Школа будущего = кибершкола?

На прошлой неделе известный блогер Фриц Моисеевич Морген (он же Олег Макаренко)  был по приглашению [info]Тины Канделаки на круглом столе в Общественной Палате. Прочитать про него подробнее и просмотреть видеотрансляцию целиком можно вот здесь:



http://tikandelaki.livejournal.com/212290.html



Вообще, круглый стол был посвящён инновациям в школах. Однако большая часть ораторов выступила в традиционном ключе: «Россия Гибнет», «Компьютеры Не Нужны», «Советское Образование Лучшее В Мире» и так далее.

Фриц же выступил с весьма интересным спичем про кибершколу.

 

Вот как он сам рассказывает о том, о чем говорил на заседании:

Если вкратце, то кибершкола — это школа, устроенная по образцу онлайн-игры, ММОРПГ. Школа, учиться в которой будет не менее интересно, чем играть в хорошую компьютерную игру.



В самом деле — ведь реальная жизнь куда как интереснее, чем безмозглые угловатые монстры. И дети предпочитают игры школе исключительно потому, что современная школа устроена донельзя убого.



Сравните сами.

 

  1.  В игре ребёнок сам выбирает куда ему пойти и что делать. В школе ему, как заключённому, приходится по команде переходить из класса в класс. Сходство с зоной усугубляют традиционные переклички.
  2. В игре ребёнок выбирает врагов по силе и по настроению. В школе ребёнок должен учить то, что прикажут — даже если ему это слишком сложно или слишком легко.
  3. В игре задания составляют профессиональные гейм-дизайнеры, которые знают, как сделать ребёнку интересно. В школе задания составляют профессиональные чиновники, которые чтением своих нудных учебников могут и бешеного тигра усыпить.
  4. В игре ребёнок сам выбирает, с кем ему общаться и общаться ли вообще. При этом все серьёзные дела совершаются в команде. В школе ребёнку навязывают круг общения, заставляя — хочет он того или нет — общаться с одноклассниками. С другой стороны, школьнику прямо запрещают выполнять задания вместе с друзьями. «Я ставлю вам четвёрку на двоих — по два балла каждому».
  5.  В игре ребёнок, которому надоест бить сложных монстров, может заняться крафтингом или поэксплорить или пособирать коллекции или получить какую-нибудь ачивку. В школе ребёнок не может выбрать ничего: он вынужден заниматься ровно тем, чем прикажут.
  6. В игре ребёнок, которому стала интересная какая-то зона, может зависнуть в ней на неделю, решая сложный квест. В школе ребёнок вынужден менять вид деятельности каждые 45 минут, по звонку.
  7. В игре ребёнок почти всегда действует. В школе, наоборот, ребёнок почти всегда сидит, сложив лапки на парте, и смиренно слушает учителя.
  8. В игре ребёнок — главный. Он свободен, он сам принимает все решения. В школе ребёнок — раб. Все решения принимают за него. Ребёнок не может распоряжаться даже своими мыслями — он обязан думать именно о том, о чём в данный момент бубнит у доски учитель.
  9. В игре ребёнок сразу видит свой прогресс. Убил монстра — получил 100 очков опыта. До следующего уровня осталось ещё 2'400 очков. В школе прогресс не виден. Максимум, что можно — зачёркивать дни до конца срока, как делают это солдаты срочной службы или заключённые.
  10. В игре ребёнок может при желании побыть как ведомым, так и ведущим. Он может чему-то научиться у более опытных товарищей, а может, наоборот, чему-то научить новичков. В школе ученики разного возраста не общаются вообще.

Короче, как мы видим, школы как будто специально построены так, чтобы привить детям максимальное отвращение к учёбе. И, как следует из результатов разных опросов, школам это с успехом удаётся. Достаточно сказать, что больше 30% россиян не знают, вращается ли Солнце вокруг Земли или Земля вокруг Солнца.



Продвигаемая мной Кибершкола может все эти школьные проблемы решить. Подробнее об этой концепции я писал вот здесь:



http://fritzmorgen.livejournal.com/235985.html



Что важно, для преобразования обычной школы в Кибершколу особых финансовых затрат не потребуется. Достаточно будет разработать систему квестов, умений, уровней и прочих традиционных для RPG атрибутов. Всё можно будет сделать на базе имеющейся техники и помещений. Кадры тоже найдутся — хороших гейм-мастеров в России хватает.



Другой вопрос, что современные образовательные стандарты предполагают обязательную программу и прочую гнусь, которая прямо-таки диктует стандартную тюремную классно-урочную систему. Поэтому, боюсь, первые кибершколы появятся не в России, а в какой-нибудь менее поражённой чиновниками стране.



Но, в любом случае, прогресс не остановить. Заслуженные педагоги, пытающиеся сейчас сделать вид, будто тёплые ламповые учебники лучше, чем современные планшетные компьютеры, обречены на поражение. Хотя бы потому, что планшетные компьютеры меньше весят и, следовательно, не так сильно портят детям спину, как учебники.

 

Комментарии

Комментарии

Информация о пользователе.
29.03.2011 : 19.02

из комментариев к видео Фрица:

Еще мне кажется ты не сказал про главное (кроме отсутствия принуждения). Почему детям нравится больше играть, чем ходить в школу? Потому что результат ближе и ощутимее. Его можно проверить сразу, а участь в школе только через 10 лет минимум. То есть надо придумать что-то, что дало бы детям ощущение власти, при этом реальность этой власти вопрос второстепенный.