04-2014_Потолстевшая монета_МБОУ СОШ № 63, г.Пенза_Казакова Яна Сергеевна
2014, апрель. Занятие по курсу «Загадки природы» по теме: «Потолстевшая монета»,
Казакова Яна Сергеевна, МБОУ СОШ № 63 , город Пенза
Тема:Потолстевшая монета
Цель.Создать условия для формирования у младших школьников УУД,
Ход занятия.
Дети разделены на 3 группы по совместимости.
Шаг 1.У: Начинаем занятие с хорошего настроения. Улыбнитесь друг другу и мне.
У.: Ребята, вы когда – нибудь бывали в цирке?
Д.: Да, бывали!
У.: Что интересного там видели?
Д.: Я видел медведя, который жонглировал!
Д.: Я видела собачку, которая ходит по канату.
Д.: Я видел тетеньку, которая показывала разные фокусы
У.: У меня на столе разложены предметы. Подумайте, чем, из перечисленного вами мы будем заниматься?
Д.: Будем делать фокусы!!!
У.: Вы верно определили нашу цель урока. Суть фокуса вам нужно будет раскрыть.
Шаг 2. У.: Итак, начнем!
У.: Возьмем дощечку и вобьем в нее 2 гвоздика так, что бы между ними свободно проходила монетка. Обратите внимание, монетка свободно проходит между гвоздями. Сейчас мы нагреем монетку. Попробуйте предположить, пройдет ли нагретая монетка между гвоздями.
Работа в группах.
1 группа: Пройдет, ее же никто не отрезал специальными щипцами.
2 группа: Не пройдет, иногда бывает так, что нога распухает от жары, и в ботинок не помещается, так и монетой: распухнет – не поместится.
3 группа: Пройдет даже еще свободнее, чем в первый раз. Это можно объяснить так: когда вода в чайнике кипит, воды становится меньше, испаряется, так и с монетой, все лишнее при нагревании испарится, монетка будет легко скользить между гвоздями.
У.: Итак, проверяем. Нагретую монету помещаем между гвоздями и видим, что она не проходит. Как вы думаете, почему?
Д.: Расплавилась и приклеилась к гвоздям.
Д.: Приклеилась к дощечке, ведь дощечка из дерева, там была смола, смола растаяла и приклеила к себе монету.
Д.: Распухла как нога.
У.: Какой вариант объяснения вам ближе?
Д.: Распухла.
Шаг 3.У.: Продолжаем эксперимент. Оставляем монетку на пару минут и видим, все стало таким, как было раньше. И монетка снова может проходить между гвоздями. Отчего такое возможно? Обсудите в группе, попробуйте схематично нарисовать свою гипотезу на доске.
1 группа: Монетка нагрелась и распухла, затем снова сжалась (рисуют).
2 группа: Монетка как тесто: если в тепло, становится больше, если нет тепла, не становится больше(рисуют).
3 группа: Все зависит от температуры, если жарко – все распухает, холодно, опять сживается(рисуют).
Шаг 4.У.: Появились ли у вас вопросы к друг другу? Что можно в целом сказать о содержании каждой версии? Попробуйте сделать общие выводы.
Д.: Что будет с монетой, если сильно нагреть?
Д.: Вообще не поместится между гвоздями.
Д.: Если быстро нагревать и быстро остужать, заметим, как распухает и сжимается?
Д.: Наверное, нет. Мы же не видим микробов, и этого не заметим, слишком маленькие частицы. Если только под микроскопом.
Д.: При нагревании предмет увеличивается, при охлаждении сжимается.
Шаг 5.У.: А знаете ли вы, что если камень сильно нагреть на огне, а потом резко охладить, то по его поверхности могут пойти мелкие трещинки. Если нагревание и охлаждение провести несколько раз, то камень может рассыпаться на части.
Д.: Вот почему нельзя холодную банку из холодильника под горячей водой мыть!
Д,: Да, а еще нельзя холодные яйца сразу на горячую плиту варить ставить!
Шаг 6. У.: Как вы думаете, смогли ли мы сегодня раскрыть фокус с монетой?
Д.: Смогли! Дома обязательно попробуем еще раз повторить!
Комментарии
Яна Сергеевна, спасибо за размещенный материал.
Разговор детей получился интресным. Чуть позже напишу развернутый комментарий.