2014_Март_Невидимый мир или микромир_2 класс_Пономарева Н.Б._гимназия 44_Пенза

На данном занятии второклассники знакомятся с микроскопом. 

Они впервые рассматриваю мир под микроскопом и обмениваются своими впечатлениями.

Увиденное они рисуют на доске, в своих тетрадях и обсуждают в классе.

Ребята учатся выстраивать гипотезы, задавать вопросы о том, что они увидели.

Данный урок может стать продолжением урока, где предполагается исследовательская деятельность с помощью микроскопа: "Горные породы и минералы",  "Тела и вещества", "Части растений" и др.

ВложениеРазмер
prezentaciya1.pptx7.6 МБ
nevidimyy_mir.doc2.43 МБ
illyustracii_detey_s_uroka_1_.jpg5.81 МБ
illyustracii_detey_s_uroka2.jpg6.07 МБ
illyustracii_detey_s_uroka_3.jpg5.58 МБ
illyustracii_detey_s_uroka_4.jpg5.33 МБ
illyustracii_detey_s_uroka_5.jpg6.4 МБ

Комментарии

Информация о пользователе.
17.03.2014 : 20.42

Рад, что в лаборатории появилось описание занятия с детьми второго класса, посвященное работе с увеличительными приборами (микроскопами). 

Наталья Борисовна, спасибо!

Замечательно, что детям было предоставлена полная свобода рассматривания интересующих их объектов, мы их ни к чему "не подводили", они сами обменивались впечатлениями друг с другом и учителем. Замечательно, что взрослый интересовался  именно тем, что дети увидели сами и сами удивились. Это очень важно для поддержания у детей готовности и дальше интересоваться окружающим миром. 

Что в качестве предложений на будущее хотелось бы уточнить и предложить.

В тексте описания сказано, что использовались цифровые микроскопы. В методических рекомендациях я говорил, что на первом шаге лучше работать со световыми микроскопами, т.к. они в большей степени задействуют кинестетику наблюдателя. Почему это важно, мы не раз обсуждали. 

Дети на первом шаге (и это действительно весьма типично) хотят рассмотреть то, что им "ближе всего" - т.е. свои волосы, кожу и т.д., А это является не очень удачными объектами для микроскопирования. В связи с этим лучше на первом шаге предлагать им провести исследования вокруг себя при помощи лупы. И рассмотреть все что интересно, в том числе - комнатные растения и т.д. 

А вот на втором шаге - предлагать поработать с микроскопом. И еще раз рассмотреть, например, свои волосы. На разнице впечатлений они оценят и возможности микроскопа. 

Рассматривание статичных объектов - это одно , а вот встреча с живыми микроорганизмами - это совсем другое. В прикрепленных материалах есть, кстати, рисунки микроорганизмов. Но по тексту описания урока не понятно, как эти рисунки появились.

По своему опыту скажу, что живые движущиеся микроскопические животные взятые из школьного аквариума вызывают у детей не сколько восторг, сколько глубокое удивление. Рисунки увиденного и вопросы по поводу увиденного позволяют это очевидным образом обнаружить.  

Наличие в классе бинокуляра позволяет увидеть все то, что рассматривалось ранее, в совершенно "другом свете". Бинокуляр обеспечивает объемность картинки и (кто видел - отрицать не будет) - весьма сильное эстетическое впечатление. Особенно, если вы рассматриваете листья аквариумных растений. 

Знакомство детей с миром микроскопических животных, с особенностями микроскопического строения макрообъектов (листьев, кожи, волос и т.д.) раздвигает существенно горизонты их картины мира.

Работа со светом микроскопом включает их кинестетику.

Вопросы, например. вот такие: Мне непонятно, как эти существа попадают в аквариум? Мне непонятно, чем эти существа питаются? Эти существа болеют?  Спят ли эти существа? В каких они отношениях? Знают ли они друг друга? Есть ли у них дети? Мне непонятно, почему существа, когда едят микробов, не болеют? задают познавательную интенцию всего происходящего. 

При первых встречах с увеличительными приборами и миром микроскопических объектов дети еще не занимают исследовательскую позицию. Но если мы их заинтересованно спрашиваем, что они увидели, чему удивились, какие вопросы у них возникли по поводу увиденного, если мы на доске рисуем с их слов увиденные ими объекты и т.д. (см. методические рекомендации), то мы подчеркиваем и признаем их способность что-то наблюдать, чем-то интересоваться, чему-то удивляться. И это, поверьте, не останется незамеченным.