Л. И. Зуева. От чего зависит архимедова сила?

Предлагаю вниманию коллег разработку урока по физике "От чего зависит архимедова сила?"

Учитель Зуева Людмила Ивановна. Лицей № 43. г. Саранск

ВложениеРазмер
zueva_l._i.doc6.93 МБ

Комментарии

Информация о пользователе.
04.03.2014 : 13.14

Добрый день

Спасибо за предоставленный материал.  Структурированность и оформленность материалв позволяет сформулировать ряд важных вопросов педагогического характера.

1. Вопросы, на которые экспериментально отвечали учащиеся (Зависит ли архимедова сила от глубины погружения?, Зависит ли архимедова сила от объема тела? и т.д.) - это вопросы, которые сформулировал взрослый? Могли ли такие вопросы сформулировать сами школьники на фоне имеющихся у них представлений о "силе Архимеда"? 

2. Могли ли школьники, при условии, что исследовательский вопрос сформулировал взрослый - сами придумать процедуру экспериментального ответа на этот вопрос? 

3. Можно ли было предложить учащимся вначале (без объяснения) провести опыт (например, погружение тела на разную глубину), а после этого предложить им ответить на вопрос - что в ходе этого опыта проверялось и какой вывод из этого можно сделать?

4. Могли ли учащиеся на фоне уже сформулированного взрослым исследовательского вопроса вначале предположить варианты ответа а потом проверить их экспериментально? На фоне полученных ответов совместно обсудить, чем были вызваны иные (ошибочные) предположения. 

Все эти вопросы касаются вопроса о способах формировании ученической исследовательской самостоятельности. Другими словами, на основе представленного материала мы может спроектировать разные учебные ситуации, предполагающие разную степень ученической самостоятельности (от минимальной, до максимальной, когда школьники самостоятельно формулируют исследовательские вопросы на основе имеющейся у них теории, самостоятельно придумывают экспериментальные процедуры, получают новые факты). 

Прим. предложенная в описании форма работа отличается от "исследовательского задания" (см. техническое задание по лаборатории) тем, что здесь уже явно задана теория и сформулирован исследовательский вопрос и т.д. В то время как в "исследовательском задании" дается описание только экспериментальной процедуры, которую учащимся и нужно выполнить. В этом смысле, к исследовательскому заданию ближе ситуация пункта 3, когда мы предлагаем учащимся провести опыт (например, исследование архимедовой силы в зависимости от глубины погружения тела) а после этого предлагаем им обсудить, что здесь исследовалось, какой познавательный вопрос был "упакован" внутри этого опыта. После этого и на фоне этого стоит предложить школьникам сформулировать и свои исследовательские вопросы на основе имеющейся у них теории.