04-2014_Потолстевшая монета_МБОУ СОШ № 63, г.Пенза_Казакова Яна Сергеевна

 

2014, апрель. Занятие по курсу «Загадки природы» по теме: «Потолстевшая монета»,

Казакова Яна Сергеевна, МБОУ СОШ № 63 , город Пенза

Тема:Потолстевшая монета

Цель.Создать условия для формирования у младших школьников  УУД,

Ход занятия.

Дети разделены на 3 группы по совместимости.

Шаг 1.У: Начинаем занятие с хорошего настроения. Улыбнитесь друг другу и мне.

У.: Ребята, вы когда – нибудь бывали в цирке?

Д.: Да, бывали!

У.: Что интересного там видели?

Д.: Я видел медведя, который жонглировал!

Д.: Я видела собачку, которая ходит по канату.

Д.: Я видел тетеньку, которая показывала разные фокусы

У.: У меня на столе разложены предметы. Подумайте, чем, из перечисленного вами мы будем заниматься?

Д.: Будем делать фокусы!!!

У.: Вы верно определили нашу цель урока. Суть  фокуса вам нужно будет раскрыть.

Шаг 2. У.: Итак, начнем!

У.: Возьмем дощечку и вобьем в нее 2 гвоздика так, что бы между ними свободно проходила монетка. Обратите внимание, монетка свободно проходит между гвоздями. Сейчас мы нагреем монетку. Попробуйте предположить, пройдет ли нагретая монетка между гвоздями.

Работа в группах.

1 группа: Пройдет, ее же никто не отрезал специальными щипцами.

2 группа: Не пройдет, иногда бывает так, что нога распухает от жары, и в ботинок не помещается, так и монетой: распухнет – не поместится.

3 группа: Пройдет даже еще свободнее, чем в первый раз. Это можно объяснить так: когда вода в чайнике кипит, воды становится меньше, испаряется, так и с монетой, все лишнее при нагревании испарится, монетка будет легко скользить между гвоздями.

У.: Итак, проверяем. Нагретую монету помещаем между гвоздями и видим, что она не проходит. Как вы думаете, почему?

Д.: Расплавилась и приклеилась к гвоздям.

Д.: Приклеилась к дощечке, ведь дощечка из дерева, там была смола, смола растаяла и приклеила к себе монету.

Д.:  Распухла как нога.

У.: Какой вариант объяснения вам ближе?

Д.: Распухла.

Шаг 3.У.: Продолжаем эксперимент. Оставляем монетку на пару минут и видим,  все стало таким, как было раньше.  И монетка снова может проходить между гвоздями. Отчего такое возможно? Обсудите в группе, попробуйте схематично нарисовать свою гипотезу на доске.

1 группа:  Монетка нагрелась и распухла, затем снова сжалась (рисуют).

2 группа: Монетка как тесто: если в тепло, становится больше, если нет тепла, не становится больше(рисуют).

3 группа: Все зависит от температуры, если жарко – все распухает, холодно, опять сживается(рисуют).

Шаг 4.У.: Появились ли у вас вопросы к друг другу? Что можно в целом сказать о содержании каждой версии? Попробуйте сделать  общие выводы.

Д.: Что будет с монетой, если сильно нагреть?

Д.: Вообще не поместится между гвоздями.

Д.: Если быстро нагревать и быстро остужать, заметим, как распухает и сжимается?

Д.: Наверное, нет. Мы же не видим микробов, и этого не заметим, слишком маленькие частицы. Если только под микроскопом.

Д.: При нагревании предмет увеличивается, при охлаждении сжимается.

Шаг 5.У.: А знаете ли вы, что если камень сильно нагреть на огне, а потом резко охладить, то по его поверхности могут пойти мелкие трещинки. Если нагревание и охлаждение  провести   несколько раз, то камень может рассыпаться на части.

Д.: Вот почему нельзя холодную банку из холодильника под горячей водой мыть!

Д,:  Да, а еще нельзя холодные яйца сразу на горячую плиту варить ставить!

Шаг 6. У.: Как вы думаете, смогли ли мы сегодня раскрыть фокус с монетой?

Д.: Смогли! Дома обязательно попробуем еще раз повторить!

 

Комментарии

Информация о пользователе.
23.04.2014 : 23.25

Яна Сергеевна, спасибо за размещенный материал. 

Разговор детей получился интресным. Чуть позже напишу развернутый комментарий.