Игра "Детективные агентства" на уроках русского яз. в 10 кл. в гимназии №1 г. Пензы

вс, 26/10/2014 - 12:36 — Елена Бусова
http://schoolnano.ru/sites/all/modules/drupalit/drupal_it.png) 0% 0% no-repeat;">
0

голос

Игра «Детективное агентство» на уроках русского языка в 10 классе

Бусова Е.В.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ классической гимназии № 1

им. В.Г. Белинского г. Пензы

Цели:проверка и актуализация знаний из области зарубежной художественной литературы, знаний  лингвистических понятий, лингвистах Пензенского края и их научных трудах, развитие коммуникативной и информационной компетенции старшеклассников

Оборудование: оформленные в «Дела» задания»

Особенности организации: ученики жеребьевкой распределяются на 3 группы (рассаживаются согласно номеру доставшейся метки)

План игры:

  1. Беседа о детективах в художественной литературе.
  2. Разминка «Найди напарника».
  3. Изучение «Дела №…»

Ход игры:

Учитель сообщает, что урок пройдет в формате работы детективного агентства, и просит озвучить предположения об особенностях работы.

Основные вопросы беседы:

1.Что такое детектив?

2. Кто такие детективы? Какие качества необходимы детективу?

3. Каких известных литературных героев-детективов вы знаете?

4. Зачем создаются детективные агентства?

5. Что такое расследование?

Сегодня  я предлагаю вам раскрыть несколько  любопытных  лингвистических дел. Но прежде… разминка.

Блок 1. Назовите детектива по его характеристике:

(Каждой группе предлагается ответить на вопрос. Если ответ дается по первой же улике, то команда получает 3 балла; по второй улике – 2 балла, а с 3-ей улики – 1 балл. )

Вопрос 1:

Улика 1.Этому литературному героюустановили памятник в 1966г. в Голландии.

Улика 2.Немолодой, кряжистый, попыхивающий трубкой полицейский, дослужившийся от рядового инспектора до комиссара по расследованию особо тяжких преступлений. Немногословный,лишенный внешнего лоска, порой производит впечатление тугодума.

Улика 3. О нем было написано  80 романов, что сделало этогогероя одним из самых известных сыщиков мира.

 

Вопрос 2:

Улика 1.: Французский вариант его имени  - Геркулес.

Улика 2.Автор относится к своему герою с иронией, в облике  подчеркнуто смешное: лысина, щегольские усы, манерность, кошачьи повадки.

Улика 3. У него есть свой помощник - капитан Гастингс, которому сыщик разъясняет суть собственного метода.

 Вопрос 3:

Улика 1.В Англии, В Лондоне, существует даже официальное место-музей, где якобы жил знаменитый сыщик.

Улика 2. Написав о нем 56 рассказов и 4 повести, писатель  в 1893 году он решил покончить с ним, чтобы посвятить себя историческим романам, и в одном из рассказов герой «погибает» у Рейхенбахского водопада.  Но читатели, обозвав автора «убийцей», потребовали вернуть  героя.

Улика 3.Он любил играть на скрипке.

Блок 2. Восстановите правильные логические цепочки:соотнесите героя-детектива с его создателем-автором и страной – родиной героя. (Команды работают одновременно 2 минуты и получают столько баллов, сколько логических цепочек они составили верно.)

  1. комиссар Мегрэ - Агата Кристи - Бельгия
  2. Мисс Марпл  -  Агата Кристи –– Англия
  3. Эркюль Пуаро  – Жорж Сименон -   Англия
  4. Капитан Гастингс –– Жюль Верн -  Франция
  5. Шерлока Холмса  - Артур Конан Дойл  - Франция

Блок 3. Найдите напарника

Известно, что у многих знаменитых сыщиков были свои напарники – коллеги, которые зачастую понимали их с полуслова, что и спасало жизнь великим детективам.  Попробуем отыскать в группе того, кто проявит особую чуткость и сообразительность и поймет вас без слов, а именно без «слова».  Капитан определяет 2-х участников. Участнику предлагается выбрать свернутую бумагу, где написан лингвистический термин. В течение 1 минуты тот должен растолковать понятие «напарнику», не называя самого термина. Напарник должен назвать записанный на бумаге термин.  Команды действуют поочередно. Капитаны каждый раз определяют пары из еще не участвующих в данном задании учащихся. Если «напарник» не называет термин, другим командам дается право на ответ. В этом случае право ответа переходит к правильно ответившей команде.

Понятия: морфема, окончание, фразеологизм, лексика, словосочетание,

Предложение, этимология, топонимика, индоевропейский язык, старославянизмы, омонимы, антонимы.

Блок 4. Раскройте «ДЕЛО».

Теперь вы готовы к настоящему делу. Выши «серые клеточки» заработали, вы узнали, на кого можете рассчитывать в качестве напарника. Итак, в архиве гимназии, которая как вы знаете, является комплексом «Школа-музей»,   был найден уникальный документ – вернее, его сохранившиеся части.  Неизвестно,  при каких обстоятельствах и почему этот документ, представляющий собой фрагменты рукописи,  попал в гимназию, к какому времени его можно отнести, и – главное – кому принадлежит эта рукопись.   Надежда только на вас, уважаемые детективы. Возможно, документ имеет огромную историческую ценность. Изучите материалы «ДЕЛА» и дайте ответ на вопрос:

  1. Кому принадлежит рукопись? (1 балл)
  2. Как связана рукопись с гимназией № 1? (1 балл)
  3. Определите примерное время создания этой рукописи? В одно ли время (или разное) были созданы эти фрагменты (2 балла)
  4. Определите область знания, которой занимался автор рукописи и сферу его интересов в данной области ( по 1 баллу за направление)
  5. Если это фрагменты научных трудов, то опубликованы ли они? ( 1 балл за каждый правильный ответ)

Подготовьте защиту (систему аргументов) своих версий (грамотность аргументов и ссылки на содержание рукописи – 5 баллов).

Фрагмент 1: «… она не знала усталости и не остерегалась ни даже холода, ни даже мороза…. Озлобление и ненависть были чужды ее всепрощающему характеру. Именно она стала для меня главной воспитательницею и наставницей в литературе»

 

Фрагмент 2:«…Большую часть времени в гимназии мы проводили сами по себе, так сказать, по методу взаимного обучения, без надлежащего руководства и наблюдения со стороны учителей»

Фрагмент 3.«… пришлось остаться еще на год в Пензе, чтобы пополнить пробелы гимназического образования и приготовиться…

… медицинский факультет, чтобы обеспечить матушке независимое положение…»

Фрагмент 4.«… кроме знаний, предполагает и умения, потому и отечественная грамматика не довольствуется только развитием природного дара слова, но руководствует ученика в искусстве…

посильную дань гимназическому учительству…»

 

Фрагмент 5.« …жа-тель, жн-уц, жн-ея, жа-лья, жн-иво, жн-ище, вр-алья…»

Фрагмент 7.«Дажь-бог – бог огня и света, Стри-бог – бог воздуха и ветра…»

(Комментарии к «Делу». Речь идет о выпускнике гимназии, выдающемся русском филологе Иване Федоровиче Буслаеве. Фрагменты взяты из книг: «Мои воспоминания», 1897 г. и  «Историческая грамматика русского языка», 1858 г. При выполнении задания можно пользоваться ресурсами Интернет.)

 

 

Отзывы учеников:

«Это было действительно интересно. Мы вроде бы и играли, но с другой стороны – многое для себя открыли и узнали. Например, я не знала, что Буслаев планировал обучаться на медицинском факультете, и это сбило «со следа» ( Елистратов Артем).

«Особенно неожиданно было играть в команде смешанного типа, когда твоих партнеров определила жеребьевка. Приходилось быстро ориентироваться, потому что мы не очень хорошо знаем успехи и особенности другого 10-го класса» (Канихин Тихон).

«Интересен сам формат таких агентств». Мы не первый раз играем, но каждый раз это интересно». (Лукьянов Ярослав) 

ВложениеРазмер
img_8593.jpg1.04 МБ
img_8706.jpg842.88 КБ
img_8802.jpg878.36 КБ