Уважаемые коллеги!
В конце сентября – начале октября (примерно 25.09-02.10) в Школьной Лиге проводится очередная Неделя краеведения, истории и социологии науки и технологий.
В прошлом году многие школы представили интересный и наиболее близко соответствующий тематике опыт проведения этой Недели, который был отражен в сборнике статей.
Этим опытом «первопроходцев» можно и нужно воспользоваться, чтобы развивать организационно-методическую оснащенность Недели не только по отдельным мероприятиям, которые должны по качеству перерастать в увлекательные события для школы, но и по композиции, сценарному и логико-тематическому единству в целом (ссылка на ресурс на портале Школьной лиги: во Вложении файлы Образец 1 и 2 – это же является и требованием к оформлению отчета; ориентиры по срокам см. там же во Вложении файл Техническое задание).
Просим еще раз обратить внимание на то, что Неделя посвящена именно научно-техническим (!) аспектам краеведения, истории и социологии в их учебно-методической адаптации к школе, а не каким-либо другим.При этом, конечно же, научно-техническая тематика в малом и большом историческом ракурсах, на малых и больших территориях и социокультурных контекстах включает не только внимание к науке и производству как таковым, но и к биографическим, социально-психологическим, микроэкономическим, эргономическим, экологическим и пр. важным моментам.
В методику организации Недели (презентация методики во Вложении) нужно смелее включать самостоятельную поисковую активность и творчество школьников, деловые игры и межпредметные «погружения», исследовательские, а не репродуктивные задания. Экскурсии в НИИ, технопарки, музеи науки и техники и на предприятия промышленности - это здорово, но лучше, чтобы они значительно больше включали диалог участников, а не монолог экскурсовода.
Некоторые идеи и формы организации мы предлагали прежде, предлагаем Вашему вниманию и сейчас. Не останавливайтесь на достигнутом - изобретайте интересные формы и фантазируйте дальше!
Удачи Вам и увлеченности вместе со школьниками!
Некоторые идеи по возможным мероприятиям на Ежегодной Неделе краеведения, истории и социологии науки и технологий
1. Малые школьные блиц-музеи истории науки и техники
Возможны в отдельных классах и/или один общий на школу с приглашением посетителей.
Экспонаты могут на время демонстрации приносить в школу учащиеся, любой работник школы, родители и все знакомые люди.
Возможные темы (с демонстрацией экспонатов и рассказом о времени их выпуска, о стране, городе и заводе-изготовителе, о технических преимуществах и дизайне того или иного экспоната по сравнению с предшествующим поколением «его сородичей», о его служебной «биографии» в доме (или на работе) у того, у кого он находился до появления на данной выставке):
«Телефоны старые и не очень»
«Уже пожилые радиоприемники и магнитофоны»
«Часы большие и маленькие, какими они были давно и недавно…» и т.д. и т.п.
Возможно, также представить экспозицию старых семейных фотографий, где разные поколения родственников учащихся зафиксированы фотокамерой у каких-то технических аппаратов, агрегатов, научных приборов и т.п. Нужно, конечно, чтобы сами ребята напечатали к этим фотографиям пояснения и/или рассказали на выставке посетителям историю того, что изображено на этих старых фото из «семейного альбома», историю, которую они узнали, расспросив своих родственников.
Дополнительно организаторы экспозиции могут с посетителями провести игру «Биография экспонатов», например, воспользовавшись авторской методикой В.Ю. Пузыревского «Интервью с окружающим миром».
2. Проведение уже разработанных и модифицированных дидактических игр «Детективные агентства. Научные открытия» (общая история естествознания),«Детективные агентства. Российская наноиндустрия» (новейшая российская история высоких технологий в промышленности) и «Детективные агентства. Российские изобретатели».
3. Деловая игра «Журналист. Командировка на завод»
Один из самых увлекательных способов краеведческих исследований. Разнообразие тем и мест посещения юными журналистами учреждений и предприятий науки и техники в близлежащей к школе и несколько удаленной от нее территории. Неожиданные и полезные ракурсы журналистских исследований.
|
Воспользуйтесь материалами по опыту проведения серии тематических деловых игр «Журналист. Командировка на СЗЛК», «Журналист. Командировка на Кировский завод», «Журналист. Хай-тек в Санкт-Петербурге», а также проведенной в Лиге игре «Журналист. Инновационные пространства города»
4. Конкурс «Что производится в вашем городском районе, поселке»
Цель конкурса – пополнение знаний учеников о производственной экономике своего городского района, поселка.
Ученикам дается задание перечислить в письменной форме основные виды продукции, товаров, производимых на предприятиях родного городского района, поселка. При этом необходимо указать наименование продукции и название предприятия или ряда предприятий, которые производят эти товары. В список следует включать самые общие наименования производимых товаров. Например, продукты питания, одежда, обувь, белье, головные уборы, машины, строительные материалы. Можно включить в список и производство наиболее важных видов услуг.
Затем путем сопоставления списков выясняется, какие виды производимых товаров упомянуты в большинстве списков и являются тем самым наиболее представительными. Выделяются, например, пять самых массовых производимых товаров.
Победителями конкурса объявляются ученики, в списки которых вошли наиболее типичные и важные товары и которые смогли назвать самое большое количество разных производимых в городском районе или поселке товаров и услуг.
(См. Райзберг Б.А. Экономика вокруг нас. Учебное пособие. – М.: Издательство «Ось-89», 2000, с.169-170).
5. Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся «Промышленность в окрестностях моего дома и школы»
Интегрируемые предметы: краеведение, экономика, география, история, биология, обществоведение.
Возможные темы: «Промышленность и экология: история и современность. Где стало лучше, где хуже и почему?» (см. в этом направлении интересный опыт, который представлен учителем географии одной из школ), «Высокотехнологичное оборудование на предприятиях моего города (или поселка): сто лет назад, пятьдесят лет назад и сейчас» (см. любопытный - но, правда, нешкольный - пример описания по этой теме, сделанный в 1916 г. в Богородском уезде Московской губернии), «Почему это предприятие появилось именно здесь?, или «Привязка к местности»» и т.д.
6. Небольшое «погружение» в историю научных дискуссий «Диалогика стилей в науке. Химия 8-10 класс»
Воспользовавшись методическим материалом по изучению истории великих дискуссий в химии XIXв. можно организовать 1-3-дневные микро-«погружения», где возможны и тематические инсценировки в ролях, и лабораторные работы, и учебно-ролевые дискуссии.
«Мы приглашаем и вас примерить на себе различные стили научного мышления. Каким образом? Да, в ходе увлекательного изучения истории дискуссий по ключевым проблемам химии конца XVIII в. и почти всего XIX в.: процесс горения и состав воздуха, природа растворов, своеобразие органических соединений», - пишут авторы пособия и рабочей тетради.(см. материалы: http://schoolnano.ru/node/4838 и http://schoolnano.ru/node/4837)
7. Просмотр и обсуждение научно-популярных фильмов по истории мировой науки и техники
Сейчас в интернете можно найти много видеофайлов с таким материалом. Но не стоит ограничиваться только обычным просмотром с соответствующим тематико-предметным обсуждением на уроке, либо после уроков. Можно предложить ребятам после просмотра фильма либо нарисовать красками рекламный постер о нем на листе ватмана, либо разработать сценарий и снять на видеокамеру смартфона собственный одноминутный трейлер, представляющий данный фильм самими ребятами.
Вот можно порекомендовать фильмы из собрания группы «Толковое естествознание для школьного образования»