, позволяет глубже проникнуть в идейный смысл произведения, понять своеобразие творческой манеры писателя.

Творчество А. И. Куприна постоянно привлекает внимание читателей и исследователей не только многообразием и социальной остротой тем, но и тонким лиризмом описания чувств, пристальным вниманием к жизни отдельной человеческой души. В его произведениях большое место занимает тема любви («Олеся», «Леночка», «Ветка сирени», «Суламифь» и др.), к которой писатель относится трепетно и благоговейно как к высочайшей человеческой ценности.

К безусловным шедеврам любовной «лирики» А. И. Куприна относится рассказ «Гранатовый браслет», который, на наш взгляд, привлекает молодого читателя прежде всего тем, что в нём описаны многообразные проявления любовного чувства: основной сюжет как бы сопровождают несколько «историй любви», рассказанных героями. Прямой авторской оценки этих историй в тексте нет, однако известно, что в процессе работы над рассказом Куприн в письмах разным корреспондентам неоднократно давал свою оценку изображаемому. Так в письме к Ф. Батюшкову он писал: «Любовь всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть»2.  Выявить позицию автора и, соответственно, понять глубину авторского замысла, на наш взгляд, помогает анализ композиции произведения

 

1Чертов В. Ф. Слово-образ-смысл: филологический анализ литературного цроизведения. 10-1 1 классы :учебное пособие: М.: Дрофа,2006, с. 70

                                           2Быстров В.Н. А.И.Куприн//Русские писатели,XXвек. Библиографический словарь.                              

                            2 частях. Ч.1.-М.:Просвещение,1998 с.717

 

Несмотря на то, что в литературоведении творчество А. И. Куприна достаточно хорошо изучено (В.Н. Афанасьев, П.Н. Берков, А.А. Волков, Ф.И. Кулешов и др.) и описаны общие принципы построения его произведений, аспектному анализу композиция рассказа «Гранатовый браслет», по нашим данным, не подвергалась. Это обусловило актуальность выбора темы и определило  научную новизну исследования. Кроме того, в 2015 году исполняется 145 лет со дня рождения писателя, и обращение к его творчеству особенно актуально для нас, земляков.

 

Практическая значимость работыопределяется возможностью использования содержащихся в ней материалов при изучении творчества А.И. Куприна на уроках литературы.

Объектом  данного исследования  является композиция рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

Предмет  исследования– композиционные средства выражения авторской позиции.

Цель исследования– выявить и описать композиционные средства выражения авторской позиции для более глубокого понимания идейного смысла произведения.

Задачи исследования:

1) изучить теоретический материал о композиции художественного текста и ее средствах;

2) выявить и описать композиционные средства выражения позиции автора по отношению к описанным проявлениям любовного чувства, которая прямо в тексте не выражена.

Главным методом исследования является описательно-аналитический.

Изученный теоретический материал и анализ текста позволил нам сформулировать следующую гипотезу: позиция автора в отношении к описанным в рассказе историям любви прямо не выражена, а может быть раскрыта на основе анализа композиционных средств, в числе которых эпиграф, система образов-персонажей, заглавный образ-символ. Настоящей любовью, по мнению автора, является возвышенная бескорыстная жертвенная любовь, способная преобразить человека и стать сильнее смерти.

 

 

 

Структура  исследования:

1) анализ различной литературы по проблеме с целью определения степени изученности избранной темы;

2) изучение композиционных средств выявления  авторской позиции в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет».

3) обобщение  и вывод.

Работа состоит из введения, основной части ,заключения ,списка использованной  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Композиция  художественного текста и ее средства.

 

1.1.Понятие «композиция».

          В словаре С.И.Ожегова понятие «композиция» объясняется как «строение, соотношение и взаимное расположение частей».3

         В литературоведении под композицией понимают «взаимную соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств».4

        Членение текста не случайно – оно обусловлено тем, как автор представляет устройство созданного им художественного мира и построения рассказа о нем. Композиционные приемы служат расстановке нужных автору акцентов и определенным образом стимулируют и организуют  читательское восприятие, обладая «уникальной энергией эстетического воздействия».5

        Построение литературного произведения - феномен многоплановый, имеющий различные аспекты. Оно включает в себя и расстановку персонажей, и расположение воссоздаваемых событий в тексте произведения, и особенности изображения предметного мира произведения, и внутреннего мира героев, и динамику способов повествования, и соотнесенность собственно речевых единиц. Композиционные средства определенным образом  корректируют и углубляют те значения и смыслы, которые несут предметный и речевой пласты произведения.

     

1.2.Типы композиции.

        Принято разграничивать так называемую внешнюю и внутреннюю композицию. Первую называют архитектоникой, она обычно связана с членением непрерывного в своей сущности текста на части. В произведении бывает значимо как деление текста на части и главы, так и  отсутствие такового, наличие эпиграфов или посвящений, вставных новелл и эпизодов, наличие авторских отступлений.

       Внутренняя композиция обусловлена структурой  художественного мира, созданного в произведении, в ней обычно выделяют композицию повествования, композицию сюжета, композицию образов.

       Композиция повествования - это организация точки зрения на изображаемый мир. Она может не зависеть от архитектоники произведения, ног может и пересекаться с ней (как сигналы композиции «текст в тексте» или знаки изменения субъекта повествования). Выбирая тот или иной способ организации повествования, автор стремится достичь определенного художественного эффекта, донести до читателя свое представление о жизни. Композиция повествования обычно включает следующие компоненты:

       - количество повествователей и закономерности их выбора: важно не только то, один или несколько рассказчиков избраны автором для  организации повествования, но и то, кто эти рассказчики по отношению к изображаемым событиям и их участникам, как они связаны между собой (и связаны ли вообще);

      -устойчивые  композиционно-речевые формы  (в какой форме их рассказ оказывается доступен читателю): это может быть рассказ, как бы предназначенный кому-либо из персонажей и лишь «подслушанный» читателем; это может быть как бы случайно раскрывшийся для читателя разговор героя с самим собой (внутренний монолог, дневник, сон и пр.)

       Художественный мир произведения – это, прежде всего, система  образов, так или иначе соотносимая с реальным миром. В произведении обычно выделяют:

- мир людей;

- мир природы (живой и неживой);

- мир вещей;

- пространство и время.

      Каждый из этих «миров», в свою очередь, обладает собственной композицией, «так как представляет собой совокупность определенных  для каждого конкретного произведения элементов, поставленных в   определенные отношения и включенных в художественный мир»6. Каждый образ создается с помощью системы средств и приемов, которые используются автором в разных комбинациях и в разной последовательности. В этом смысле можно говорить о композиции каждого отдельного образа.

Вывод по главе 1

Таким образом, мы видим, что литературно-художественное произведение представляет собой образную систему, каждый элемент которой занимает в ней определенное место, связан с другими элементами, а их совокупность составляет художественное  целое. Анализ композиции – это многоаспектная и объемная задача. При этом следует иметь в виду, что «любое построение есть выбор одного или нескольких существующих вариантов».7Выделяя и исследуя композиционные особенности произведения, мы понимаем, что в них выражено своеобразие мышления автора и существенные признаки созданной им картины мира

 

3Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.1998,с.288

4Хализев В.Е.Теория литературы.-М.:высшая школа,2000,с.262

5Хализев В.Е.Теория литературы.-М.:высшая школа,2000,с.262

6,7Чертов В. Ф. Слово-образ-смысл: филологический анализ литературного цроизведения. 10-1 1 классы : учебное пособие: М.: Дрофа,2006, с. 108

         Проанализировать в полном объеме в рамках одного исследования композицию рассказа А.И.Куприна не представляется возможным, поэтому мы сосредоточились лишь на тех композиционных средствах, которые помогли нам выявить позицию автора, его взгляд на сущность любви. Среди этих средств эпиграф, система персонажей, заглавный образ-символ.

 

2. Композиционные средства выявления авторской позиции

в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

 

2.1.Роль эпиграфа в выявлении идейного смысла произведения.

 

         Эпиграф относится к факультативным элементам композиции. Если он есть, то его основная задача - подчеркнуть, выделить самое главное в содержании или форме художественного текста.

        Среди писателей-реалистов, к которым принадлежал А.И. Куприн, сильны были критические настроения по отношению к действительности, в их произведениях преобладала социальная проблематика. На этом  фоне рассказ о любви «Гранатовый браслет» был воспринят как драма любви  бедного чиновника  к высокопоставленной и богатой даме, и этот социальный мотив до сих пор многими воспринимается как один из главных.

       Рассказу «Гранатовый браслет» А.И. Куприн предпослал необычный эпиграф: L.VаnВеthоvеn. 2 Sоn. (ор. 2, № 2).Это указание на одно из ранних произведений знаменитого немецкого композитора Людвига ван Бетховена, произведения которого А.И.Куприн, не будучи, по его собственному признанию, знатоком музыки, знал и любил. По мнению одного из исследователей, влияние музыки Бетховена «сказывается не только на настроении  рассказа, но и усиливает и углубляет психологизм при описании любовного чувства».8 Можно сказать, что эпиграф указывает на необходимость соотнести композицию сонаты и рассказа, а это, в свою очередь, помогает выявить и прояснить замысел автора.

         В первой части сонаты – allegro  vivace- показано сияние светской жизни, которая «манит своими обольщениями, сердце отзывается мечтой о счастье, но контрапунктом проходит тревожная мелодия ,предупреждающая о недолговечности мечты».9 Таково и начало  рассказа: тонко выписанный осенний пейзаж, холодноватая  светскость княгини Веры Шеиной. Как в сонате, с главной темой переплетается побочная и оттеняет ее, так и в рассказе рядом с княгиней Верой - ее сестра. Короткая  реплика автора о том, что прежняя страстная  влюбленность Веры в мужа давно перешла в чувство  дружбы, и довольно пространная «история любви» Анны, которая терпеть не могла своего мужа. Несколько музыкальных фраз из первой части сонаты, по мнению музыковедов, юмористически представляющих фигуру «папаши Гайдна», которому она посвящена, соотносятся с описанием фигуры  генерала Аносова, несколько не соответствующего светской гостиной княгини.

        Во второй (центральной) части coнaты - Largo Aрраssiопаtо - в теплую напевную мелодию постепенно вторгается тема судьбы, переданная в мерных скорбных аккордах, но готовая прорваться трагедия не получает выхода и дальнейшего  развития. Третья часть - виртуозное скерцо – аллегретто - возвращает к светскому  блеску: внутренний драматизм как бы прячется под покровом салонного изящества. Центральная часть рассказа - «история любви» телеграфиста Желткова к княгине Вере, - также полная скрытого драматизма, не развивается и ничем  не заканчивается : она проходит мимо княгини, которая возвращается к светским обязанностям и больше всего боится показаться смешной своему окружению.

       В одном из писем сам А.И.Куприн признавался: «Есть ор. № 2, Largo Арраssiопаtо у Бетховена; оттуда вся соль  моей повести». Подлинным «действующим лицом» музыка становится в финале рассказа, когда после  прощания с ушедшим из жизни Желтковым Вера просит пианистку Женни Рейтер сыграть ей эту сонату. «Она узнала с первых же аккордов это исключительное, единственное по  глубине произведение. И душа ее как будто  раздвоилась. Она единовременно думала, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. Вспомнила слова генерала Аносова и спросила себя, почему этот человек заставил ее слушать именно это бетховенское произведение и еще против ее желания ? И в уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это было как будто бы куплеты, которые заканчивались словами «Да святится имя твое!»…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8Рассказова Л.В.Смысловая и композиционная роль сонаты Бетховена в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет» // Литература в школе. 2007.№7.С. 8 - 12, с.107

9Расссказова Л.В. Смысловая и  композиционная роль сонаты  Бетховена в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет»// Литература в школе. 2007. №7. С. 8 – 12, с. l1 

        Впечатление от музыки преображает душу Bepы и заставляет по-новому осмыслить все пережитое, Но преображение переживает и caм герой. Принимая решение уйти из жизни, он прощается с любимой и, боясь испугать ее своим поступком, смягчает удар, погружая  любимую женщину в мир музыки, которая  говорит с ней на языке любви. Совершая духовный подвиг самопожертвования и бескорыстия, заурядный бедный чиновник с забавной фамилией становится Великим Возлюбленным. Так обращение к музыке Бетховена помогает автору создать в произведении образ идеальной любви - любви трагической, но высокой, которая преображает душу человека и побеждает смерть.

 

2.2. Система персонажей и ее роль в выявлении авторской позиции.

 

         Известно, что персонажи одного произведения представляют собой систему, в которой, как правило, выделяются главные и второстепенные, участвующие  в сюжете и так называемые внесюжетные персонажи. Несмотря на то, что жанр рассказа предполагает ограниченный объем повествования и небольшое число действующих лиц, произведение А.И.Куприна включает около двух десятков персонажей, среди которых только  четыре принимают непосредственное участие в развитии сюжета: княгиня Вера Шеина, ее муж князь Василий Львович, ее брат князь Николай Николаевич  Булат-Тугановский, с одной стороны, и бедный  чиновник Желтков - с другой. Они противопоставлены  в первую  очередь  по сословному  принципу, это определяет движение сюжета. Возмущенные  подарком Желткова, нарушающим принятые в светском обществе правила, князья, защищая репутацию Веры, решают его наказать и отправляются к нему на квартиру

         Прямое столкновение действующих лиц происходит, когда Василий Львович и Николай  отдают Желткову его неуместный и скандальный, на их взгляд, подарок - гранатовый браслет. В блестяще написанной сцене Куприн показывает, как вначале оробевший и смущённый визитом Желтков постепенно, несмотря на угрозы пришедших, обретает уверенность, понимая, что в этот момент он нравственно и эмоционально сильнее и выше этих господ.

          Так в этой маленькой  комнатке сталкиваются два мироощущения, и читатель  реально  чувствует присутствие той любви, о которой, по словам генерала Аносова, «грезят все женщины». Кульминационная сцена объяснения раскрывает  позицию автора, который показывает, что для любви не существует сословных барьеров, и маленький человек оказывается духовно выше высокородных господ. Не случайно князь Василий в конце разговора замечает: «…я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать».10

          Не менее важную роль в раскрытии авторского замысла играют второстепенные (внесюжетные) персонажи, количество которых не типично для жанра рассказа (их более десятка, включая гостей в доме Шеиньrх). С их помощью автор не просто создает жизненный фон, на котором разворачивается история любви бедного чиновника к знатной

даме, но и дает читателю возможность познакомиться с разными проявлениями любовного чувства, чтобы показать свое понимание настоящей любви. Рассмотрим роль некоторых из них.

         Безусловно, главная роль среди внесюжетных персонажей отводится генералу Аносову. Простой и мужественный человек, видевший «часто и близко перед глазами своими опасность и смерть», он обладал тем уникальным жизненным опытом, которьй заставил Веру более серьезно отнестись к истории с письмами и браслетом, подаренным незнакомым телеграфистом. Именно генералу Аносову принадлежат пророческие слова: «<…> может быть, твой жизненный путь,  Верочка, пересекла именно  такая любовь, о которой грезят женщины и на которую  больше не способны мужчины...».11Генерал Аносов высказывает своеобразную  формулу  любви, которая потом поверяется сюжетом и внесюжетными историями: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».12

         В уста Аносова Куприн вкладывает несколько вставных новелл о любви. Они никак не продвигают сюжета, даже тормозят его, но необходимы для раскрытия идейного смысла произведения. Первый рассказ о любовной истории, пережитой самим генералом в молодости. Вторая – о молодом  прапорщике, влюбленном в жену полкового командира. И третья история  о храбром и мужественном капитане, жертвовавшем своею жизнью ради спасения ничтожного человека, которого любила его жена. Эти на первый взгляд достаточно заурядные истории, рассказанные после того, как читатель уже знает о

подаренном Вере гранатовом  браслете, помогают высветить разные грани любовного чувства, чтобы понять отношение к нему автора.

        История молодого Аносова повествует о его влюбленности в «молодую  болгарочку», пылком и страстном чувстве, которое связало на короткое время двух молодых людей. Это настоящая любовь, хотя она и мимолетна, но сильна и искренна, поэтому старый генерал с удовольствием вспоминает о ней.

 

 

 

 

    

 

10Куприн А.И. Гранатовый браслет: Повести и рассказы.- М.: Хулож. лит.,1984, c.3l2

11Куприн А.И. Гранатовый браслет: Повести и рассказы.- М.: Хулож. лит.,1984, c.306

12Куприн А.И. Гранатовый браслет: Повести и рассказы.- М.: Хулож. лит.,1984, c.307

Но такая любовь не может стать смыслом жизни, не может изменить ее, в ней присутствует только физическое влечение, обусловленное молодостью и темпераментом.

       Во втором случае - любовью сражен молодой прапорщик, чувство которого тоже сильно и искренно. Но предмет его - это видавшая виды, немолодая, опытная, скучающая  в глуши полковая дама, желающая  развлечься и проверить свои женские чары. Это ненастоящая любовь, она хоть и сильна, но ведет человека к самоуничтожению.

       Героем третьей ситуации  является мужественный капитан, любимец всего полка, человек необыкновенной храбрости, который, однако, не в состоянии отказаться от своей любви к жене даже тогда, когда она сходится с другим офицером – человеком слабым и  ничтожным. Любовь капитана к жене настолько сильна, что он, забывая о себе, готов защищать в бою ленивого и наглого поручика, своего соперника, только потому, что об этом просила любимая женщина. Казалось бы, Куприн описывает очень сильное, самозабвенное чувство. Но им не хочется любоваться, так как оно проявляется по отношению к женщине недостойной и мелкой, а самого любящего лишает достоинства.

      Заметим, что мудрый Аносов, рассказывая две последние истории, представляет женщин натурами эгоистичными, неприятными, корыстными. Так генерал заставляет княгиню Веру задуматься о своей роли в истории с «ППЖ» (под этим псевдонимом незадачливый влюбленный представлен в шутливом альбоме Шеиных). Вместе с тем

генерал утверждает, что почти каждая женщина способна в любви на высокий героизм, и «вовсе не она виновата в том, что любовь у людей

приобрела такие пошлые формы». Это предвосхищает дальнейшие поступки Веры и развязку сюжета: узнав о гибели Желткова, Вера, не думая об условностях, идет к нему на квартиру, чтобы проститься с человеком, который боготворил ее и предпочел отказаться от жизни. А не от любви.

        Чтобы понять и узнать, героиней какого огромного, трагического чувства она стала, княгине Вере надо было вначале узнать и совершенно земные любовные истории генерала Аносова, и меркантильные самодовольные рассуждения о «допустимости» любви мужа и брата.

        Своеобразным контрастом образу главной героини  является образ ее сестры Анны Фриессе. Несмотря на то, что  сестры «с самого детства были привязаны друг к другу теплой и заботливой дружбой»,13автов подчеркивает их внешнюю непохожесть и, что для нас особенно важно, различное отношение к любви: «Мужа она [Анна]терпеть не могла, но родила от него двоих детей - мальчика и девочку…Она охотно предавалась самому рискованному флирту во всех столицах и на всех курортах Европы, но  никогда не изменяла мужу, которого, однако, презрительно высмеивала и в глаза и за глаза…».14Автор показывает женщину, во внешне  благополучной жизни которой не нашлось места любви. Сравнивая сестер, их судьбы, читатель, по мнению автора, должен сам выбрать, что для него важнее.

      Таким образом, показывая разное понимание любви героями рассказа, автор не просто знакомит читателя с разными проявлениями  любовного  чувства, а выстраивает своеобразную  философию любви, осмысливая  ее с нравственной, социальной, эстетической точек зрения. Настоящая Любовь, с точки зрения А.И. Куприна - это непросто стихийное чувство, которое захватывает человека целиком, это чувство, нравственно преображающее человека, возвышающее над обыденностью, это прекрасное чувство, вызывающее не жалость, а восхищение. Самым сильным аргументом в пользу этого утверждения является последнее письмо Желткова: «Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная  идея – это любовь, которую богу было угодно за что-то меня вознаградить.<…>Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около  Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас <…>».15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13Куприн А.И. Гранатовый браслет: Повести и рассказы.- М.: Хулож. лит.,1984, c.255

14Куприн А.И. Гранатовый браслет: Повести и рассказы.- М.: Хулож. лит.,1984, c.287

15Куприн А.И. Гранатовый браслет: Повести и рассказы.- М.: Хулож. лит.,1984, c.316

 

 

 

 

 

2.3. Роль заглавного образа-символа в композиции произведения.

 

       Чаще всего мир вещей в произведении дан не изолированно, а показан во взаимодействии с «большим» миром природы и миром людей. При этом мир вещей представлен в произведении не хаотически. Он взаимодействует с образом пространства (детали интерьера), миром персонажей (одно из средств создания образа или организации системы персонажей), может стать самостоятельным персонaжем, играть сюжетообразующую роль. Многократно повторяясь в тексте - сопровождая развитие сюжета и нередко варьируясь по мере его развития, образ предмета становится одним  из

лейтмотивов произведения, т.е. входит в каркас смысловой структуры, или превращается в символ. Именно таким образом - символом, вокруг которого выстраивается сюжет, в произведении А.И. Куприна является ее заглавньй образ – гранатовый  браслет.

        Для Куприна важна как история жизни человека, так и история вещи. Браслет  «был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами, <...> каждый величиной с горошину»16. Сам по себе браслет был неказист и непривлекателен для человека с изысканным вкусом. В то же время, это украшение содержит в себе старинные гранаты, красивейшие камни цвета крови, имеющие мифологическое значение: красные гранаты возбуждают во владельце страсть, а редкий зеленый гранат «имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли».17Этот браслет и был прислан в подарок на именины княгине Вере влюбленным в нее чиновником.

        Стоит вспомнить, что в начале рассказа мы узнаём об именинном подарке мужа Веры: «футляр с прекрасными серьгами». Упоминает Куприн о них один раз и больше не вспоминает об украшении: за серьгами не стоит никакой истории. О браслете же в сопроводительном письме сказано, что его носила прабабка Желткова, а последней из женщин - его мать. В руках Веры украшение словно оживает: она «случайным движением удачно повернула браслет перед огнем, и заискрились прелестные густо-красные живые огни».

       Образ браслета является сюжетообразующим: вокруг него выстраиваются события рассказа. Он взаимодействует с миром персонажей, являясь одним из средств организации системы образов: каждый из героев в той или иной форме выражает свое отношение к браслету и тем самым определяет свое отношение к истории любви, которая с ним связана.

       Определим, что значит гранатовый браслет для героев повести.

       Для Николая Николаевича это «дешёвая и безвкусная вещицa», «идиотский браслет», как он его называет, который не  представляет никакой ценности. Он с иронией замечает, что браслет делает честь вкусу дарителя, но настоятельно просит избавить свою семью от подобных сюрпризов.

        Гранатовый браслет для  Желткова - это семейная  реликвия, символ воспоминаний о детстве, это самая ценная его вещь, самое большое счастье. Даря эту единственную память о матери, он дарит самое дорогое, что у него есть, - любовь.

        С удивительным мастерством Куприн выстраивает параллелизм судьбы главного героя рассказа и браслета. С первого взгляда представление о вещи, как и о человеке, может быть ошибочным, неверным.

       Так и Желтков, непримечательный с виду, таил в себе огромные запасы любви, не всем доступные в этом мире. Так и его любовь, несмотря на убогость и даже пошлость первоначальных проявлений, была сильной, чистой, искренней, настоящей.

     Отношение веры к браслету меняется по ходу повествования, как меняется ее отношение  и к самому Желткову, и к обрушившейся на нее любви. Сначала она идет на поводу у мужа и брата, не одобряя подарка. Но потом понимает. Что за браслетом стоят искренние чувства, которые испытывает Г.С.Ж. Она начинает осознавать силу любви Желткова, всю глубину его трагедии.

      Так постепенно у образа браслета развивается символическая функция: он становится в рассказе (известны случаи, что и в жизни- после знакомства с произведением Куприна) олицетворением настоящей любви- чистого, благородного, самоотверженного чувства, преображающего человека.

      Очень символично окончание истории гранатового браслета. По завещанию Желткова, квартирная хозяйка приносит браслет в католический храм и украшает им скульптурное изображение Богоматери. Браслет становится частью образа богоматери, символа и олицетворения высшей, божественной, бескорыстной, самоотверженной, вечной, жертвенной и всеобъемлющей любви, любви, ничего не требующей, а лишь отдающей.

 

Вывод по главе 2

 

        По мнению Куприна, истинная сила и величие любви не в интенсивности проявления чувства или способности преодолеть все условности, а в ее направленности - не на себя, а на любимого человека, то есть бескорыстии и жертвенности.

 

 

 

16Куприн А.И. Гранатовый браслет: Повести и рассказы.- М.: Хулож. лит.,1984, c.300

17Куприн А.И. Гранатовый браслет: Повести и рассказы.- М.: Хулож. лит.,1984, c.300

 

Заключение

 

         К наиболее значимым средствам композиции для выявления позиции автора в рассказе «Гранатовый браслет» можно отнести эпиграф, систему образов персонажей и заглавный образ-символ.

        Эпиграф подчеркивает, что любовное чувство, описанное в рассказе, имеет свой музыкальный лейтмотив, а развертывание самого повествования сопоставимо с  композицией сонаты. Обретая словесное наполнение в финале рассказа, музыка помогает понять природу любовного чувства так, как это понимал автор: она звучит гимном самоотверженной, бескорыстной вечной любви, которая побеждает даже смерть.

        Система образов персонажей, сгруппированных вокруг сюжетной и внесюжетных «историй любви», позволяет автору рассмотреть любовь как философскую, нравственную, эстетическую категории, создать своеобразную философию любви, в основе которой признание любви как величайшей тайны и величайшей ценности человечества.

        Любовь в «Гранатовом браслете» показана не только как  стихийная всепоглощающая страсть, но и как сила, способная нравственно преобразить человека, духовно возвысить его. Символом такой любви в рассказе становится заглавный образ - гранатовый браслет. Это подтверждается закономерным окончанием его истории: от символа материнской любви и памяти о матери  через дар бескорыстно любимой женщине к части образа Богородицы – олицетворению божественной всепрощающей и всеобъемлющей любви.

 

Вывод

 

       Таким образом, проведя исследование, мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу и убедились в том, что анализ композиционных средств помогает выявить позицию автора, когда она прямо не выражена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.Чертов В. Ф. Слово-образ-смысл: филологический анализ литературного цроизведения. 10-1 1 классы :учебное пособие: М.: Дрофа,2006

                                2.Быстров В.Н. А.И.Куприн//Русские писатели,XXвек.    

                        Библиографический словарь. 2 частях. Ч.1.-М.:Просвещение,1998

                        3.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.М.,1998

4.Хализев В.Е.Теория литературы.- М.: высшая школа,2000

5.Рассказова Л.В.Смысловая и композиционная роль сонаты Бетховена в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет» // Литература в школе. 2007

6.Куприн А.И. Гранатовый браслет: Повести и рассказы.- М.: Хулож. лит.,1984